Пророк илай. Вера православная - пророк исаия. В мусульманской традиции

Имя Исайя в переводе с еврейского языка означает «спасение Яхве». Иисус, сын Сирахов, в своем восхвалении «мужей славных» приносит такую хвалу пророку Исайи (Сирах. 48:25 – 26). Пророк Исайя был сын Амосов. Блаженный Августин («О граде Божьем», книга XVIII, глава 27) и Климент Александрийский («Строматы», книга 1) полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати. Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии: «Но это не тот Амос, который в числе 12 меньших пророков, ибо и произношение их имен не одинаково (в еврейском чтении их) и означаемое ими не одно и то же. Надлежит заметить, что из пророков одни указывают своих отцов, а другие нет. Может быть, умолчали о своих отцах пророки, происходившие от родителей незнатных» (Святитель Василий Великий).

Исайя выделяется среди первого поколения пророков-писателей. Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору. Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь. Юношей он слышит на паперти Иерусалимского храма пламенные проповеди Амоса, исполненные мужества блестящие боговдохновенные образцы ораторского искусства. Он покорен лирической силой его речи, изысканностью канвы его мысли и мелодикой легко складывающихся в его устах в прихотливый узор слов. Исайя воспримет многое от Амоса: он возьмет от него непримиримость, прибавит к ней неуловимую хрупкость Осии и придаст своему стилю небывалую утонченность. Господь призвал его на служение еще в молодые годы; время, когда Ассирийская империя стала расширять свои границы на запад, угрожая Израилю, о чем Исайя возвестил как о Божьем предупреждении. Самое раннее событие в его жизни – призыв к пророчеству – описано в 6-й главе книги Исайи. Оно произошло приблизительно в 740 году. Видение, сделавшее его пророком (в Иерусалимском Храме), описывается в повествовании от первого лица. Согласно этому описанию, Исайя видел Бога и от встречи с ним преисполнился божественной славой и святостью. Он стал мучительно осознавать, что Богу нужен посланник к народу Израиля, и хотя считая себя недостойным такой чести, предложил себя для службы Богу: «Вот я, пошли меня», и был послан возгласить Божественное слово. Это было нелегко; он должен был осудить собственный народ и наблюдать за тем, как рушится страна. Исайя понимал, что неся слово Божье людям, встретит на своем пути недоверие, и что он должен быть крепок духом для того, чтобы противостоять такому отношению. Божье видение стало внезапным, твердым и неизменным на протяжении всей жизни решением.

«Исайя представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи» (протоиерей о. Сергий Булгаков). Южное царство в ту эпоху было меньше и слабее, чем Ефремово. Оно стояло перед выбором: либо смириться с неизбежным господством великой державы Ассирии, либо вступить в союз против нее. Коалиция возглавлялась царями Сирии и Ефрема. Молодой царь иерусалимский Ахаз избрал поначалу разумный путь и пытался остаться в стороне от военно-политических заговоров. Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета, их войска двинулись на Иерусалим (4 Цар. 16; 2 Пар. 28). В это время пророк Исайя впервые выступил перед царем и обещал ему знамение от Бога. Ахаз должен полагаться не на силу оружия, а на помощь Божию. Господь дарует спасение верным. Однако Ахаз проявил малодушие и сделал роковой шаг: призвал на помощь ассирийцев. Тиглатпаласар III использовал этот предлог и вторгся в Сирию. Он разгромил войска сирийцев и занял Галилею. В результате и сама Иудея попала в полную зависимость от Ассирии. Из политических соображений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам.

В эти годы основной темой проповеди Исайи является неверность народа и его вождей Богу. Еще до войны с ефремо-сирийской коалицией он говорил о грядущей катастрофе, которая постигнет страну в случае измены Богу. Свои пророчества он записывал и свитки отдавал на хранение ученикам. Последователи появились у Исайи рано. Именно они сберегли для будущего писания учителя. В 722 году после долгой осады пала Самария. Согласно переписи Ахава, в Самарии, не считая иноплеменников, было 7 тысяч жителей. А через полтораста лет, в 720 году, Саргон Ассирийский (если верть его надписи) депортировал из Самарии 27290 человек. Впрочем, не ясно, относится ли эта цифра к пленным жителям одной Самарии или всей ее округи. Но известно одно, конец Северному, Израильскому, царство как независимому государству пришел довольно быстро. Южное царство просуществовало заметно дольше Северного. Оно тоже не избегло ассирийских вторжений 732, 720 и 701 годов, но вторжения эти были для него не столь фатальными, как для Израиля. Государство сохранило независимость, и VII век явился для него временем относительной стабильности и активного строительства. Но начало самостоятельного существования царства было отнюдь не спокойным: за вторжением фараона 22-й династии Шешонка I , разграбившего Иерусалим и прорвавшегося далеко на север, последовали фактически постоянное противоборство с Израилем и цепь местных войн. Итак, единственный очаг богооткровенной веры была теперь маленькая Иудея. Пророк Исайя возлагал надежду на тот «святой Остаток», который обратится и спасется в День Господень. Тогда же, в конце правления Ахаза, он произнес свое второе мессианское пророчество (9:2 – 7) о рождении Младенца из рода Давидова. В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия. Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар. 18:1 – 8).

После смерти ассирийского царя Саргона (705 год) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пророка Исайи, включился в эту опасную игру. При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин. В конце концов, Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины. Тем временем новый царь Ассирии Синахериб готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим. 4 книга Царств повествует об этом походе кратко (18:13 – 16). Дальнейшее же повествование (18:17 – 19:37) относится ко второму походу Синаххериба на Иерусалим (около 688 года). Езекия откупился огромной контрибуцией. Часть его территории была отнята. Страна погрузилась в траур. Пр. Исайя воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к покаянию. К этому периоду относятся его главные обличительные речи (глава 1-я). По молитве пророка царь был исцелен от смертельной болезни. Теперь он во всем повиновался своему наставнику.

Через десять лет Синаххериб решил окончательно искоренить очаги возможных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 год), и ассирийские солдаты до основания разрушили древнюю столицу Востока. Затем настал час Иудеи. Заняв Лахиш, Синахериб выслал оттуда войска осадить Иерусалим (Ис. 36:2 – 37:37). На сей раз Езекия в глазах пророка Исайи был невиновен. Пророк послал к царю учеников ободрить его: враг не вступит в святой город. Напрасно военачальник ассирийцев «рабшак» вел переговоры о сдаче, напрасно похвалялся Синаххериб, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния. Фараон попытался было помочь Иерусалиму, но его армия потерпела поражение. Оставалось только уповать на Бога. Предсказание пророка исполнилось. Ассирийцы внезапно сняли осаду и покинули Иудею. В Ис. 37:36 мы читаем: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы». Иосиф Флавий указывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула «смертоносная язва», а греческий историк Геродот (II, 141) полагает, что на войско Синаххериба напало полчище мышей (символ чумы). К этому последнему периоду служения пророка Исайи относится его третье мессианское пророчество об «Отрасли от корня Иесеева» (11:1 – 10). Точная дата смерти пророка неизвестна. Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и умер мучеником в дни Манассии, гонителя пророков. Память пр. Исайи празднуется Церковью 9 мая.

Легенда о мученической кончине пророка Исайи была известна уже христианским писателям первых веков (Иустин Мученик, Тертуллиан, Ориген, Епифаний, блаженный Иероним). Текст апокрифа был впервые опубликован в Оксфорде Лоренсом (1819) на эфиопском языке. Сохранились также греческий и латинский переводы. По мнению большинства библеистов, апокриф возник в иудейской среде I – II века по Р.Х. и впоследствии подвергся христианской обработке. Исторической ценности он не имеет, но дает представление о легендах, которые складывались в древности вокруг личности великого пророка. В апокрифе рассказывается, как в дни Манассии царские слуги схватили Исайю и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исайя остался тверд, его предали пыткам и распилили надвое деревянной пилой. Умирая в муках, пророк «не кричал и не плакал, – читаем мы в апокрифе, – ибо уста его говорили с Духом Святым».

См.: Блаженный Августин Иппонийский. О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

См.: Климент Александрийский. Строматы. / Отцы и учители Церкви 3 века. Антология. Сост. иером. Илариона (Алфеева). Том 1-й. – М., 1996.

Цит. по: Олесницкий А. А. СПб., 1894, 11+224 с. / - 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 91.

Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии / А. Шураки; пер. А. Е. Винник. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2004. С. 202 – 203.

Всемирная энциклопедия: Мифология / Гл. ред. М. В. Адамчик; науч. ред. В. В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2004. С. 363.

II . / А. Мень. – М., 2000. / А. Мень. – / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 285.

Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 290.

См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

Олесницкий А. А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894, 11+224 с. / Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. - 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 92.

Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства.; Мень А. Библиологический словарь. Т. I . / А. Мень. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 79.

В ночь Рождества Христова во всех православных храмах звучит торжествующая песнь, постоянно венчаемая ликующим «яко с нами Бог!» Основана она на пророчествах ветхозаветного пророка Исаии, жившего почти за 760 лет до Рождества Христова. По преданию, был он знатного, может быть, даже царского рода. А книга его пророчеств – одна из самых больших пророческих книг Библии.
Она содержит в себе такое большое количество пророчеств о Христе и о новозаветных событиях, что многие называют Исаию ветхозаветным Евангелистом. Исаия пророчествовал в пределах Иерусалима во время царствования иудейских царей Озии, Ахаза, Езекии и Манассии. При Исаие произошло поражение Израильского царства в 722 г. до Р. Хр., когда Ассирийский царь Саргон увел в плен еврейский народ, населявший Израиль. Иудейское царство просуществовало после этой трагедии еще 135 лет. Пр. Исаия мученически закончил свою жизнь при Манассии, будучи распилен деревянной пилой.

Писал пророк Исаия и о человеческой природе Христа, и от него мы узнаем, что Христос должен был родиться чудесным образом от Девы: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева (аlmа) во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7:14).

В следующих своих пророчествах Исаия раскрывает новые подробности о чудесном Младенце, который родится от Девы. Так, в 8-ой главе Исаия пишет, что народ Божий не должен бояться козней своих врагов, потому что замыслы их не осуществятся: «Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог (Эммануил).» В следующей главе Исаия говорит о свойствах Младенца Эммануила «Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах (плечах) Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6-7). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы.

Предсказал Исаия о проповеди Мессии в северной части св. Земли, в пределах колен Завулона и Неффалима, которую называли Галилеей: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее – возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной воссияет свет» (Ис. 9:1-2). Это пророчество приводит Евангелист Матфей, когда описывает проповедь Иисуса Христа в этой части св. Земли, которая была особенно религиозно невежественной (Мт. 4:16). В священном Писании свет есть символ религиозного знания, истины.

В более поздних пророчествах Исаия нередко называет Мессию еще другим именем – Отрасль. Это символическое имя подтверждает более ранние пророчества о чудесном и необычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа, подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения. «И произойдет Отрасль от корня Иесеева (так звали отца царя Давида), и ветвь произойдет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1). Здесь Исаия предсказывает о помазании Христа семью дарами Святого Духа, то есть всей полнотой благодати Духа, что осуществилось в день Его крещения в реке Иордан.

В других пророчествах Исаия говорит о делах Христа и Его качествах, в особенности, о Его милосердии и кротости. Приводимое ниже пророчество приводит слова Бога Отца: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопит и не возвысит голоса Своего… Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:1-4). Эти последние слова говорят о том великом терпении и снисхождении к немощи человеческой, с которыми Христос будет относиться к кающимся и обездоленным людям. Подобное пророчество Исаия произнес несколько позже, говоря от имени Мессии: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы» (Ис. 61:1-2). Эти слова точно определяют цель пришествия Мессии: исцелить душевные недуги людей.
Кроме душевных недугов, Мессии предстояло исцелять и физические немощи, как предсказал Исаия: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь: ибо прольются воды в пустыне и в степи – потоки» (Ис. 35:5-6). Это пророчество исполнилось, когда Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, исцелял тысячи всевозможных больных, слепорожденных и бесноватых. Своими чудесами Он засвидетельствовал истину Своего учения и Свое единство с Богом Отцом.

По плану Божию спасение людей должно было осуществляться в Царстве Мессии. Это благодатное Царство верующих иногда уподоблялось пророками стройному зданию. Мессия, будучи, с одной стороны, основателем Царства Божия, а, с другой стороны, фундаментом истинной веры, именуется пророками Камнем, т. е. основанием, на котором зиждится Царство Божие. Такое образное наименование Мессии мы встречаем в следующем пророчестве: «Так говорит Господь: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28:16). Сионом именовалась гора (холм), на которой возвышался храм и город Иерусалим.

Следующее пророчество дополняет прежние пророчества, в которых говорится о Мессии, как о Примирителе и источнике благословения не только для евреев, но и для всех народов: «Мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6).

Но как ни велик будет духовный свет, исходящий от Мессии, Исаия предвидел, что не все евреи этот свет увидят по причине своего духовного огрубения. Вот, что пророк пишет по этому поводу: «Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10). По причине устремленности только к земному благополучию не все евреи узнали в Господе Иисусе Христе своего Спасителя, обещанного пророками. Как бы предвидя неверие иудеев, живший прежде Исаии, царь Давид в одном из своих псалмов призывал их такими словами: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его (Мессии): не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс. 94:7-8). То есть: когда услышите проповедь Мессии, поверьте слову Его. Не упорствуйте, как при Моисее ваши предки в пустыне, которые искушали Бога и роптали на Него (см. Исход 17:1-7), «Мерива» значит «укор.»

Страждущий Мессия

Пророчество Исаии о страданиях Мессии занимает полторы главы его книги (конец 52-й и всю 53-ю). Это пророчество содержит в себе такие подробности страданий Христа, что у читающего создается впечатление, будто пророк Исаия писал его у самого подножия Голгофы. Хотя, как мы знаем, пророк Исаия жил за семь столетий до Р. Хр. Приводим здесь это пророчество.

«Господи! Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он (Мессия) взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли. Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, – и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его, кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых. За преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Чрез познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему, Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.»

Вступительная фраза этого пророчества: «Кто поверил слышанному от нас» – свидетельствует о необычайности описываемого события, требующего значительного волевого усилия со стороны читателя, чтобы в него поверить. Действительно, предыдущие пророчества Исаии говорили о величии и славе Мессии. Настоящее же пророчество говорит о Его добровольном унижении, страдании и смерти! Мессия, будучи совершенно чистым от личных грехов и святым, все эти страдания терпит ради очищения людских беззаконий.

Пророк Исаия записал еще следующие подробности о страданиях Мессии, которые тоже буквально исполнились. Речь идет в первом лице: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего… Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои – поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь» (Ис. 50:4-11), сравни у Ев. (Мт. 26:67).

Воскресение Мессии

Но, говоря о необходимости и спасительности страданий Мессии, пророк предсказал и Его воскресение из мертвых и последующую славу. Исаия, описав страдания Христа, заканчивает свое повествование следующими словами:
«Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Чрез познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему, Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу.»

Иными словами, Мессия после смерти оживет, чтобы возглавить Царство праведников и будет нравственно удовлетворен результатом Своих страданий.

Епископ Александр (Милеант)
миссионерский листок 16

За 600 лет до рождения Иисуса все события, происходившие с Ним от рождения до распятия, были описаны в книге пророка Исайи, что в Старом Завете.

Житие Святого пророка Исайи наполнено служением еврейскому народу, которому было подарено обетование о приходе Мессии.

Кто такой Исаия и чем он заслужил дар пророчества

За 700 лет до новой эры, рождения Иисуса Христа в царском роду, в семье Амоса появился мальчик Исайя, которого воспитывали по законам Творца и в страхе перед Богом. В книге самого пророка сказано, что по достижению зрелости Исайя женился на девице, которая обладала даром пророчества, и у них родился сын Иасув.

Святой пророк Исайя

По Божьему призванию пророк служил при дворах нескольких царей:

  • Озии;
  • Иафама;
  • Ахаза;
  • Езекия;
  • Манассии.

Еврейский народ был создан по милости Божьей, и Творец, как любящий Отец, всегда оберегал его, но и наказывал. Чтобы остановить нечестивые действия иудеев, Бог посылал к ним пророков со Своими посланиями, центральным местом которых было обетование прихода Мессии.

В дни, когда евреи встали на путь нечестия, Исаия увидел Всевышнего, который сидел на царском великолепном престоле в тронном зале величественного небесного храма в окружении шестикрылых Серафимов.

Серафимы, летая на двух крыльях, двумя прикрывали очи, двумя закрывали ноги, постоянно сотрясали столпы храма восклицаниям о том, как свят Господь Саваоф.

Богобоязненный пророк знал, что у всех земных людей нечистые уста и окружение их нечисто, чувство страха парализовало его. После признания греховности к Исаии был послан Серафим, держащий клещами горящий уголь из алтаря Бога. Он приложил уголь к устам грешника и тем самым очистил его по воле Господней от всех грехов.

Внезапно раздался Господний голос, спрашивающий, кого Богу послать к иудеям, чтобы обратить их на путь истинный, отказавшись от поклонения идолам. Вызвался Исайя. Сам Творец пообещал простить и помиловать тех, кто придет к Нему с покаянием. Твердолобых и упрямых ожидает кара Господня и Божья казнь.

Творец сообщил пророку, что это поколение иудейского народа будет уничтожено, но от него родится новое племя, которое будет жить в святости.

На заметку! В своих пророческих книгах Исаия описал дальнейшую судьбу евреев, их плен и освобождение, возведение нового Иерусалима, он пророчествует о Миссии.

Чудеса, сотворенные знаменитым пророком

Имеющий дар творить чудеса, святой Исаия, наполненный присутствие Духа Святого, спас город от жажды при осаде его врагами. Пророк молился у подножья Сиона, и по его прошению Господь открыл земные недра, откуда забил источник родниковой воды. Этот родник назвали Силоам, что означает посланный Всевышним. Именно водой из этого родника Иисус приказал умыться юноше, рожденному слепым, после чего тот прозрел.

Царь Езекия заболел и очень боялся умереть, Исаия молился о нем перед Богом. Творец по воззваниям пророка даровал царю еще 15 лет.

60 лет служил Исаия народу и царям, пребывая в общении с Богом. Именно через этого святого иудеи узнали о приходе Мессии, Бога и человека в одном обличии. Он называет Иисуса ростком из сухой земли, новым племенем иудейского народа, как о Нем говорил Господь. Спаситель в пророчествах ничем не выделялся среди людей, порой был презираем обществом.

Пророк Исайя записал пророчества о приходе Мессии

По словам праведника, Учитель народов, Основатель Царства на земле, наполненного миром и любовью, родится от непорочной Девы, однако будет распят за грехи мира, как овца, молча, пошел на крест.

Пророк пошагово описал страдания Христа, издевательство над ним воинов и даже не упустил историю с дележкой одежды.

Важно! Историки называют пророка евангелистом Ветхого Завета, который за 6 столетий да воскрешения Спасителя написал, что только Его ранами мы, нынешнее поколением, можем исцелиться.

Окончание земного пути

Поручив от Всевышнего послание вернуть иудеев на путь служения единому Богу, Исайя непрерывно обличал народ в идолопоклонстве, лицемерии, фальшивом поклонении Истинному Творцу. Особенно доставалось в его обличениях царю Манассии и богачам, которые для видимости соблюдали религиозные обряды, давно потерявшие свою духовную силу, угнетали нищих, сирот и вдов.

Призывы к покаянию не достигали ушей ослепшего от грехов народа.

Разъяренный царь Манассия приказал казнить непокорного пророка, распилив его пополам деревянной пилой. Тело святого Исайя было похоронено недалеко от чудом сотворенного родника Силоам. В дальнейшем царь Феодосий Младший перенес мощи пророка в Константинополь и положил в церкви св. Лаврентия.

Частицу головы пророка ныне хранит и Хилендарский монастырь Афона.

Духовное учебное заведение «Библейский колледж ХВЕ»

Реферат

ЖИЗНЬ ПРОРОКА ИСАИИ

По предмету: Профетизм Ветхого Завета

Выполнила студентка

3 курса ВО

Цыбуленко Светлана Стефановна

Преподаватель:

Калоша Павел Александрович (М. А.)

Минск – 2010


Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 года до Р.Х. Имя пророка - jeschajehu в переводе с еврейского означает: спасение соделывает Всевышний или спасение Господне.

Исаия принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Пророка был женат и имел детей, а так же у него был собственный дом. Жену свою он называет пророчицей (Ис. 8.3). Дети его - сыновья - своими именами символически предсказывали о суде Божьем, которому должны были подвергнуться Иудейское и Израильское царство (Ис. 7.3; Ис. 10.20; Ис. 8.3,18), тогда как имя самого пророка служило символом спасения, ожидающего избранников Божьих .

Исайя будучи 20- ти лет от роду был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 г. до Р.Х. Служение пророка приходится на период правления четырех иудейских царей: Озии (ум. в 740 г. до Р.Х.), Иоафама (750-735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735-715 гг. до Р.Х.) и Езекии (729-686 гг. до Р.Х.). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734-732 гг. до Р.Х. - гл. 7-9); восстания против ассирийского владычества (713-711 гг. до Р.Х. - гл. 10-23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705-701 гг. до Р.Х. - гл. 28-32, 36-39).

С Божьей помощью, царь Озия успел ввести добрые порядки в своем небольшом государстве. Благополучное правление привело к тому, что Иудейское царство приобрело важное значение среди других малоазийских государств, особенно благодаря своим успехам в войнах с филистимлянами, арабами и др. народами. Иудейскому народу при Озии жилось почти так же хорошо, как и при Соломоне, хотя, впрочем, Иудею иногда в это время посещали и некоторые несчастия, вроде землетрясения (Ис 5.25) и хотя сам царь в последние годы своей жизни был поражен проказой, посланной на него за то, что он выказал притязания на совершение священнического служения. В конце своего царствования Озия сделал своим соправителем своего сына, Иоафама (4Цар 15.5; 2Пар 26.21).

Иоафам (по 4Цар 15.32-38 и 2Пар 26.23) правил Иудейским царством 16 лет - 11 лет как соправитель своего отца и 4 года с лишком - самостоятельно (740-736). Он был человек благочестивый и счастливый в своих начинаниях, хотя уже при нем сирийцы и ефремляне стали злоумышлять против Иудеи. Но народ иудейский при Иоафаме своими отступлениями от закона Божия стал навлекать на себя гнев Божий, и пророк Исаия начал возвещать своим согражданам об ожидающем их наказании от Бога (гл. 6). Очевидно, что внешние успехи, достигнутые Иоафамом, не только не содействовали нравственному улучшению народа, а напротив, как предсказывал еще Моисей (Втор гл. 32), внушили этому народу чувство гордости и дали возможность вести беззаботную и распущенную жизнь.
К этому времени относятся речи Исаии, содержащиеся в 2, 3, 4 и 5 главах его книги.

После Иоафама на престол вступил Ахаз (4Цар 16.1 и 2Пар 28.1), который царствовал 10 лет (736-727). По направлению, он не был похож на своего отца и уклонялся в идолопоклонство. За то Господь, по словам писателей 4-й книги Царств и 2 Паралипоменон, посылал против него врагов, из которых наиболее опасными были сирийцы и израильтяне, составившие между собой союз, к которому примкнули также и едомитяне (4Цар 16.5 и сл., 2Пар 28.5 и сл.). Дело дошло до того, что много иудеев, подданных Ахаза, были захвачены врагами и вместе со своими женами и детьми переселены в Самарию: только пророк Одед убедил израильтян освободить иудеев от плена. Кроме идумеев, сирийцев и израильтян, на Иудею в правление Ахаза нападали и филистимляне (2Пар 28.18). При этом царе Исаией сказаны речи, содержащиеся в 7, 8, 9, 10 (ст. 1-4), 14 (28-32 ст.) и 17 гл. В этих речах Исаия порицал политику Ахаза, обратившегося за помощью против своих врагов к ассирийскому царю Феглаффелассару (или Тиглат-Пилезеру III). Он предсказывал, что эти ассирийцы в конце концов замыслят подчинить себе иудейское царство и что только Мессия - Еммануил унизит их гордость и сокрушит их силу. Касаясь внутренней жизни иудейского государства при Ахазе, Исаия обличал в правителях народа отсутствие правосудия, а в народе - увеличившуюся распущенность нравов.

Езекия, сын Ахаза, (4Цар 18.1 - 4Цар 20.1 и 2Пар 29.1 - 2Пар 32.1), правил государством Иудейским 29 лет (от 727 до 698 г. до Р. Х.). Езекия был очень благочестивый и богобоязненный государь (4Цар 18.3,5,7) и заботился о восстановлении истинного богослужения, по уставам Моисеевым (4Цар 18.4,22). Хотя сначала его окружали люди, мало понимавшие сущность теократического устройства еврейского государства и склонявшие царя к заключению союзов с иностранными государями, но потом, под влиянием пророка Исаии, Езекия утвердился в той мысли, что единая крепкая опора для его государства - есть Сам Всевышний. Во время нашествия Сеннахирима на Иудею Езекия посылает послов к Исаии за советом, и пророк утешает царя обещанием божественной помощи. На время Езекии падают речи Исаии, содержащиеся в гл. 22, 28-33, а также главы 36-39 и, наконец, может быть, весь второй отдел книги Исаии (40-66 гл.). Кроме того, к этому времени относятся пророчества на иноземные народы в гл. 15, 16, 18-20 и, может быть, в 21 (11-17 ст.) и 23 гл. К самому концу царствования Езекии относятся речи, заключающиеся в гл. 13, 14, 21 (1-10 ст.), 24-27, 34 и 35 .

Существовали и другие народы, которые оказали большее влияние на жизнь иудейского израильского государства во дни Исаии. В этом отношении на первом месте стоял Ассур. Во дни Озии, царя иудейского, на ассирийский престол вступил первый царь новой династии - Фул. Этот царь опустошил царство Израильское. На то же царство сделал нападение при Ахазе могущественный царь ассирийский Тиглат-Пилезер III, а во дни Езекии Ассирийское царство достигло высшей степени процветания и царь Салмонассар окончательно уничтожил царство Израильское, а его преемник Сеннахирим делал попытки подчинить себе и царство Иудейское. Но уже в последние годы Сеннахирима сила Ассура начала исчезать. Асар-Гаддон, правда, сумел задушить восстание в Вавилоне и подчинил себе и Иудею, отведя царя ее, Манассию, в плен, но дни Ассирийской монархии, очевидно, уже были сочтены, и около 630 г. Киоксар Мидийский в союзе с Набополассаром Вавилонским, взяли столицу Ассирии, Ниневию, и Ассирия после этого стала Мидийской провинцией.

Что касается другой великой державы того времени, Египта, то евреи большей частью состояли в союзе с ней и надеялись на ее помощь, когда начинали мечтать об освобождении от подчинения Ассирийцам, которые большей частью докучали иудейским царям требованием с них дани. Египет, однако, в то время уже устарел и обессилел. В те дни Египет был ослабляем внутренними междоусобицами. В эпоху деятельности Исаии переменилось на престоле египетском целых три династии - 23, 24 и 25-я. В своих войнах с Ассирией из-за спорных сирийских владений, египетские цари так называемой Ефиопской династии (с 725 по 605 г.) сначала были побеждены. Потом могущественный египетский царь Тиргака нанес сильное поражение Сеннахириму и восстановил величие Египта, хотя и ненадолго: преемник Сеннахирима, Асар-Гаддон, вступил со своими войсками в Египет, а затем скоро была низвергнута и Ефиопская династия.

Довольно немаловажную величину в эпоху Исаии представляло собой царство Сирийское с его главным городом, Дамаском. Это царство все время боролось с царством Ассирийским. Цари ассирийские, особенно Тиглат-Пилезер III, жестоко карали сирийских государей, собиравших для себя союзников из числа подвластных Ассирийской державе малоазийских государств, но в 732-м г. Сирия окончательно была присоединена к Ассирии как ее провинция. Известно, затем было и царство Халдейское со столицей своей, Вавилоном. Это царство, в эпоху Исаии, было в вассальных отношениях к Ассирии и цари Вавилона считались только наместниками царя ассирийского. Однако эти цари постоянно старались вернуть прежнюю самостоятельность Халдейскому государству и поднимали знамя возмущения против ассирийского владычества, привлекая к этому и некоторых других малоазийских царей, напр., иудейского Езекию, и в конце концов все-таки достигли своей цели.

Что касается других, входивших в соприкосновение с евреями во дни Исаии народов - тирян, филистимлян, маовитян, едомитян и др., то они, по своей слабости, не могли причинять особенно серьезного вреда евреям, но за то оказывали им и мало помощи, как союзники, против Ассирии.

Заметить нужно еще, что в эпоху Исаии, Иудейское и Израильское царство почти всегда находились между собой во враждебных отношениях и это, конечно, не могло не отразиться на печальной судьбе, которая сначала постигла царство Израильское, а потом и Иудейское.

На протяжении второй половины VIII в. до Р.Х. пророк обличал лицемерных (1,10-15), алчных (5,18), потакающих своим прихотям (5,11), циничных (5,19) правителей, которые своей развращенностью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6,1-10), так и судьбу всего народа (5,26-30). В 722 г. до Р.Х. Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36,1 - 37,37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведен в Вавилон (39,6-7), стало основой дальнейшего служения Исайи, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40,1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исайя предсказал падение языческого Вавилона (46,1 - 47,15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божьим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44,26 - 45,13). Исайя предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесет народам праведный суд (42,1-4), установит новый завет с Господом (42,5-7), станет светом для язычников (49,1-7), возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых (52,13 - 53,12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.

Пророк Исаия и его книга.

Кондак, гл.2: Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие богопроповедниче, всем изъяснил еси вочеловечение Господне, возгласив велегласно концем: се Дева во чреве примет.

«Исаия» в переводе означает спасение Господне. Т.о. имя этого великого пророка есть символ спасения, ожидающего избранников Божиих.

По преданию пророк Исаия происходил из царского рода: отец его, Амос (Ис.1:1), возможно был братом иудейского царя Амасии. Родился Исаия около 760 года в Иерусалиме, где и жил, и проповедовал. Пророк, по собственному свидетельству, имел жену и детей. Жена его была пророчицей (8:3). Имена детей символически предуказывали нa суд Божий, предстоящий Иудейскому и Израильскому царствам: Шеарясув – «остаток вернется»(7:3) и Магер-шелал-хаш-баз – «быстрый грабеж» или «скорая добыча» (8:3).

Начал Исаия свою пророческую деятельность, когда ему было около 20 лет, в год смерти царя Озии, т.е. где-то в 759 г. до Р.Х. (по другой датировке – 740). В последний раз выступает действующим лицом около 701 г.
Пророк собрал вокруг себя молодежь и создал школу, просуществовавшую более 200 лет. Эта школа постепенно переросла в новое религиозное движение в Иерусалиме под названием «Бедняки Господни». Участники движения действительно были небогатыми людьми, но в данном случае слово «бедняки» употреблялось в его библейском значении – нравственно чистый и любящий Бога.

Предание гласит, что скончался пророк Исаия мученически при царе Манассии, спасаясь от преследований которого, пророк спрятался в стволе кедра и был перепилен вместе с деревом деревянной пилой, на что косвенно указывает, например, пророк Иеремия (2:30) и апостол Павел (Евр.11:37).
Призвание на служение.

Однажды еще совсем юный Исаия присутствовал в храме за богослужением, перед его глазами был двор священников и святилище. Вдруг он увидел, что храм раздвигается и перед его духовными очами исчезает завеса, отделяющая Святое Святых. Далее Пророк увидел Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном», стоящем как бы между небом и землей; края царственных риз Божиих наполняли храм. Вокруг Господа «стояли серафимы, у каждого из которых было по шесть крыльев: двумя они закрывали лица свои, двумя – ноги, двумя – летали. И взывали «свят свят свят Господь Саваоф…».

Святой Исаия пришел в ужас и испуганно воскликнул:
-Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Тогда к нему прилетел один из серафимов с горящим углем, взятым клещами с жертвенника, коснулся уст пророка со словами:

Вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен.
Тотчас услышал Исаия таинственный глас Иеговы:

Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?

Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с выражением желания принять на себя ответственность и тяжелую обязанность быть проповедником воли Божией для еврейского народа:

Вот я, пошли меня.

Господь не отверг предложения святого Исаии:
Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего…

Исаия спросил, долго ли народ будет в таком огрубении:

Доколе не опустеют города и не останутся без жителей… доколе земля эта совсем не опустеет (Ис.6:1-11).

Видение окончилось и на святом пророке почил Дух Божий.
Тот факт, что Исаию призвал Сам Господь Саваоф в столь явном и страшном видении, да еще в очень ранней молодости, свидетельствует о его благочестивой жизни. Кроме того, он обнаруживает глубокое знание священных книг своего народа, а значит он впитывал эти знания с самого детства. Поэтому именно этого человека Господь и избрал на особую миссию и щедро одарил его и даром слова, и чудотворения, потому что он был этого достоин.

Сам Исаия в силу своей дерзновенной веры и видения Господа Саваофа всегда помнил, что именно Бог призвал его на служение. Поэтому он всегда проявлял преданное послушание и безусловное доверие Богу, всегда был свободен от человеческого страха, полагая все упование на Творца. Он не боялся громко обличать нечестивую политику Ахаза (гл.7), священников, пророков и народ (гл.2,3,5,28), порицать Езекиину политику (гл.30-32) и даже предсказывать смерть царю (гл.38). Потому что правда Божия была для него выше всякого страха.

Книга святого пророка Исаии.

Его пророчество начинается словами на Иудею (Ис.1:1). Ибо, по слову Петра, наступает «время начаться суду от дому Божия (1Пет.4:17), потому что самые близкие к нам наиболее огорчают, когда грешат против нас.

И у Иезекииля Господь, повелевая наказать согрешивших, говорит: «от освященных Моих начните» (Иез.9:6). Посему и Исаия начал со страны, избранной Богом, и с города, в котором было святилище, им возвещая ожидающие их бедствия.

Во-вторых, говорит о Вавилоне, потом – о земле Моавитской, потом – о Дамаске, в-пятых – о Египте, потом – о пустыне, потом – об Идумее, потом – о дебри Сионской, потом – о Тире и потом – о четвероногих. За сим следуют происшествия, бывшие в 40-й год царствования Езекии. После сего находятся пророчества, не имеющие никакого надписания и возвещающие бедствия Иерусалиму и Иудее, судьбу находящихся в рассеянии, возвращение их по исполнении суда, предсказания о Христе, рассеянные во всяком пророчестве, потому что с каждым истинным сказанием сопряжено что-нибудь таинственное» (свт. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии).

Первая часть (гл.1-39) является преимущественно обличительной. Кого и за что обличает пророк?

Сильных мира сего и весь народ за пороки (особенно во времена нечестивого царя Ахаза):

Неблагодарность Богу, идолослужение (2:20, 17:8,30:22,31:7)

Неверие в Божественное Откровение (29:9)

Внешнее исполнение Закона и одновременное с этим безнравственное поведение (1:10-17)

Нечестность к ближним, отсутствие любви, благотворения, милосердия, особенно со стороны властителей (1:16,5:22-23,10:1)

Осуждение политики сношения с языческими державами (8:6,30:1,31:1).

За обличением следует предсказание суда Божия через язычников: опустошение земли, изгнание евреев (6:11, 5:13,17:9), взятие Иерусалима (2:12, 3:8,16;22:5,30:13,32:13,19), скорое падение Самарии (гл.28), плен Вавилонский (39:5-8).

Но и в этой части, полной обвинений и грозных предзнаменований, нашел пророк место утешительным ноткам: он напоминает народу, что «с нами Бог» (8:10) и обещает, что «снимется с рамен твоих бремя» (10:27), и «утвердит Господь Сион»(14:32), и «Ассур падет»(31:8) и т.д. Но чтобы все это было народ должен обратиться к Богу своему: «Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его…покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет. Обратитесь к Тому, от Которого вы отпали, сыны Израиля!» (31:4-5).

Отделы первой части :

1)главы 1-6 – вступление; 7-12 – отношение Израиля к Ассуру при Ахазе и исход дружбы с Ассирией;

2)пророчества на иноземные народы: Вавилон (гл.13-14:23), Ассур, филистимлян, моав, Сирию, Ефиопию, Египет (14:28-30), снова о Вавилоне, а также о Едоме, Аравии, Иерусалиме (гл.21-22), Тире (гл.23). Говорит пророк и о последнем суде над миром (24-27), воскресении мертвых и о спасении;

3)отношения Израиля с Ассуром при Езекии (28-33): в данном отделе речи расположены хронологически и объединены главной темой – спасение Израиля зависит только от Господа;

4)главы 34-35: — о суде Божием над землей и небом,
— о спасении Израиля, возвращении из плена;

5)главы 36-39 – события, описанные в 4 Царств 18:13-20; 19.

Вторая часть (главы 40-66) содержит утешительные речи пророка народу ввиду грядущего вавилонского плена. Состоит из трех отделов по 9 глав, объединенных единой темой: повествуют об эпохе искупления Израиля и человечества, начинающейся с освобождения Израиля из вавилонского плена и простирающейся до Страшного Суда.

Отделы второй части :

1)главы 40-48: освобождение от вавилонского плена, виновник которого – Кир; а также нравственное освобождение от греха через Мессию.

2)главы 49-57: Мессия, Его страдания.

3)главы 58-66:прославление Мессии.

Особенности пророческого созерцания Исаии .
-настоящее и будущее для него представляют единое, непрерывно развивающееся целое, без каких-либо временных разграничений, пророк быстро переводит взор от настоящего к будущему

Ясность мессианских пророчеств (Рождество Христово от Девы в гл.7, страдания и смерть Спасителя – гл. 53

Точные определения времени (16:14, 37:30,38:5)

Богатый язык, образы, убедительность.

Все эти и другие достоинства пророческих речей Исаии дали повод толкователям всех времен восхвалять его как «великого пророка» (Сир.48:25, Евсевий Кесарийский), «божественнейшего» (блж. Феодорит), «проницательнейшего и мудрейшего из пророков» (Исидор Пелусиот), «ветхозаветного евангелиста и апостола» (блж. Августин, свт. Кирилл Александрийский).

В защиту подлинности книги пророка Исаии главный аргумент: его книгу признает произведением Священное Писание (Сир.48:25-28, Лк.4:17-22, Мф.15:7-9,Лк.22:37,Деян.8:28,28:25, Рим.9:27).

Кроме того точке зрения о неподлинности книги, о непринадлежности некоторых ее частей пророку Исаии можно противопоставить следующие факты:

Одинаковый тон речи на протяжении всей книги: Исаия смело говорит – Рим.10:20

Присутствие повторяющихся образов (виноградник, пустыня)

Единая идея всей книги – Сион спасется силой Бога, а не человеческой

Постепенное раскрытие ожидающих евреев бед и будущее искупление

Еще Сирах знал книгу Исаии как цельное произведение, являющееся частью ветхозаветного канона (т.е. за 200 лет до Рождества Христова – Сир.48:22-25).

Переводы.

Еврейский масоретский

Перевод Семидесяти

Пешито – подобен переводу Семидесяти

Вульгата – подобна масоретскому тексту.

Толкования .

Книгу святого пророка Исаии толковали прп. Ефрем Сирин (по тексту Пешито), свт. Василий Великий (1-16 главы), свт. Иоанн Златоуст (греческий текст – только 1-8 главы, латинский и армянский переводы – все главы), блж. Иероним (по еврейскому и греческому текстам), св. Кирилл Александрийский (по переводу Семидесяти, блж. Феодорит.

Русские труды, посвященные данной книге:

Еп. Петр. Объяснение книги святого пророка Исаии в русском переводе, извлеченное из разных толковников
-Якимов. Толкование на книгу пророка Исаии

Властов. Пророк Исаия.

Статьи Юнгерова в журнале «Правосла
вный собеседник».

Эпоха пророка Исаии.

Жизнь величайшего из пророков была тесно связана с историческими событиями. В те дни Ассирия опустошила Израильское царство, достигла при Езекии высшей степени процветания и окончательно уничтожила Израильское царство, потом подчинила Иудею, увела Манассию в плен. Но в 630 году Мидия и Вавилон захватили Ассирию и превратили в мидийскую провинцию.

Египет был союзником евреев, но при Исаие уже обессилел от возраста и внутренних междоусобиц, а также ослаблен войнами с Ассирией.

Сирийское царство постоянно боролось с Ассирией. В 732 году Сирия превращена в ассирийскую провинцию.

Вавилон при пророке Исаие стал вассалом Ассирии.

Израиль и Иудея находились в постоянной вражде.

В Израиле царили насилие и жестокость, политическая анархия (4 Цар.15:8-28), что привело его ко внутреннему распаду (о чем пророчествовал Осия – современник Исаии). До падения Самарии в 722 г. предметом пророческих речей Исаии было и Израильское царство тоже (28:1-4)

Начал Исаия свою пророческую деятельность в год смерти иудейского царя Озии около 759 или, по другой хронологии, 740 года до Рождества Христова. В последний раз выступает действующим лицом около 701 года. Озия был благочестивым царем, при нем в Иудее жилось хорошо, она одерживала победы над филистимлянами, арабами и др. народами.

Ему наследует царь Иоафам (4 Цар.15:32-38, « Пар.26:23), его сын, который правил 16 лет (4 года самостоятельно – 740-736 [Лопухин]).

Как и его отец, Иоафам был весьма благочестив, страна процветала экономически, была независима. Но уже в его царствование народ стал отвращаться от Закона Божия, поэтому Исаия уже здесь говорит о наказании (гл.6). В то время народ возгордился успехами внешней политики своей страны, относя их на свой счет, забывая благодарить Господа, нравы пали.

К этому периоду относятся следующие главы книги пророка Исаии: 2-5. Исаия говорит здесь о проблемах социальной несправедливости (3:16), о забвении Бога. Звучит мотив наказания. Но не потому что Исаия желает, чтобы Иерусалим был разрушен, а с целью призвать к покаянию.

После смерти Иоафама царем Иудеи стал Ахаз , израильтянин по происхождению, язычник по душе. В его царствование Иудея достигла государственного могущества, аммонитяне, филистимляне платили ей дань. В стране скопились огромные богатства, которым нечестивый Ахаз находил недостойное применение.

Иерусалим царь решил превратить в подобие столиц языческих государств Финикии, Ассирии:

Ввел поклонение солнцу, луне, небесным светилам (4 Цар.23:5),

В доме Божием поставили идола Астарты (богини распутства),

В городе появились «дома блудниц» (4 Цар.23:6-7),

При входе в храм, в помещениях, где раньше хранили священные сосуды, теперь держали белых лошадей, посвященных солнечному богу,

На место жертвенника всесожжений поставили новый, сделанный по образцу ассирийского (4 Цар.16:14-15),

По всему Иерусалиму и в других городах распространились «высоты» — места для совершения жертв,

В долине Гинномовой (под стенами Иерусалима) поставили Молоха, идола, на руках которого сжигали детей. Сам Ахаз отдал в жертву Молоху одного из своих сыновей (4 Цар.16:3, 2 Пар.28:3).

За все эти злодеяния Господь попустил Иудее подвергнуться разорению от Израильского царя Факея и сирийского – Рецина (2 Пар.18:19).

И тогда, в столь тяжелый момент испытаний пророк Исаия пытается ободрить Ахаза, уверяя, что Бог не оставит, призывает к «политике веры»: «наблюдай и будь спокоен…да не унывает сердце твое…Проси себе знамение у Господа…и сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа»(7:4.11-12). Не поверил Ахаз Богу, предпочел положиться на сильных мира сего: заключил союз с Тиглатпалассаром 2, которому отдал все иудейские сокровища, даже храмовые. Тогда же, в угоду новоиспеченным союзникам берет Ахаз чертеж ассирийского жертвенника, который водворили на место жертвенника всесожжений. В награду за такую покорность Ахаза Ассирия разорила Сирию и часть Палестины, на Иудею же пока только наложила дань. Ахаз, ограбив храм, закрыл его двери, прекратилось богослужение.

В Езекии , своем следующем царе, Иудея обрела заботливого богобоязненного правителя. Он восстановил почитание Иеговы, в чем ему помогли ученики школы пророка Исаии: из храма были убраны идолы и восстановлено богослужение (2 Пар.29:3-36), уничтожили «высоты», даже истребил Езекия медного змия, которого сделал еще Моисей (Числ.21:9) и который стоял тогда среди Иерусалима (4 Цар.18:4).

В те же дни в Ассирии произошла смена правителей: умер Саргон, ему наследовал Сеннахирим. Воспользовавшись временем перемен подчиненные Ассирии народы, в т.ч.царь Езекия, подняли ряд восстаний. Ассирийский царь жестоко подавил бунтовщиков: было взято и разграблено 46 иудейских городов, а столицу Иерусалим враг осадил. В городе начался голод. В конце концов, Езекия решил сдаться, осада была снята. Но вскоре ворота города снова закрылись. Езекия вместе с пророком Исаией вознесли молитву Богу (4 Цар.19:15-19 и 2 Пар.32:20).

И Господь ответил (4 Цар.19:21-22, 28-31). И «пошел ангел Господень и поразил в стане ассирийском 185 тысяч (4 Цар.19:35) и царь ассирийский возвратился со стыдом в землю свою» (2 Пар.32:21). На какое-то время наступил в Иудее мир (2 Пар.19:22-23).

Постигла Езекию другая беда, заболел он, и Исаия сказал ему готовиться к смерти. Но в ветхозаветное время загробная жизнь представлялась мраком, к тому же не было еще у Езекии наследника. Взмолился царь (4 Цар.20:3) и Господь смиловался. Через пророка своего передал Езекии, что «Я услышал молитву твою… исцелю… прибавлю ко дням твоим 15 лет… от руки ассирийского царя спасу город сей (4 Цар.20:5-6). Езекия был благодарен Господу и исполнен благочестивых намерений: «…тихо буду проводить все годы жизни моей…» (Ис.38:11-15,17).

Но Господь послал ему еще испытание, «дабы открыть все, что на сердце у него»: вавилонский царь (чья страна, одна из немногих тогда, была независима от Ассирии) прослышал о чудесном исцелении Езекии. Под видом поздравления с выздоровлением он прислал в Иудею посольство, действительная цель которого была в заключении с Езекией наступательного и оборонительного союза. Езекия был польщен визитом столь обширного государства и из тщеславия показал гостям все свои сокровища. Быстро забыл он о всемогуществе Божием, положил упования на людей и на себя. По удалении послов пророк Исаия предрек ему потерю всех сокровищ и плен вавилонский. Езекия раскаялся (4 Цар.20:13-19, 2 Пар.32:31,Ис.39). Господь простил его и даровал ему в мире прожить остаток дней (4 Цар.20:21).
На время царя Езекии приходятся следующие главы книги пророка Исаии: 22, 28-33, 36-39, 40-66, а также пророчества об иноземных народах: главы 15,16,18-20, 21:11-17, 23).

Мессианские пророчества Исаии.

Предваренный пришествием Предтечи (Ис.40:33), Мессия, происходя по человечеству от рода Иессеева (11:1), родится от безмужной Девы (17:4) и будет преисполнен даров Святого Духа (11:2) и носить имена, указывающие на Его Божественное достоинство (9:6).

Смиренный и кроткий Раб Божий… призванный Им для возвещения народам истины, Мессия «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», водворит на земле Свое царство (9:1-4). «Тогда волк будет жить с ягненком, и барс лежать с козленком… Земля будет исполнена ведением Господа…» (11:6-9).

Но наступлению царства должно предшествовать уничижение, страдания и смерть Мессии за грехи людей: «Господи, — восклицает пророк, точно стоя у Креста Распятого Спасителя, — кто поверил слышанному от нас… Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его… Он был презираем и мы ни во что ставили Его». Тогда как «Он взял на Себя наши немощи, понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши…ранами Его мы исцелились… Страдал добровольно… за преступление народа претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого…»

Рядом с этим величественным в Своем неизмеримом смирении образом страждущего Мессии пророк изобразил прославленного за Его страдания Мессию Основателя Церкви: «Гсоподу угодно было поразить Его и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное… чрез познание его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет иметь добычу за то, что предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем» (Ис. 53:1-12).