Православие ефрем сирин. Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона. “Следи за своим домом”

Даты памяти: 16 января / 3 января; 18 мая / 5 мая (новый стиль / старый стиль)

Житие святого преподобномученика Ефрема Неа-Макрийский

(Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз) - Евлогите)

На побережья Аттики, чуть к северу от порта Рафина, стоит деревня Неа Макри. За ней возвышается гора Амомон, у подножия которой расположен монастырь Благовещения, больше известный православным грекам просто как “монастырь святого Ефрема”. До недавнего времени о святом Ефреме ничего не знали не только на светском Западе, но и на православном Востоке, и лишь в последние тридцать лет преподобномученик Ефрем Неа-Макрийский стал для греков одним из самых любимых святых, поклониться которому съезжаются люди со всей страны.

В 1950 году греческая монахиня, сестра Макрина, чувствуя, что Господь хочет, чтобы она занялась восстановлением монастыря Благовещения, разрушенного пиратами в XV столетии, испросила разрешения епископа и принялась за работу. Чувствовала, что это место — святое. Она трудилась здесь ежедневно, расчищая завалы, и в молитвах просила Бога, чтобы Он открыл ей, кем были и как жили здесь иноки прошлых времен.

Как-то утром сестра Макрина работала на монастырском дворе, и вдруг в голову ей пришла настойчивая мысль: “Копай землю на этом месте и найдешь то, что ищешь”. Прошло еще немного времени, и снова та же мысль посетила ее. Она обратилась к молодому работнику, пришедшему в монастырь кое-что починить, но ей почему-то неудобным показалось объяснять ему истинную цель поисков, и она попросила его копать на том месте якобы с намерением отыскать древний монастырский колодец. Он отказался, возразив, что воду можно скорее найти не здесь, а в других местах, и в течение нескольких часов безрезультатно копал в разных местах, там, где считал нужным. В конце дня он вернулся туда, где просила копать сестра Макрина.

Очень скоро они откопали очаг, три маленьких оконца и полуразрушенную стену, — признаки того, что здесь когда-то была монашеская келья. Расчищая камни, работник действовал так энергично, что ей приходилось просить его не спешить. Он не слушался, пока она не сказала: “Возможно, здесь кто-то похоронен, и ты рискуешь ударить лопатой по его останкам. Умоляю тебя быть осторожнее”. Он взглянул на нее с удивлением и сказал: “Ты правда считаешь, что мы найдем здесь чьи-то останки?” Сестра Макрина вспоминает:

Я была почти уверена, я почти видела этого инока своим внутренним взором. Мы продолжали благословенный труд и вот, на глубине ста семидесяти сантиметров, увидели главу этого человека Божия. Когда ее полностью откопали, нас окружило тончайшее благоухание. Работник был бледен, он даже не мог говорить. Я -попросила его оставить меня одну, и он удалился. Я -приложилась к мощам Святого с великим почтением и всем существом почувствовала, что ему пришлось претерпеть страдания. Меня наполняла святая радость, будто я обрела небесное сокровище.

Я почему-то заранее знала, что он монах. Осторожно счистив песок, увидела хорошо сохранившуюся кайму его рясы. Чистая ткань была искусно подшита по-старинному, нитками больше миллиметра толщиной. Земля вокруг его рук и ног была твердой, и на ней сохранились отпечатки... Я попыталась счистить землю с его пальцев, но они оказались столь хрупкими, что начали крошиться. Пошел дождь, могилка быстро намокла, и я решила оставить мощи лежать под дождем. Дождь струился мягкими серебряными капельками, очищая могилу и тело Святого.

Вечером, читая всенощную службу, совершенно одна в этом святом месте, я вдруг услышала звук шагов. Кто-то шел со двора, где была могилка, к храму. Я уже знала, что это он, тот неведомый Святой. Его шаги эхом отдавались у меня в ушах, я была страшно напугана. Кровь бросилась мне в голову, я застыла, даже не в состоянии обернуться. Внезапно сзади раздался спокойный голос: “Сколько же ты собираешься держать меня там, снаружи?” Я обернулась и увидела его. Высокий, темноволосый, глаза круглые, с тяжелыми веками. Черная курчавая борода полностью закрывала шею. В левой руке он держал какой-то светильник, правой благословлял меня.

При этих его словах мой страх мгновенно исчез, сменившись необыкновенной радостью, будто я встретилась с давним хорошим знакомым. Я сказала: “Прости меня, завтра на рассвете я позабочусь о твоих святых мощах”. Он растворился в воздухе, а я продолжила чтение вечерней службы....

Утром я с благоговением счистила с мощей землю, об-мы-ла их и, положив их в храме, зажгла рядом негасимую лампаду. В ту ночь мне приснилось, что этот инок -пришел опять. Он стоял возле храма, держа в руках -большую, искусно сделанную серебряную икону. Рядом с иконой был подсвечник, и я зажгла восковую свечу. -Потом он произнес: “Большое тебе спасибо. Я — Ефрем” .

В течение следующих нескольких лет св. Ефрем открыл историю своего мученичества Макрине и другим людям, являясь им в видениях и снах.

Он родился 14 сентября 1384 года, в раннем детстве потерял отца. Мать его была благочестивой женщиной. Она одна вырастила Ефрема и его шестерых братьев и сестер. В возрасте четырнадцати лет святой Ефрем ушел в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы и двадцать семь лет прожил там в молитве и воздержании. В монастыре он принял сан священника и стал хранителем монастыря. Неизвестно, были ли в обители еще иноки, или же он жил один.

В день его рождения, в сентябре 1425 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, его взяли в плен пираты-мусульмане. Они подвергли святого мучениям, принуждая отречься от Христа. Он отказался, и они истязали его восемь месяцев, давая ранам на его теле немного зажить и затем снова мучая его. 5 мая 1426 года его привели во двор монастыря и подвесили вниз головой на дереве. Это дерево сохранилось и по сей день. Ему вбили гвозди в руки и ноги, а тело пронзили раскаленным докрасна острым железным прутом.

Так предал дух Господу этот святой преподобномученик, а через пятьсот лет люди узнали о его страданиях и обнаружили его мощи. Господь прославил его за перенесенные им страдания и благословил его даром чудотворения. Он стал известным врачом душ и телес, и сейчас тому имеются сотни письменных свидетельств, накопившиеся со дня обретения его мощей.

С 1950 года мать Макрина (она теперь игумения) трудится над восстановлением монастыря. Она и сестры проводят службы по монастырскому чину и заботятся о сотнях паломников, ежедневно приезжающих помолиться в храме у мощей -Святого.

За монастырем растет лес с древними соснами и дубами. Среди этих деревьев стоит небольшая каменная часовня святого апостола Иоанна Богослова, а вокруг нее располагается монастырское кладбище. Эта часовня была построена еще до святого Ефрема, и сам Святой любил прогуливаться здесь. Когда вечером садится солнце, деревья светятся теплым, золотым светом, озаряя весь лес удивительным сиянием.

Чудеса Святого Ефрема

Приводим лишь некоторые из сотен рассказов о чудесах по предстательству святого Ефрема, записанных сестрами обители.

Шведский узник

Мое имя — Т.М., я живу в Швеции, хоть и являюсь греком по происхождению. Двенадцать лет назад меня обвинили в преступлении, которого я не совершал, и приговорили к трем годам тюрьмы. Заперли в темной камере, где я в течение пяти месяцев ожидал рассмотрения моей апелляции, назначенного на пятницу, 18 декабря 1981 года.

В четверг внезапно проснулся в три часа ночи, вздрогнул и, даже не успев сообразить, что уже не сплю, вскочил на ноги. Передо мной стоял человек и улыбался мне. Он был босой, в белой одежде, высокий и худой, с густой бородой и непокрытой головой, глаза у него были голубого цвета, ясные и добрые.

Я спросил по-шведски: “Кто ты?” Он снова улыбнулся и ответил по-гречески: “Завтра в суде тебя освободят”. Я повторил: “Кто ты? Откуда ты это знаешь?” Он снова сказал с улыбкой: “Завтра ты будешь на свободе”. Я в изумлении обернулся посмотреть, открыта ли дверь. Дверь была заперта. Повернулся обратно и взглянул на посетителя. И тут произошло нечто, чего я не забуду до конца своих дней: фигура этого человека поднялась в верхний угол камеры и там растворилась. Я был убежден, что стал свидетелем чуда, которое совершил Христос. Перекрестился и уснул.

На следующее утро меня повели в суд. Я провел там несколько часов и, вот, наконец, судья встал и произнес: “Вы свободны”. Я опустился на колени, перекрестился и вышел из здания суда. Позвонил родителям сообщить, что меня освободили. К моему удивлению, они уже об этом знали. “Как? Как вы узнали?” — воскликнул я. Они ответили, что им сообщила моя сестра, молившаяся накануне преподобномученику Ефрему в Неа--Макри.

Я позвонил сестре. Она рассказала, как отправилась в четверг вечером в монастырь святого Ефрема помолиться за меня; там она ощутила в молитве, что святой Ефрем услышал ее, и меня освободят. Тогда она позвонила родителям и рассказала об этом, о событии, которое должно было произойти лишь на следующий день! Это все было тем более удивительно, что дата рассмотрения апелляции не была известна никому из них.

Несколько дней спустя сестра прислала мне по почте иконку святого Ефрема и книгу о нем. Я тотчас узнал на иконе своего таинственного гостя. Поехал в Грецию и сразу же отправился в монастырь поблагодарить Святого за милость, которую Господь послал мне через него.

Т.М. CarussellV, 2131 Hagersten, Stockholm, Sweden.

Свидетельство греческой монахини сестры М.

Я очень сильно болела, и однажды ночью меня мучили сильнейшие боли в почках и печени, так как у меня в них было воспаление. В постели лежать не могла, поэтому всю ночь просидела в кресле. Около четырех часов утра — не помню, спала я или просто была в оцепенении от боли — увидела, что нахожусь в церкви святого Иоанна Предтечи во время всенощной. Вдруг ко мне подошел высокий худой монах с бледным лицом и черной бородой. Сестра, стоявшая рядом, спросила, кто этот монах. “Это отец Григорий,” — ответила я, но монах мягко коснулся моего плеча и произнес: “Чадо, я не Григорий, я — Ефрем. Посмотри на меня. Ты забыла меня?”

Сердце у меня забилось, я чувствовала неописуемую радость. Наклонилась и поцеловала ему руку, а он благословил меня. Подняв голову, увидела, что он очень высокого роста. Глядя на то, как он улыбается, я ощущала, насколько наш мир исполнен Божественного света. Мне хотелось поговорить с ним, но он исчез из вида, будто растворился в облаке. Очнувшись, я чувствовала себя здоровой и сильной.

В другой раз, когда я была больна воспалением легких, отец Ефрем опять посетил меня, и я его не узнала. Он был высокий, тонкий, бледный, с черными волосами. Он вошел ко мне в келью и сказал: “Позволь мне присесть ненадолго; я за целый день так устал, трудился, навещал пациентов, которые меня звали. Вот и к тебе пришел посмотреть, как у тебя дела”. “Ох, отче, я совсем ослабела, и так болит, что не вздохнешь”. Он ответил: “Да, я все знаю. Потерпи и не бойся. Христос победит”.

Страдая от своей болезни, я решилась спросить у посетителя: “Почему тебя мучили?” — “За Христа, — ответил он. — Требовали, чтобы я отрекся от Христа и продолжали мучить, потому что я отказывался. Смотри, — добавил он и отодвинул рясу, показывая огромную рану. В ней до самой спины были видны внутренности, по краям была черная сгоревшая кровь. — Любовь ко Христу придала мне мужества в страданиях, и Христос победил. Потому, повторяю, никогда ничего не бойся. За Христа стоит пострадать”.

Все еще не осознавая до конца, что это — святой Ефрем, я сказала: “Отче, Вам, должно быть, ужасно больно, вам нужно обратиться к моим докторам, господину и госпоже Харалабулос. Они уважают и любят иноков. Вы должны пойти к ним, Отче, они могут вас вылечить”. Он улыбнулся и ответил: “Чадо, я страдал в прошлом. Теперь я уже не страдаю. Как сказал уже, любовь ко Христу сделала меня победителем. А теперь мне пора, я приду в другой день”. Я поцеловала ему руку. Он благословил меня и ушел.

Через несколько дней он вернулся: “Я пришел проведать тебя”. “Мне все еще плохо, — сказала я, — но в Вашем присутствии мне очень легко, на душе покой, и я хочу покинуть этот мир, у меня нет больше сил”. Он ответил серьезно: “Чадо, еще не время тебе уходить. У нас еще здесь есть дела. Не бойся. Раз я просил тебя терпеть, то всегда буду защищать тебя”.

Из его слов у меня создалось впечатление, будто он врач, и я спросила, не может ли он позаботиться о других болящих сестрах. Он ответил: “У меня есть достаточно лекарств, чтобы всех их исцелить, но им нужно еще пострадать ради Христовой любви. Эта борьба — самое лучшее, что есть. Ее стоит вести. Как еще они докажут свою любовь к Богу и Господу Иисусу?”

Я ответила: “Как Вы скажете, Отче”. Внезапно я поняла, что откуда-то его знаю, и спросила: “Отче, простите меня, я не уверена, но мне кажется, я Вас уже раньше видела”. Он сказал: “Разве ты не помнишь, как я приходил к тебе в больнице Игнатеон? Мы там впервые встретились”. — “А где Вы сейчас живете?” — Спросила я. — “Мой дом в Неа Макри,” — сказал он. “А как Вас зовут?” — “Ефрем,” — наконец открыл свое имя посетитель.

И все же я еще не осознавала, что это святой Ефрем. “Мне уже пора идти, чадо,” — произнес он. — “Мне еще нужно посетить многих больных. Я приду к тебе снова”. Я поцеловала его руку, он благословил меня и вышел.

На следующий день он пришел опять, в то же время: “Чадо, ты все еще очень слаба, и если так пойдет дело, я боюсь, ты не выдержишь. Ты должна попросить доктора Дионисиса давать тебе бульшую дозу того лекарства, которое ты принимаешь”. Меня это в тот момент удивило, и я спросила: “Вы знакомы с доктором Дионисисом?”. Он ответил: “Да, я его знаю довольно хорошо, но он меня не знает. Тебе следует попросить его придти ко мне домой, и там он сможет встретиться со мной. И я хотел бы, чтобы и ты, как только поправишься, пришла в мой дом и помогла сестрам очистить территорию; это и тебе, и им принесет много счастья”.

Однако, к моему удивлению, он через несколько дней вернулся: “Вот, я опять пришел. Боюсь, что если я тебе не помогу, с тобой будет беда”. Он достал из кармана какое-то лекарство и дал мне его со словами: “Даю тебе это, потому что ты очень слаба. Ты выздоровеешь”. В руке у него был крест. Он благословил меня, я поцеловала его руку. Он ушел, а я вскоре полностью поправилась, так, что почти и не вспоминала о болезни.

Моя дочь Мария

Однажды утром, в воскресенье, я сидела на веранде и читала книжку о чудесах святого Ефрема. Я была очень взволнована, поскольку без молитвенного предстательства этого Святого наша двухлетняя дочь, Мария, не появилась бы на свет.

Закончив чтение, положила книгу на стол и пошла в дом будить мужа. Сказала ему: “Просыпайся. Мы едем на экскурсию на гору Парнас”. Он ответил: “Ты с ума сошла. Уже восемь утра, а день жаркий. Раньше полудня мы туда не доедем”. Я рассердилась: “Это не отговорка, ребенку нужен свежий воздух, и воскресенье — единственный день, когда ты можешь доставить ей эту радость”.

В этот момент кто-то ласково шепнул мне на ухо: “Не пугайся, чадо, это Ефрем. Пойдем со мной наружу, где ты только что сидела”. Я чувствовала себя теперь очень спокойно и вышла на веранду. Ощущала его присутствие, но не видела его. “Присаживайся, святый Отче,” — произнесла я вслух, словно обращаясь к челове-ку, которого вижу перед собой. Я сожалела, что у нас нет для него золотого стула. Тут взгляд мой упал на нашу вышитую скатерть, и я постелила ее для него на стул. Он сказал: “Не беспокойся, чадо. Я пришел помочь тебе. Ты расстроена, я знаю, но имей терпение”. И тут я увидела его. Мне показалось, что он уходит, и я стала умолять его остаться: “Скажи мне, это правда ты?” — “Я Ефрем, чадо. Раскрой книгу на том месте, где закончила читать, и ты в этом убедишься”.

Я открыла книжку на четырнадцатой странице и прочла несколько строк, но не поняла, что он имел в виду. Он сказал: “Прочти снова”. Я опять прочла те же строки и на этот раз поняла, что он хотел сказать. Меня это растрогало. Святой Ефрем благодарил меня за небольшое пожертвование, которое я, как и многие другие, передала в его монастырь. Оно было маленьким, но бесценным в его глазах. Я сразу вспомнила о двух лептах бедной вдовы из Евангелия.

Святой снова прошептал мне на ухо: “Я помогаю теперь тебе, как ты помогла мне”. Я не могла говорить, заплакала.... “Твоему ребенку по воскресеньям нужно ходить на Божественную литургию, а не на гору дышать свежим воздухом”. После этого он исчез.

Меня потрясли его слова. Я пошла в комнату мужа, разбудила его и попросила отвести Марию причаститься. Он тотчас согласился, и я разбудила дочку. Стала быстро ее одевать, но не могла найти одну из ее туфелек. Тут я опять заплакала и сказала: “Святой Божий, если ты и правда был здесь, помоги мне, чтобы Мария не опоздала к Святому Причастию”. Уверена, что именно после этой молитвы мне пришло в голову поискать у задней стенки шкафа, иначе бы не стала там смотреть. Туфелька нашлась, и Мария ушла с отцом в храм.

Я все еще не могла поверить в то, что увидела и услышала. Плача, я просила Святого простить мои грехи; за всю жизнь никто мне так не помогал, как он. Мне стало стыдно самой себя. И тогда он прошептал опять: “Христос пришел за разбойником, слепцом, блудницей и прокаженным, чтобы научить всех, что он может исцелить слепоту души, проказу развращенного ума... порочность. Он может воскресить душу человека, как воскресил Лазаря, который уже был мертв”. После этого святой Ефрем замолчал.

Рассказ без подписи, Афины, Греция.

Словно перерезали ниточку

Однажды ночью, пытаясь заснуть, я вдруг ощутила ужасную боль в шее и позвоночнике. Я пошла в соседнюю комнату, попросить мужа о помощи. Он сквозь сон пробормотал: “Сходи к врачу”.

Я вернулась к себе в комнату и выключила свет. Подумала о святом Ефреме, но решила его не беспокоить. Потом внезапно почувствовала, что он стоит у моей кровати. Я сказала: “Святый Отче, пожалуйста, исцели меня”. Он понял, что я сказала, но начал лечить меня не от физической, а от душевной боли: “Что с тобой, чадо? Почему ты плачешь? Перестань плакать и слушай меня. Ту любовь, которую ты ищешь, имеет только Господь. Он дает ее всем Своим созданиям, которые любят Его и которых Он тоже любит. Я пришел возвестить тебе любовь Божию. Когда имеешь эту любовь, не нужно ничего бояться. Божия любовь может спасти и защитить тебя от несчастий и болезней. Она может хранить тебя, как стена, которую не сломает ни один человек. Будь бдительна до самого последнего дня твоей жизни, чтобы не променять Божию любовь на любовь человеческую”. Сказав это, он ушел.

В то же мгновение боль у меня вдруг прекратилась, словно кто-то перерезал невидимую ниточку. Я больше не страдаю и теперь никогда не жалуюсь, если люди оказываются не в состоянии проявить любовь — любовь, которую невозможно сравнить с великой любовью Божией.

Христина Бабукас.

В ожидании ребенка

Июнь 1983 года. Одна благочестивая семнадцатилетняя девушка из нашей деревни ждет ребенка. Врач сказал, что она не сможет родить естественным путем, и она теперь в ужасе от сознания того, что роды будут болезненными и закончатся кесаревым сечением.

Она решила навестить в больнице свою родственницу в надежде встретить там какую-нибудь недавно родившую женщину, которая сможет подбодрить ее. Она все время молится святому Ефрему, как мы ее научили: “Святый Отче, помоги мне родить этого ребеночка как можно легче”.

Хотя в этот день ее осматривал врач и не заметил ничего необычного, вечером у будущей матери возникло чувство беспокойства. У нее не было еще признаков приближающихся родов, но ее муж проявлял необычайную настойчивость и убеждал ее в том, что ей пора ехать в роддом. По пути в клинику жена дразнила его, считая, что врачи и медсестры поднимут их на смех из-за этого бессмысленного визита.

В больнице после осмотра медсестра сказала, что она очень скоро родит. Когда пришел врач, перепуганная девушка начала молиться, и через три минуты младенец оказался у доктора в руках, появившись на свет совершенно безболезненно. Доктор потом уверял молодую маму, что ее роды, обещавшие быть необыкновенно трудными, оказались самыми легкими из всех, что ему довелось принять за двадцать пять лет врачебной -практики.

Неверующая

Однажды ко мне пришел один знакомый и подарил иконку святого по имени Ефрем. Я приняла подарок и вежливо поблагодарила, но в душе решила поскорее избавиться от иконы, поскольку в Бога не верила. А пока поставила ее в столовой, на столе.

Через несколько дней, в полночь, заметила перед иконой Святого бледный красноватый свет. Сначала я испугалась, а потом ощутила какую-то внутреннюю радость. Свет, словно от свечи, сиял всю ночь. На следующий день рассказала об этом чуде соседям. Они все удивились, так как знали, что я неверующая.

Прошло еще несколько дней, но свет больше не появлялся. Я не хотела прикасаться к этой иконе — боялась. Решила -отдать ее кому-нибудь, потому что не хотела снова увидеть этот красный свет. В ту ночь мне приснился святой Ефрем. Он был высокий, вид имел суровый. Одет он был в длинную тунику до пят, а вокруг талии у него была повязана веревка с узелками. Особенно же мне запомнились его византийские сандалии. Я, почувствовав свою греховность, не могла смотреть на его лик. Он произнес внушительным голосом: “Этот свет ты больше не увидишь, так как сказала, что не желаешь этого, но знай — ты можешь убрать мою икону, но сам я всегда буду здесь”.

Благодаря святому Ефрему теперь я верю в Бога.

Екатерина Калогератос, Неос Космос, Афины.

Экзамен по химии

Мое имя — Елена Вулгаракис. Я подала документы для поступления в университет и сдала общий вступительный экзамен в июне 1985 года. Я не была так уж сильна в точных науках и хотя и старалась много заниматься, физику сдала посредственно. В тот день мне предстояло сдавать экзамен по химии. Помню, это был четверг. Я очень нервничала. К полудню экзамен почти закончился, но я не была уверена, что написала все правильно, и горячо молила Бога о помощи.

Придя домой, узнала, что во время экзамена одна наша родственница позвонила в монастырь и попросила настоятельницу Макрину помолиться обо мне святому Ефрему. Вот он и стоял возле меня на экзамене, помогая отвечать правильно. Он это сделал по своей великой любви к людям.

Я очень благодарна Святому, ведь с его помощью дала верные ответы на 90% вопросов на экзамене по химии.

Елена Вулгаракис, Некея, Афины.

“Следи за своим домом”

Мне приснилось, что я нахожусь в храме святого Ефрема и вижу посреди храма его раку. Святой при моем появлении встал и сказал: “Следи за своим домом”. Он еще что-то говорил, но я не запомнила. Я все просила его простить меня, а потом поцеловала его руку, и он меня благословил. Потом я словно бы увидела горящий предохранитель и услышала, как одна из моих подруг кричит: “Деметра, почему ты не слушаешь Святого? Пожалуйста, почини электричество, а то оно убьет тебя”.

Проснулась и подумала: “Это чудо. Святой предупреждает меня”.

Утром вызвала электрика. Оказалось, что проводка должна была вот-вот загореться!

Святой Ефрем еще не раз помогал нашей семье. Как-то моей дочери потребовалась операция на глазу. К тому же, у нее на ладонях и ступнях годами не проходила экзема. Я мазала ее святым маслом из лампады у его мощей, и она, слава Богу, -поправилась. Я всегда благодарю святого Ефрема за его благодеяния.

.

Сам Ефрем называет себя человеком "неученым и малосмысленным"; однако его учености "удивлялся", по выражению Феодорита, Василий Великий .

Тропарь Ефрему Сирину

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинской мудростью", с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства".

Сочинения преподобного Ефрема еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского . Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана .

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание , дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины .

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинской мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он - истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях - умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их - учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы - диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые - настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Литература

  • Ассемани, "Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syriace, latine" (Рим, 1732-1746, с приложением древних биографий Е. - Метафраста, Амфилохия, Палладия, неизвестного автора).
  • Перечень позднейших исследований см. в статье профессора Н. Барсова в "Христианском Чтении" за 1886 г.: "Ефрем, как проповедник".

Издания сочинений прп. Ефрема Сирина

  • Фосса (Рим, 1589-1597), в трех томах;
  • упомянутое выше - Ассемани (критическая оценка этого издания у Филарета, "Историческое учение об отцах церкви", § 130),
  • Aucher, "Ephremi commentarii in epistol. Pauli" (Венеция, 1833).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Преподобный Ефрем Сирин

28 января по ст.ст. / 10 февраля по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии 2 . Он родился в царствование Константина Великого 3 от христианских родителей 4 и дожил до царствования Феодосия Великого 5 . Еще в юных годах Святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком 6 . Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и или ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем Святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный Великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа. Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал:

Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего.

Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем сел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаянья, как это ясно из его боговдохновенных книг. Равным образом и другой великий и Святой старец имел подобное же видение во сне о святом Ефреме. Он видел сонмы ангелов, сходивших с неба, по повелению Божьему, и имевших в руках свиток, исписанный внутри и извне. Они говорили друг другу:

Кто может этот свиток принять?

В ответ одни называли одно имя, другие вспоминали другое, а некоторые говорили:

По истине святы и праведны упомянутые мужи, но ни один из них не может принять этого свитка, а только Ефрем, кроткий и смиренный сердцем.

Затем старец видел, как Ефрему был отдан этот свиток. Встав на утро, он слышал, как блаженный Ефрем предлагал братии поучительные назидания. Как будто источник истекал из уст! Из них исходили речи, преисполненные великой пользы. Он уверовал, что все, исходящее из уст святого Ефрема, внушается Духом Святым, и прославил Бога, подающего такую благодать рабам Своим.

В 363 году Низибия подпала под власть персов, и многие из христиан оставили Низибию. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу 7 . Он обратился к Богу с такою молитвою:

Господи Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне на встречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня.

Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?

Женщина ответила:

Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят.

Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его. Вошедши в город, он жил в нем много времени 8 .

Случайно близ того дома, в котором обитал Святой, жила другая женщина блудница, бывшая его соседкою. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить старца. Открыв оконце, откуда был вид на жилище святого, она увидела, что Ефрем стоит и варит себе пищу. Женщина громко обратилась к нему:

Благослови, господин!

Преподобный посмотрел на оконце и, заметив, что она наблюдает, сказал ей:

Господь да благословит тебя.

Тогда женщина продолжала:

Чего недостает для твоей пищи?

Святой ответил:

Три камня и немного песку необходимо, чтобы заградить оконце, из которого ты смотришь сюда.

Женщина бесстыдно сказала ему на это:

Я обратилась к тебе с речью первая, и ты ответил мне. Я хочу лечь с тобою, а ты отказываешься с первого слова.

Раб Божий отвечал ей:

Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то место, какое я тебе укажу.

Блудница сказала:

Укажи мне это место, и я приду.

Тогда Святой сказал:

Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города.

Блудница изумилась:

Разве не стыдно нам будет людей?

Святой ответил:

Если нам стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь, Он будет судить весь мир и воздаст каждому по делам его.

Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря:

Раб Божий! наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний.

Преподобный Ефрем, преподав ей много наставлений из Священного Писания, утвердил ее в покаянии и, отдав ее в женский монастырь, спас душу ее от беззаконий и греха.

Затем еще одна блудница, подошедши к преподобному Ефрему, когда он куда-то шел, соблазняла его на грех, чтобы по крайней мере рассердить его, так как никто и никогда не видел его гневающимся.

Преподобный сказал ей:

Иди за мною.

Женщина пошла за ним. Когда они подошли к одному многолюдному месту, Святой сказал ей:

Здесь ляжем и совершим грех.

Она же, видя народ, сказала ему:

Как можно здесь остановиться, когда кругом столько народу! Разве не стыдно?

Преподобный ответил ей:

Если ты стыдишься людей, то насколько больше мы должны стыдиться Бога, знающего сокровенные тайны?

Так женщина отошла от него посрамленная, не будучи в состоянии ни прельстить святого к греху, ни возбудить в нем гнев, ибо он был муж поистине незлобивый и кроткий и совершенно неспособный гневаться.

О его добросердечии рассказывают следующее. Когда он постился в пустыне, ученик его в обычное время приносил ему пищу. Однажды, когда он нес пищу, то случайно разбил на пути сосуд, в котором была пища. Он боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал:

Не скорби, брат, - если пища не захотела к нам придти, то мы пойдем к ней.

Затем, подошедши, он сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Так он был незлобив! О нем рассказывали, что с тех пор, как он стал иноком, никогда ни на кого не гневался.

Преподобному Ефрему было однажды откровение о святом Василии Великом 9 . Он видел в сонном видении огненный столп, достигавший до неба, и слышал голос:

Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий.

Тогда Ефрем пожелал видеть святого Василия. Взяв с собою переводчика, - ибо он не умел говорить по-гречески, - Святой Ефрем пошел в Кесарию Каппадокийскую 10 . Он нашел святого Василия в церкви поучающим людей и начал славить его громким голосом, говоря:

Воистину велик Василий! Воистину он есть столп огненный! Воистину Дух Святой говорит его устами!

Тогда некоторые из народа стали говорить:

Кто этот странник, так восхваляющий архиепископа? Не льстит ли он ему, чтобы получить что-либо из рук его?

После отпуска церковного, когда преподобный Ефрем вступил в дружескую беседу со святым Василием, последний спросил его:

Почему ты так прославлял меня?

Преподобный Ефрем ответил:

Потому что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего тебе на ухо то, что ты внушал людям. Кроме того, огненный язык вещал твоими устами.

На это Святой Василий сказал ему:

По истине я вижу ныне то, что слышал о тебе, житель пустыни и любитель безмолвия! Так пишется и у пророка Давида: "Ефрем крепость главы Моей" (Пс.59:9). По истине к тебе относятся эти пророческие слова, ибо ты многих наставил на путь добродетели и укрепил в ней. Кротость же твоя и незлобие сердца сияют для всех, как свет.

После того Василий Великий сказал:

Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его?

Потому что я грешен, владыка! - отвечал ему Ефрем чрез переводчика.

О, если бы и я имел грехи твои! - сказал Василий, и прибавил - сотворим земной поклон.

Когда же они поверглись на землю, Святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении в диакона. Преподобный Ефрем пробыл после того со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его в диакона, а переводчика его в пресвитера и потом с миром отпустил их.

Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне 11 , в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, - то, по повелению Божьему, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божьей, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако, речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума 12 . Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить в епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, - схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить. В молитве Святой пребывал непрестанно, - днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая день суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи, - только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства, как и сам говорит о себе в своем завещании:

Ефрем никогда не имел ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю благого Учителя Христа, заповедовавшего: ничего на земле не приобретайте (ср.Мф.6:25 и след.).

В те годы жил еретик Аполлинарий, ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он находчив был в словах и искусен в эллинской премудрости, вследствие чего сильно смущал Церковь Божий и многих увлек в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и все старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы развращать православных и увлекать их в свое заблуждение. Он написал много книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них наиболее полно выражено все его душевредное учение. Их он и употреблял, как оружие, ведя борьбу с православными путем словесных состязаний. Эти его книги были положены на сохранение у одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах, изобрёл против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он пришел к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называя себя при этом учеником последнего. Как бы желая научиться неизвестной ему мудрости, он просил женщину дать ему на малое время аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена, что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги с условием, чтобы он поскорее возвратил их и никому о них не говорил. Святой Ефрем, взяв книги, отнес в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному, склеивал, пока, наконец, не склеил все их так, что книги стали как бы одним куском дерева, или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от другого. Затем он отнес книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь, положила на своем месте. Случился потом спор православных с еретиком Аполлинарием, состарившимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах и имея слабую память, по причине старости, он хотел достигнуть победы над православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть, так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился великого стыда и вышел с собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и Великого стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу.

Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел к Господу 13 . Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии, а святая душа его предстоит ныне престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безлодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш. Моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак, глас 2:

Час присно провидя суда, рыдал еси горько Ефреме, яко любобезмолвный, делателен же был еси в делех учитель преподобне. Темже отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

________________________________________________________________________

1 Преподобный Ефрем назван Сирином, т. е. сирийцем, потому что Месопотамия, в которой он родился, в древности причислялась к Сирии.

2 Низибия (или Низибида) - большой и многолюдный город в провинции Магдонии в Месопотамии, - на границах римской империи и персидского царства.

3 Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г.

4 О родителях своих преподобный Ефрем пишет следующее. "Родившие меня по плоти внушили мне страх господень. Предки мои исповедали Христа пред судьей, я родственник мученикам Деды мои, благоденствовавшие в жизни, были земледельцами. Родители занимались тем же".

5 Император Феодосий Великий царствовал с 379 по 395 г.

6 Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен "за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысел Божий вразумил пылкую молодость". Ефрема ложно обвинили в покраже овец и бросили в темницу, вслед за ним посажены были два других, и также невинно, как Ефрем. "Проведя семь дней, в восьмой вижу я во сне, - рассказывал после Святой Ефрем, - что кто-то говорит мне,- будь благочестив и уразумеешь Промысел, перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе сознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные". - Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно в одном из своих сочинений. - Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником святого Иакова, впоследствии Великого святителя Низибийского (память его - 12-го января).

7 Эдесса - город в Месопотамии; лежит на границе между утесистой пустыней и плодоносной землей - южной Месопотамией. Этот город, - как говорит Святой Ефрем, - "благословен был живыми устами Спасителя чрез ученика его Фаддея"; здесь находился нерукотворный лик Спасителя и святые мощи апостола Фаддея.

8 Для пропитания своего в Эдессе преподобный Ефрем нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божьего язычникам; потом, по совету святого старца Иулиана, удалился в пустынную Эдесскую гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на Сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. "Ефрем! куда бежишь ты?" - спросил явившийся ангел. "Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света", - отвечал Ефрем. Ангел сказал: "Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма" (Осии 10, 11). После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской церкви.

10 Каппадокия - провинция римской империи, находилась на востоке Малой Азии. Кесария - главный город Каппадокии.

11 Преподобный был, между прочим, и в египетских пустынях; так он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с "великим между сирийскими подвижниками отцом". "Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем", - так говорят Иоанн Колов.

12 Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он - толкователь Священного Писания; (Святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги); в других - обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных - учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что "плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, - день и ночь лились у него слезы; но лицо Ефрема цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслью к благости Божьей, изливает благодарение и хвалу Всевышнему". Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинаете Ефрем: "Сокрушайся, душа моя; сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Придите, братья мои, придите рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним День и ночь. Придите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем затем нашем осуждении". В этом чувстве сокрушения обыкновенные предметы бесед святого Ефрема: покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и проч. - За свои высокие поучения Святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. Блаженный Иероним пишет: "Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после св. Писания". "Прославлять мне надобно того, - говорит Григорий Нисский, - кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире". - Святой Ефрем оставил после себя много и догматических сочинений. Все они писаны против заблуждений того времени. Таковы: а) 80 слов против дерзких испытателей, т. е. против аэтиан и евномиан; б) 56 поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам (последователям еретика Вардесана), маркионитам и мессалианам; в) о жемчужине, или о том, что в одном лице Иисуса Христа соединены два естества, против Маркиона и Манеса; г) три слова о вере и против иудеев; д) о свободе против защитников слепой судьбы; о покаянии, где против новатиан говорит о власти церкви прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; о священстве; о рае и суде. - Строгий ревнитель веры и благочестия, святой Ефрем не мог оставаться равнодушным к смутам, какие произвели в Эдессе и Месопотамии секты Вардесана и Ария. Противодействуя еретикам, которые спои заблуждения излагали в поэтической форме песни и, привлекая неопытных изяществом стихотворного размера, легко и надолго укореняли еретическое содержание их, Святой Ефрем и сам начал излагать, на основании Св. Писания, истинное учение о Боге и его отношениях к нам, в такой же поэтической форме. Народ с жадностью внимал песнопениям святого отшельника и забывал Песни еретические. Еретики так были раздражены успехами святого Ефрема, что раз напали на него с камнями и оружием, и едва не убили его; но это нисколько не ослабило его ревности к вере. Все эти сочинения писаны святым Ефремом в виде благоговейных размышлений. Они назначались им для народного употребления, а частью и для пения в храме и написаны стихами. Святой Ефрем оставил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностью; ему же принадлежат глубоко-трогательные стихиры, поемы при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая в дни Великого поста: "Господи и владыка жизни моей! Не дай духу праздности, любоначалия, празнословия овладеть мной. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. О, Господи, Владыка, даруй мне возможность видеть прегрешения мой, и не осуждать брата моего, благословен будь во веки веков. Аминь".

13 Святой Ефрем мирно скончался в городе Эдессе в 373 году.

Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.

Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.

По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.

Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.

Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства. Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.

В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»

Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения преподобный Ефрем всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.

Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Преподобный Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.

Преподобный Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.

Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

] . Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напоившая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели плоды винограда и, сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего, подобно Ангелам, мужа. Он

держал в руке исписанный свиток и спрашивал:

“Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего”.

Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиление каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаяния, как это ясно из его боговдохновенных книг. Равным образом и другой великий и святой старец имел подобное же видение во сне о святом Ефреме. Он видел сонмы Ангелов, сходивших с неба по повелению Божию и имевших в руках свиток, исписанный внутри и извне. Они говорили друг другу

:

“Кто может этот свиток принять?”

В ответ одни называли одно имя, другие вспоминали другое, а некоторые говорили:

“Поистине святы и праведны упомянутые мужи, но ни один из них не может принять этого свитка, а только Ефрем, кроткий и смиренный сердцем”.

Затем старец видел, как Ефрему был отдан этот свиток. Встав наутро, он слышал, как блаженный Ефрем предлагал братии поучительные назидания. Как будто источник истекал из уст! Из них исходили речи, исполненные великой пользы. Он уверовал, что все. исходящее

из уст святого Ефрема, внушается Духом Святым, и прославил Бога, подающего такую благодать рабам Своим.

В 363 году Низибия подпала под власть персов, и многие из христиан оставили Низибию. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу . Он обратился к Богу с такою молитвою:

“Господи, Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой и, когда я буду входить в него, пошли мне навстречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня”.

Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

“Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?”

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

“Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?”

Женщина отвечала:

“Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят

”.

Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его. Вошедши в город, он жил в нем много времени .

Случайно близ того дома, в котором обитал святой, жила другая женщина, блудница, бывшая его соседкою. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить старца. Открыв оконце, откуда был вид на жилище святого, она увидела, что Ефрем стоит и варит себе пищу. Женщина громко обратилась к нему:

“Благослови, господин!”

Преподобный посмотрел на оконце н, заметив, что она наблюдает, сказал ей:

“Господь да благословит тебя”.

Тогда женщина продолжала:

“Чего недостает для твоей пищи?”

Святой ответил:

“Три камня и немного песку необходимо, чтобы заградить оконце, из которого ты смотришь сюда”.

Женщина бесстыдно сказала ему на это:

“Я обратилась к тебе с речью первая, и ты ответил мне. Я хочу лечь с тобою, а ты отказываешься с первого слова”.

Раб Божий

отвечал ей:

“Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то место, какое я тебе укажу”.

Блудница сказала:

“Укажи мне это место, и я приду”.

Святой сказал:

“Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города”.

Блудница изумилась:

“Разве не стыдно нам будет людей?”

Святой ответил:

Если нам стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь Он будет судить весь мир и воздаст каждому но делам его”.

Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря:

“Раб Божий! наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний”.

Преподобный Ефрем, преподав ей много наставлений из Священного Писания, утвердил ее в покаянии и, отдав ее в женский монастырь, спас душу ее от беззаконий и греха.

Затем еще одна блудница, подошедши к преподобному Ефрему, когда он куда-то шел, соблазняла его на грех, чтобы по крайней мере рассердить его, так как никто и никогда не видел его гневающимся.

Преподобный сказал ей:

“Иди за мною”.

Женщина пошла за ним. Когда они подошли к одному многолюдному месту, святой сказал ей:

“Здесь ляжем и совершим грех”.

Она же, видя народ, сказала ему:

“Как можно здесь остановиться, когда кругом столько народу! Разве не стыдно?”

Преподобный ответил ей:

“Если ты стыдишься людей, то насколько больше мы должны стыдиться Бога, знающего сокровенные тайны?”

Так женщина отошла от него, посрамленная, не будучи в состоянии ни прельстить святого ко греху, ни возбудить в нем гнев, ибо он был муж поистине незлобивый и кроткий и совершенно не способный гневаться.

О его добросердечии рассказывают следующее. Когда он постился в пустыне, ученик его в обычное время приносил ему пищу. Однажды, когда он нес пищу, то случайно разбил на пути сосуд, в котором была пища. Он боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал:

“Не скорби, брат, если пища не захотела к нам прийти, то мы пойдем к ней”.

Затем, подошедши, он сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Так он был незлобив! О нем рассказывали, что с тех пор, как он стал иноком, никогда ни на кого не гневался.

Преподобному Ефрему было однажды откровение о Василии Великом. Он видел в сонном видении огненный столп, достигавший до неба, и слышал голос:

“Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий”.

Тогда Ефрем пожелал видеть святого Василия. Взяв с собою переводчика,- ибо он не умел говорить по-гречески, - святой Ефрем пошел в Кесарию Каппадокийскую. Он нашел святого Василия в церкви, поучающим людей, и начал славить его громким голосом, говоря:

“Воистину велик Василий! Воистину он есть столп огненный! Воистину Дух Святой говорит его устами!”

Тогда некоторые из народа стали говорить:

“Кто этот странник, так восхваляющий архиепископа? Не льстит ли он ему, чтобы получить что-либо из рук его?”

После отпуста церковного, когда преподобный Ефрем вступил в дружескую беседу со святым Василием, последний спросил его:

“Почему ты так прославлял меня?”

Преподобный Ефрем ответил:

“Потому что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего тебе на ухо то, что ты внушал людям. Кроме того, огненный язык вещал твоими устами”.

На это святой Василий сказал ему:

“Поистине я вику ныне то, что слышал о тебе, житель пустыни и любитель безмолвия! Так пишется и у пророка Давида: “Ефрем - крепость главы моей” . Поистине к тебе относятся эти пророческие слова, ибо ты многих наставил на путь добродетели и укрепил в ней. Кротость же твоя и незлобие сердца сияют для всех, как свет”.

После того Василий Великий сказал:

“Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его?”

“Потому что я грешен, владыка!” - отвечал ему Ефрем через переводчика.

“О если бы и я имел грехи твои! - сказал Василий и прибавил: - Сотворим земной поклон”.

Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Преподобный Ефрем пробыл после того со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во диакона, а переводчика его - в пресвитера и потом с миром отпустил их.

Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию- затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне , в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, то, по повелению Божию, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божией, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума . Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегая человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить во епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, - схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить. В молитве

снятой пребывал непрестанно,- днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая День Суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи - только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства, как и сам говорит о себе в своем завещании:

“Ефрем никогда не имел ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю Благого Учителя Христа, заповедовавшего: ничего на земле не приобретайте” .

В те годы жил еретик Аполлинарий , ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он находчив был в словах и искусен в Еллинской премудрости, вследствие чего сильно смущал Церковь Божию и многих увлек в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и все старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы развращать православных и увлекать их в свое заблуждение. Он написал много книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них наиболее полно выражено все его душевредное учение. Их он и употреблял, как оружие, ведя борьбу с православными путем словесных состязаний. Эти его книги были положены на сохранение у одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах, изобрел против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он пришел к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называя себя при этом учеником последнего. Как бы желая научиться неизвестной ему мудрости, он просил женщину дать ему на малое время Аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена, что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги, с условием, чтобы он поскорее возвратил их и никому о них не говорил. Святой Ефрем, взяв книги, отнес в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному, склеивал, пока наконец не склеил всех их так, что книги стали как бы одним куском дерева или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от другого. Затем он отнес книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь, положила на свое место. Случился потом спор православных с еретиком Аполлинарием, состарившимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах и имея слабую память, по причине старости, он хотел достигнуть победы над православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть, так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился великого стыда и вышел с Собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и великого стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу.

Преподобный отец наш Ефрем, прожив

богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел ко Господу . Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии, а святая душа его предстоит ныне Престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатию и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава вовеки. Аминь.

Преподобный был между прочим и в египетских пустынях; так, он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с “великим между сирийскими подвижниками отцом”. “Был у нас здесь человек Божий, Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем”, - так говорит Иоанн Колов.

Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он – толкователь Священного Писания (святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги), в других – обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных – учитель христианской жизни и, в частности, проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преп. Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что “плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, - день и ночь лились у него слезы, но лицо Ефрема цвело и сияло радостию, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслию к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему”. Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинает Ефрем: “Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, соделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Приидите, братия мои, приидите, рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним день и ночь. Приидите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем за тем нашем осуждении”. В этом чувстве сокрушения обыкновенные предметы бесед святого Ефрема: покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и проч. За свои высокие поучения святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. Блаженный Иероним пишет: “Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Св. Писания”. Прославлять мне надобно того, - говорит Григорий Нисский, - кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире”. Святой Ефрем оставил после себя много и догматических сочинений. Все они писаны против заблуждений того времени. Таковы: а) 80 слов против дерзких испытателей, то есть против аэтиан и евномиан; б) 56 поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам (последователям еретика Вардесана), маркионитам и мессалианам; в) о жемчужине, или о том, что в одном лице Иисуса Христа соединены два естества, против Маркиона и Манеса; г) три слова о вере и против иудеев; д) о свободе и против защитников слепой судьбы; о покаянии, где против новатиан говорит о власти Церкви прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; о священстве; о рае и суде. Строгий ревнитель веры и благочестия, святой Ефрем не мог оставаться равнодушным к смутам, какие произвели в Эдессе и Месопотамии секты Вардесана и Ария. Противодействуя еретикам, которые свои заблуждения излагали в поэтической форме песни, и привлекая неопытных изяществом стихотворного размера, легко и надолго укореняли еретическое содержание их, святой Ефрем и сам начал излагать на основании Св. Писания истинное учение о Боге и Его отношениях к нам в такой же поэтической форме. Народ с жадностию внимал песнопениям святого отшельника и забывал песни еретические. Еретики так были раздражены успехами святого Ефрема, что раз напали на него с камнями и оружием и едва не убили его, но это нисколько не ослабило его ревности к вере. Все эти сочинения писаны святым Ефремом в виде благоговейных размышлений. Они назначались им для народного употребления, а частию и для пения в храме и написаны стихами. Святой Ефрем составил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностию; ему же принадлежат глубоко трогательные стихиры, поемые при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая во дни Великого поста. “Господи и Владыко живота моего! дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего: яко благословен еси во веки веков. Аминь”.