Плот кон тики чертежи и размеры. "Кон-тики": безумие дальнего плавания. Описание предлагаемого проекта

Бальзовый плот Кон-Тики был построен как копия древнего плота южноамериканских индейцев. Плот состоял из девяти бальзовых бревен, привезенных из Эквадора, управляла плотом команда из шести человек с Туром Хейердалом. Кон-Тики отплыл из Перу 28 апреля 1947 года и спустя 101 день достиг Полинезии, пройдя путь чуть менее 7000 км. Была доказана возможность миграции предков полинезийцев из Южной Америки.

СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА МОДЕЛИ КОРАБЛЯ

В своей модели корабля итальянская фирма Mantua использует ту же легкую бальзу, что и на настоящем плоту. Аккуратные круглые бальзовые заготовки диаметром около 25 мм специально загрубляются, окрашиваются темной морилкой (есть в наборе), склеиваются и дополнительно связываются толстой нитью. Единственная хижина-шалаш выполняется по оригинальной технологии с имитацией плетёнки, а сверху имеет навес из широких пальмовых листьев.

Крупный масштаб позволяет изготовить плот не только с помощью клея, но и связывать бревна, делая поперечные балки, низкие фальшборта, невысокий носовой бортик, скрепляя примитивную мачты и делая такелаж. Изображение древнего Бога на парусе делается с помощью прилагаемого трафарета. Модель корабля оснащена как веслами, так и веревочной лестницей на мачту.

Инструкция имеет около 150 цветных фотографий поэтапной сборки модели и практически не имеет поясняющего текста, т.к. по фотографиям всё предельно ясно.масштаб 1:18 длина 590 мм

Добрый день, коллеги!

При изготовлении данной модели не было использовано ни единого чертежа. Но этот факт совершенно нельзя расценивать как повод для утверждения, будто итог моих трудов получился далёк от оригинала - в основе моей работы лежали книга, фото- и видео материалы путешествия Тура Хеердала по Тихому океану. Эти источники предоставили исчерпывающие данные для постройки модели. Масштаб 1/65.

Как Вы уже поняли, модель построена не из какого-либо готового набора, а с нуля. Я постарался максимально детализировать плот, на сколько позволяли пока еще кривые руки (эта модель - моя первая, строительство которой удалось довести до конца). Сказку не открывал сознательно, т.к. до последнего не был уверен, что мне удастся привести весь процесс к его логическому завершению.

Отталкиваясь от исходных размеров оригинального плота и имеющихся в инете фотографий, удалось найти пропорции всех элементов модели: начиная от размеров хижины и заканчивая размерами реев и парусов. Не хочу углубляться в нюансы, но и замолчать один момент считаю недопустимым - фотоматериалы не в полной мере подтвердили описанный в книге Хеердаом процесс строительства плота.

При изготовлении модели постарался в полном объеме воспроизвести процесс создания оригинального плота Кон-Тики - корпус модели собран без единой капли клея, все держится за счет канатов (их узлы для надежности фиксировал каплей ЦА). Для основы плота покупались идеально круглые бревна, которые потом я постарался приблизить по виду к стволам бальзового дерева из которых этот плот и строился. Для этого в самом начале кругляк вымачивался в спирте, потом немного изгибался в различных плоскостях при помощи струбцин и в самом конце ему придавалась шероховатость. Помимо этого обработал торцы бревен для придания им более интересной фактуры (тут я немного переврал действительность - на оригинальном плоту линии распиловки бревен более ровные). После связки основа получилась очень прочной - канаты так крепко держали бревна, что их с большим трудом удавалось выгибать руками. Благодаря первоначальной деформации бревен, перья дополнительных килей вошли как родные. В довершении "бутерброда" плота в нужных местах палубы идут расщепленные бамбуковые жерди, укрытые сверху циновками. На приложенных фотках процесса сборки это наглядно показано. В промежутки между поперечными бревнами, как и подобает, уложил коробки с провизией. Каюсь: экипаж этого плота я оставил без воды, т.к. мне было лень делать с нуля канистры, которые потом никто не сможет увидеть...

Кстати, в общей сложности на плот ушло около 1,2 км нитей (чуть менее 6 катушек основного цвета + немного других. Из этих нитей делал канаты 4 типов - 0,29 (использовались для найтовки всяких разностей и кнопов на более толстых канатах), 0,44 (такелаж), 0,55 (для связки бревен основы плота и такелаж грота) и 1 мм (три ванты грота мачты).

Также постарался воспроизвести достоверный интерьер внутри хижины - сделал имитацию гитары, керосиновой лампы, книжных полок и самих книг (все видно на фотках процесса сборки). Единственное, не получилось разместить скатанные в трубки листы с картами в исходное место. Но ничего, пристроил их немного левее, после установки крыши содержимое хижины без фонарика вообще не видно, да и чтоб разглядеть даже с фонариком приходится втискивать нос практически внутрь дома).

Самое главное - в ходе экспедиции Кон-Тики на борту плота присутствовал наш брат-моделист Кнут Хаугланд - за время путешествия он собрал модель этого плота. На своей модели я изготовил и его модель - она располагается на ящике слева от входа в хижину (ее размер 5х5мм).

Единственный непонятый мной момент из сборки оригинального плота - это то, как крепился носовой борт. Канаты притягивают его к конструкции плота (в горизонтальной плоскости), но что его держит и не дает упасть ниже (вертикальная плоскость) я так и не сумел разобраться. Поэтому нос - это первая деталь, которая держится исключительно благодаря клею, а не привязана канатами. Но и про канаты я не забыл, они расположены на своих законных местах и вроде как выполняют возложенную на них функцию.

При сборке не обошлось и без косяков:

1. При изготовлении бизань мачты не перепутал рангоутные деревья и в месте их пересечения правое получилось ближе к носу, а должно быть левое;

2. Возможно, использовал неверную древесину для грот мачты. В книге говорится про мангр, а на всех фотках стволы светлые;

3. Мангр должен быть (если вообще должен) только от палубы до марсовой площадки (назовём так для понимания седушку на крестовине мачты), а выше - бамбук. Первую мачту сделал по этому рецепту, но она оказалась неверного размера и ушла в утиль, а на второй я уже забыл про бамбук и сделал все из одной древесины;

4. На главной палубе я сделал всего 3 циновки, а в оригинале должно быть 4;

5. Блоки на которых крепится бизань выглядят переразмерными, но меньше я их просто физически не смог сделать без спец инструмента - у меня они 4 мм;

6. Недостаточный натяг шкотов блинда и грота по левому борту - следствие надутия парусов;

7. Паруса я "надул" очень красиво. Но в итоге пришлось выбирать либо оставить это надутие, либо все шкоты будут с провисом. Выбор сделал в пользу натяга нитей, что в значительной мере нивелировало пузатость парусов.

PS: извиняюсь на "многабукф". Изначально рассказ был написан лишь до середины на 4 листах. Ужал его как смог.

Спасибо за внимание, готов ответить на все Ваши вопросы!

С уважением, Дмитрий.

Кон-Тики – это плот, на котором ученый Тур Хейердал с командой из 5 человек проплыл из Перу в Полинезию. 101-дневное путешествие состоялось в далеком 1947 году. Но до сих пор экспедиция считается необыкновенной и обрастает легендами.

Как возникла идея экспедиции?

Целью путешествия на «Кон-Тики» было доказать, что индейцы Южной Америки могли пересечь Тихий океан и заселить полинезийские острова. Тур Хейердал считал, что инки совершали длительные заплывы на плотах из дерева. По примерному «маршруту миграции» индейцев и поплыл «Кон-Тики».

Однако сама теория зародилась гораздо раньше. –норвежский археолог и этнограф, проводивший массу исследований по всему миру. Так, за 10 лет до экспедиции ученый вместе с женой оказался на Маркизском архипелаге.

Один из старцев поведал семье о Кон-Тики – боге местных племен. В истории говорилось, что божество помогло предкам полинезийцев покинуть большую страну, преодолеть океан и заселить здешние .

Легенда поразила Тура Хейердала. Ученый продолжил исследование и нашел подтверждение мифа. В джунглях Полинезии этнограф обнаружил гигантские статуи Кон-Тики. Изваяния были идентичны памятникам инков в Южной Америке.

Идея путешествия по стопам Кон-Тики зародилась в 1946, за год до отплытия. Хейердал начал изучать старинные манускрипты, рисунки и архивы. Работа увенчалась успехом: исследователь обнаружил подробное изображение плотов южноамериканских индейцев.

Поиск единомышленников

Тур Хейердал беседовал с сотней ученых, путешественников и моряков. Однако большинство из них считало идею о заплыве на плоту сумасшедшей. Исследователь не терял надежды, и вскоре у него появились единомышленники. Новые знакомые начали активно искать спонсоров проекта. В итоге о норвежском ученом и его плане написали газеты.

Тур Хейердал проводил одни переговоры за другими. В число спонсоров проекта вошло и военное министерство США. Чиновники обеспечили экспедицию сухими пайками и необходимым снаряжением: спальными мешками, спецобувью и др. Позже Тур Хейердал встретился с президентом Перу и получил разрешение на строительство в местном порту.

Строительство и конструкция плота

Власти Перу выделили Хейердалу и его команде портовый док и несколько рабочих. При строительстве плота были использованы задокументированные технологии инков:


  1. «Кон-Тики » строили из бальсы, очищенной от коры. Бальзовое дерево считается самым легким и прочным в мире. Подходящие экземпляры доставили в порт из Эквадора.
  2. Материал использовался сырым. Влага внутри дерева выступала в качестве пропитки и не позволяла морской воде впитываться глубже. В результате плот долго продержался на плаву.
  3. «Кон-Тики» соорудили без использования гвоздей. Основу плота составили 9 бальсовых бревен длиной 10–14 метров. Сверху на них уложили деревья меньшего диаметра, образовав палубу. Бальзовые бревна и другие составные части перевязали канатами, уложенными в прорезанные пазы. Это препятствовало перетиранию веревок бревнами.
  4. Над основанием установили мачту и рулевое весло с широкой лопастью. Оба элемента были изготовлены из мангрового дерева, которое не тонет.
  5. «Кон-Тики» имел острый нос, благодаря использованию бревен различной длины. Такой подход позволил увеличить скорость движения.
  6. Судно было оснащено парусом площадью 27 м2 и 2 рядами досок, торчащих из дна плота и выполнявших роль выдвижных килей. Механизм препятствовал боковому сносу «Кон-Тики» и облегчал управление им.
  7. Для удобства палубу устлали циновками из молодого бамбука. А посередине разместили небольшую бамбуковую хижину с крышей из банановых листьев.


Завершив строительство, команда увидела точную копию древних южноамериканских плотов. Судну решили дать имя бога полинезийцев и инков, вдохновившего Тура Хейердала на плавание. В связи с этим на парус нанесли изображение бога Кон-Тики.

Оценка плота критиками

Посмотреть на готовый плот прибывала делегация за делегацией. Критики в один голос заявляли, что «Кон-Тики» не достигнет цели и развалится от первой же крупной волны. Зеваки даже заключали пари, как скоро плот пойдет ко дну. Экспедицию называли «авантюрой» и «массовым самоубийством». Но не отменил плавание.

Экипаж «Кон-Тики»

Руководителем экспедиции стал сам Тур Хейердал. В его команду вошло еще 5 человек:


  1. Эрик Хессельберг – штурман и художник, совершивший несколько кругосветных плаваний;
  2. Кнут Хаугланд – радист, участник Второй мировой войны;
  3. Турстейн Робю – второй радист, совершивший военный подвиг: несколько месяцев он передавал в Англию доносы с немецкого линкора «Тирпиц»;
  4. Герман Ватцингер – инженер и техник, знавший основы метеорологии и гидрологии;
  5. Бенгт Даниэльссон – кок и единственный из членов команды, говоривший по-испански.

Тур Хейердал сознательно не брал в команду профессиональных моряков. Ученый не хотел, чтобы успех экспедиции объяснили опытностью экипажа. Это дало бы повод усомниться в способности перуанских индейцев повторить подобное плавание.

Седьмым неофициальным членом команды и одновременно ее талисманом стал южноафриканский зеленый попугай Лолита. Пернатый товарищ не переставая болтал по-испански. К несчастью, на пол пути птицу смыло за борт во время шторма.

Как проходила экспедиция?

«Кон-Тики» отплыл 28 апреля 1947 года из порта Кальяо в Перу. Катер «Гуардиан Рио» отбуксировал плот на 50 миль, прямо до течения Гумбольдта. Далее команда взяла управление в свои руки. Каждый день «Кон-Тики» преодолевал путь в 80 км. В один из погожих дней плот прошел рекордное расстояние в 130 км.


Для экспедиции было выбрано наиболее благоприятное время года с Южным экваториальным течением и пассатами. Поэтому за время путешествия «Кон-Тики» пережил лишь 2 шторма, один из которых длился 5 дней. В итоге на полпути разошлись бревна, потерялось кормовое весло, а парус и палуба получили сильные повреждения. Когда буря закончилась, экипаж сумел устранить поломки.

31 июля, на 93-й день путешествия, команда заметила остров Пука-Пука. Однако пристать к нему не удалось, поскольку плот моментально унесло течением. На 97-й день плавания «Кон-Тики» подошел к острову Ангатау.

Весь день экипаж искал проход в опасных рифах. К вечеру с другой стороны острова показалась деревня. Однако даже с помощью местных островитян команда не смогла направить «Кон-Тики» против ветра в безопасный проход.

На 100-й день плавания плот подошел к атоллу Рароиа в Полинезии. Однако территория также была полностью окружена рифами. Экипаж решил пробиться на сушу во время прилива. Несколько часов плот било мощнейшими волнами. После этого наступил прилив: «Кон-Тики» смог попасть на берег и команда высадилась.

7 августа 1947 года, на 101-й день плавания, экспедиция на «Кон-Тики» была завершена. Экипаж перетащил все необходимые вещи на остров и провел там неделю, пока к ним не приплыли местные островитяне. А еще некоторое время спустя команду забрал норвежский корабль, отправленный властями для спасения экспедиции.

Встречи с акулами

Единственная сложность во время заплыва состояла в регулярной проверке узлов. Для этого членам экипажа приходилось спускаться под воду, где проплывали стаи акул. Хищники окружали «Кон-Тики» из-за запаха крови от пойманной для пропитания рыбы.

Чтобы спуск под воду был менее опасным, команда соорудила специальную корзину. Заметив акулу, проверяющий прятался в конструкцию и подавал знак, чтобы его вытащили на поверхность.

Однажды плот начала преследовать гигантская китовая акула. В итоге один из участников экспедиции не выдержал и воткнул в нее копье, заставив скрыться. Акулы нередко окружали «Кон-Тики» и даже пытались укусить ученых. К счастью, все обошлось.

Особенной стала встреча с акулой-другом. Животное пристало к плоту почти на неделю. Тур Хейердал лично прикармливал хищника, бросая пищу прямо в пасть. Однако один из членов команды попытался поймать акулу за хвост, и «приятельница» уплыла.

Провизия и питьевая вода

Индейцы в пути обходились сушеным бататом и вяленым мясом. Но Хейердал решил не рисковать. На плот был взят 3-месячный запас еды и питья: армейские сухие пайки, фрукты и 1100 литров воды в небольших бидонах.


Для защиты от морской воды провизия хранилась в картонных коробках, покрытых асфальтом (битумом). Тару размещали на основных бревнах под палубой: дерево блокировало доступ солнечных лучей и обеспечивало прохладу.

Продукты готовили на примусе, который хранился в ящике из мангрового дерева. Однажды прибор стал причиной пожара на борту. Однако экипаж во время среагировал: беды удалось избежать.

Большая часть экипажа питалась морепродуктами. На борт нередко попадала летучая рыба, а в специальной сетке скапливался планктон. Кроме того, рыбная ловля позволяла за 20 минут поймать целый обед. Чаще всего на удочку попадалась рыба-дельфин, бонито, тунец и скумбрия. Чуть позже исследователи научились хватать за хвост и затаскивать на плот небольших акул.

В качестве эксперимента, двое членов команды питались исключительно армейскими пайками. На тот момент такой рацион считался инновацией и не был опробован. Консервами питался и остальной экипаж, особенно во время шторма, когда рыбалка была мало возможна.

На «Кон-Тики» было достаточно питьевой воды. Но уже через несколько недель пути она стала неприятной на вкус. Поэтому участники экспедиции регулярно пополняли запасы, собирая дождевую воду. Также была предпринята попытка, подобно индейцам, пить лимфатическую жидкость из гланд рыб. Кроме того, команда выяснила, что зерна овса устраняют неприятный привкус морской воды и делают ее пригодной для питья.


Для нормализации водно-солевого обмена в организме экипаж периодически добавлял морскую воду в питьевую. Так, удавалось восполнить недостаток соли, потерянной с потом.

Быт

В первый же день команда распределила обязанности и расписала вахты. Важные вопросы участники экспедиции решали на собраниях. Подход обеспечил дружественную атмосферу в коллективе малознакомых людей. Кроме того, к плоту привязали резиновую лодку.

В ней можно было побыть, если хотелось уединения. С лодки также вели видеосъемку плота для будущего документального фильма.

Тур Хейердал ежедневно записывал в дневник свои наблюдения, брал пробы рыб и планктона, снимал фильм. Радисты следили за сохранностью портативной и стационарной радиостанции в условиях сырости, отправляли в эфир рапорты и метеосведения. Кок готовил и читал: в каюте хранилась его личная библиотека. Техник устранял поломки, занимался метео- и гидроизмерениями.

Художник латал парус, а также делал смешные зарисовки товарищей или морских обитателей.

Научные достижения: что доказал Тур Хейердал?

Благодаря путешествию на «Кон-Тики» Тур Хейердал смог:


Фильм и книга

Тур Хейердал написал . Произведение стало бестселлером и было переведено на 67 языков. Всего издали 50 млн экземпляров.

Послесловие

Путешествие на «Кон-Тики» стало мировой сенсацией. Команда из 6 человек преодолела 6980 км на плоте из дерева, доказав, что человеку подвластна стихия. Сам же «Кон-Тики» хранится в одном из музеев Осло – на родине Тура Хейердала. Ученые утверждают, что плот по-прежнему способен выдержать длительный заплыв.

Дорогие Друзья, делитесь этой историей с друзьями в социальных сетях — кнопки ниже. Мы уверены, что многие о ней не знают, но узнав, будут удивлены таким событием в истории, которое вызывает восхищение.

Подписывайтесь на обновление сайта. Впереди вас ждет еще много интересного

Тур Хейердал

Когда я читал книгу Эрика, как член экспедиции, я переживал экспедицию вновь. В книге события представлены в живой, юмористической форме, которая, несомненно, привлечет, как детей, так и взрослых. Рисунки Эрика говорят больше, чем слова.

Кнут Хаугланд, радист «Кон-Тики»

Среди участников экспедиции на «Кон-Тики» был товарищ детских игр Тура Хейердала, Эрик Хессельберг. Окончив мореходное училище, он плавал на торговых судах и совершил несколько кругосветных путешествий. Жизнерадостный и талантливый, он любил играть на гитаре и хорошо рисовал. Когда бродячая жизнь наскучила ему, он поселился в маленьком норвежском городке Борре и занялся живописью. Стоило, однако, Хейердалу написать старому другу о задуманном путешествии, как тот, не колеблясь ни секунды, покинул жену и маленькую дочь, чтобы пуститься в далекое и опасное плавание.

На «Кон-Тики» Хессельберг – единственный настоящий моряк в команде – исполнял обязанности штурмана: производил астрономические наблюдения, определял местонахождение плота и отмечал на карте его курс. В свободное от вахт и штурманских забот время он рисовал, запечатлевая на бумаге всё, что видел интересного. Впоследствии он добавил к рисункам текст – полуюмористическое описание переезда от Борре до Лимы и основных событий во время плавания на плоту. Так появилась книга «„Кон-Тики» и я».

Ниже приводим рисунки и подписи к ним сделанные от руки автором. (Рисунки и краткие пояснения к ним были взяты нами из его книги)

1500 лет назад в Перу было много тех, которые знали Кон – Тики. Солнце было величайшим богом в те дни, и Кон – Тики стоял между Солнцем и людьми. Индейские легенды повествуют, что он был белокожим и имел бороду. Его потомки построили большие города в диких Андах. Сегодня это – руины. Легенды рассказывают, что город на озере Титикака, в котором Кон – Тики жил, был атакован индейцами, но Кон – Тики сумел сбежать на побережье с несколькими друзьями. Здесь они сели на плоты из дерева БАЛЬСА и исчезли в Тихом океане – идя домой к Солнцу, так говорит легенда.

Выглядел Кон–Тики так, так или так, сейчас трудно сказать, но все эти бородатые лица из камня и глины были найдены в Америке.

1500 лет прошло, прежде чем кто–нибудь начал задумываться об этом. Когда Тур Хейердал начал думать о Кон–Тики, это не было странно, потому, что он изучал проблему происхождения полинезийцев – проблему, которая заставила поседеть много этнологических голов.

Команда Кон-Тики была собрана. Их европейские имена (слева направо) Кнут Хаугланд, Герман Ватцингер, Тур Хейердал, Эрик Хессельберг (автор рисунков и текста характеризовал себя, как имеющего рост 6 футов и 4 дюйма, поэтому его всегда легко узнать), Бенгт Даниельссон, Торстейн Робю. Даниельссон – швед, остальные члены команды – норвежцы.

Герд Волд – постоянный секретарь экспедиции. Газеты называли ее «Крестная матерь плота».

Седьмой член экипажа, единственная женщина на борту – попугай Лорита, трагически погибла в волнах после двух третей пути.

Восьмой член – краб Юханнес.

Еще были не сосчитанные члены экипажа, такие, как тараканы, муравьи и тысяча моллюсков, державшихся на нижней стороне бревен с помощью присосок.

Тур и Герман добыли 9 бревен бальсы в джунглях Эквадора. Бальса — легкое дерево, но рубить его нелегко. Тем не менее, они сами срубили деревья, связали их вместе лианами и отправились по маленькой речке, бежавшей через джунгли.

Тур и Герман уселись поверх груза и сплавились вниз по реке в порт Гуаякиль. Затем бревна пришли грузовым судном в порт Кальяо около Лимы.

Мы использовали старые испанские рисунки – чертежи как инструкции для создания большого плота. Наш плот был, возможно, более точной их копией.

Радио станция Кон–Тики имела позывные Lima India 2 Bravo. Это устройство не было первоклассным, оно часто било током, так как батареи постоянно намокали и их приходилось заменять. Остальные члены команды старались не притрагиваться к Торстейну и Кнуту без резиновых перчаток, когда они работали на ключе.

Самыми благородными из рыб были корифены, которые плавали вокруг плота. Корифены прекрасно выглядят и прекрасны на вкус. Это самая быстрая рыба в море, она питается летающими рыбами, поэтому так быстро движется. Корифена перелетает как снаряд с верхушки на верхушку волны и ловит летающую рыбу, когда она опять входит в воду.

Корифены могли менять цвет с темно–синего и фиолетового, до красного, желтого и серебристо–белого. Они могли быть до 5 футов длины и любили плавать вокруг плота и тереться о бревна. Вокруг плота все время было так много корифен, что мы могли привязать крючок к палке, погрузить палку в стаю рыб и выловить самых больших и самых лучших. Летающие рыбы прилетали по воздуху толпой и шлепались о стену кабины. Первым занятием кока утром было собрать всех летающих рыб, которые попали на плот ночью. Однажды утром Герман нашел 23. Одна летающая рыба почти попала на сковородку.

.

Так плыл «Кон-Тики» под парусом в спокойную погоду. Внутренность хижины на плоту в течение ста дней путешествия выглядела примерно так:

Безвредная для людей (т. к. питается планктоном), но опасная, из–за своей массы, для плота, китовая акула привела команду в замешательство. К счастью, встреча окончилась благополучно.

7 августа, на 101 день отбытия из Перу вояж был закончен. Утром раздался крик «Впереди земля!» Мы сложили все вещи в центр плота, опустили парус, упаковали то, что считали важными, в водонепроницаемые мешки. Продолжали заниматься этим до тех пор, пока шум бурунов не заполнил воздух. Затем еще было время надеть спасательные жилеты и обувь.

Благодаря чистой случайности, мы смогли удержаться на бревнах так долго, чтобы сохранить силы, в надежде, что Кон–Тики будет брошен на риф. Мы были готовы. Это было бы ужасно, если бы мы тогда и там умерли. Пришла волна и словно опустила нас прямо в «ведьмин котел». Плот затрещал, но выдержал удар. Затем нас опять вынесло наверх. В итоге сломалась мачта, кабина рухнула, все разбивалось, скручивалось и ломалось. Но мы все были живы, зажатые под бамбуковыми циновками или цеплялись за тугие веревки.

Затем мы спрыгнули вниз на красные кораллы один за другим и побежали через риф от опасности. И позади нас плот двигался, как дикая лошадь с Туром и Торстейном на спине. Я могу сказать, что в итоге мы были довольны нашим плотом, он доставил нас в Полинезию живыми. Так и Кон–Тики, сын Солнца, мог прийти в Полинезию тем же путем.

«Кон–Тики» лежал на краю рифа. Волны сокрушили настил и надстройку, но девять бревен уцелели и спасли нам жизнь. Море смыло часть груза, однако то, что мы убрали в каюту, было в полной сохранности. Мы забрали с плота всё, что представляло какую–то ценность.

Я еще раз окинул взглядом разбитый плот и заметил крохотную пальмочку в корзине. Она поднималась на полметра из глазка в кокосовом орехе, свесив вниз два корешка. Держа в руке орех, я пошел вброд к островку.

На следующий день, на мысе, против которого выбросило на риф наш «Кон–Тики», мы на опушке рощи вырыли ямку, выстлали ее листьями и посадили проросший орех из Перу.

Тур Хейердал — Так случилось, что мы собрались в Лиме для строительства плота из бальсового дерева по старым испанским чертежам и затем пересекли море, как Кон–Тики. Течение Гумбольдта, Южно–экваториальное течение и ветра юго–восточного направления помогли нам пересечь океан, как они помогли Кон–Тики.

Эрик Хессельберг «Кон-Тики и Я»

План-конспект занятия

Тема: Изготовление модели плота.

Цель: Рассказать учащимся об этапах строительства настоящего “Кон-Тики”, из каких материалов, как и где он был сделан.

Задачи: Совершенствовать умение склеивать полые бумажные трубки разных диаметров и длин. Закрепить навыки работы с бумагой и клеем. Развивать умение самостоятельно изготовлять недостающие детали.

Краткий ход работы:

Склеить 9 толстых основных бревен, 10 средних поперечных бревен, 2 тонкие мачты, рею. Склеить между собой 9 основных бревен, поперек расположить 10 бревен потоньше, наклеить настил, укрепить бортик вдоль носа и по бокам. Посреди плота установить хижину.

Материалы для работы: картон, бумага, клей.

Судомоделизм по праву является одним из популярных технических видов спорта как у нас в стране, так и за рубежом. Каких только моделей не строят юные корабелы и взрослые моделисты-спортсмены: самоходные, радиоуправляемые, гоночные, модели-копии, в том числе и настольные,- всех не перечислить. Да вот беда, далеко не каждому изготовление таких моделей доступно - нужны сложные расчеты, умение работать по чертежам, с разными материалами.

Настоящим годом рождения судомодельного спорта считается 1949 год, когда на водной станции "Динамо" в Москве ДОСФЛОТ СССР провел первые Всесоюзные соревнования судомоделистов. В дальнейшем они стали проводится ежегодно. Для руководства судомодельным спортом в 1964году была создана Федерация.

Изготовление корпуса модели - это только начало работы. Внешний вид готовой модели определяют главным образом надстройки, рубки, трапы, вооружение. Как правило, это мелкие детали и узлы, поэтому изготовление их требует от моделиста аккуратности и точности. От качества деталей и узлов надстроек зависят и мореходные качества модели - устойчивость и ходкость.

Модель должна быть оснащена еще и движителем: парусом, гребным колесом, водяным или воздушным винтом.



В современном судостроении и судомоделировании используют рули 4 видов: рули с рудерпостом, балансирный, полуподвесной и подвесной. Балансирные рули требуют меньше усилий для поворота, они не снижают КПД гребного винта, и поэтому судомоделисты охотно используют их на своих моделях. От правильного сочетания связки «корпус -гребной винт - руль» во многом зависит скорость судна или модели.

Моделисты устанавливают на модель специальные стабилизаторы курса и автоматические устройства.

Регулировка модели на воде. Испытание модели. Модель построена. Теперь ее предстоит испытать на воде и отрегулировать. Сначала проверяют водонепроницаемость отсеков модели. Если в модели обнаружена течь, отверстие или щель заделывают изнутри нитро-шпаклевкой, смешанной с опилками. Потом устраняют боковые крены и дифферент (крен на корму или нос), регулируют остойчивость. Дополнительным грузом (обычно свинцом) избавляют модель от крена и дифферента, а правильным распределением полезного груза: двигателей, аккумуляторов, приборов автоматики - улучшают остойчивость.

Изготовление модели плота:

С моделью плота «Кон-Тики» можно проводить интересные игры и даже соревнования, хороша она и в качестве сувенира. Можно подарить ее школе для использования в качестве наглядного пособия на различных уроках.

Изготовить 9 бревен, накрутив детали на трубку 10 мм, средние бревна изготовить, накрутив детали на карандаш (Рис 2.1).

Рис 2.1. Заготовки для «бревен»

Ø Основные бревна укладывают таким образом: самое длинное посередине, по бокам расположить по росту более короткие бревна. Их склеивают между собой

Ø поперек плота укладывают бревна потоньше через ровные расстояния, после визуальной проверки они приклеиваются

Ø Наклеить настил, имитирующий бамбуковые латы

Склеить хижину, приклеить ее в центре плота, предварительно оклеив расщепленными вдоль соломинками или же расчерченной фломастером желтой бумагой.

Самостоятельно определить размеры бортов на носу и по бокам плота. Они делаются из полосок бумаги и приклеиваются

Паруса можно сделать из кальки, окрашенной в светло-серый цвет слабым водным раствором черной туши или акварели. Прикрепите их на рее первой мачты и гике второй при помощи согнутых пополам бумажных полосок, которые оборачиваются вокруг рея, мачты или гика и смазываются клеем.

Из плотной бумаги и кусочков оструганной рейки, пользуясь резаком, сделайте штурвал (его диаметр 20 мм).

Теперь нужно установить такелаж - тросы и снасти для крепления мачт и парусов из суровых ниток коричневого или серого цвета (обычные катушечные нитки).

Готовую модель при помощи кисточки покройте гуашью соответствующего цвета, смешанной с ПВА. Модель при хранении потребует простейшей подставки.