Психологический портрет – что это такое, как составить психологический портрет человека? Как по аватарке составить психологический портрет человека

Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.

Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.

Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)

Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.

Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).

Пример оценки личности

Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.

Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина

Краткие сведения об испытуемом : ж пол, возраст, образование — студент

Черты характера : По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.

Интеллектуальная сфера : По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.

В тоже время, открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.

Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

Эмоционально-волевая сфера:

Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, “защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Коммуникативная сфера :

Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.

В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

Пример Пятифакторного опросника личности:

Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.

Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

1 Я не тревожный человек. ПНС НС Б С ПС
2 Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. ПНС НС Б С ПС
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. ПНС НС Б С ПС
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. ПНС НС Б С ПС
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. ПНС НС Б С ПС
6 Я часто чувствую, что я хуже других. ПНС НС Б С ПС
7 Мне легко рассмеяться. ПНС НС Б С ПС
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. ПНС НС Б С ПС
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. ПНС НС Б С ПС
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. ПНС НС Б С ПС
11 Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. ПНС НС Б С ПС
12 Я не считаю себя очень радостным человеком. ПНС НС Б С ПС
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. ПНС НС Б С ПС
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. ПНС НС Б С ПС
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком. ПНС НС Б С ПС
16 Я редко чувствую себя несчастным. ПНС НС Б С ПС
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. ПНС НС Б С ПС
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. ПНС НС Б С ПС
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. ПНС НС Б С ПС
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. ПНС НС Б С ПС
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. ПНС НС Б С ПС
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит. ПНС НС Б С ПС
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. ПНС НС Б С ПС
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. ПНС НС Б С ПС
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. ПНС НС Б С ПС
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. ПНС НС Б С ПС
27 Я обычно предпочитаю работать один. ПНС НС Б С ПС
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда. ПНС НС Б С ПС
29 Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. ПНС НС Б С ПС
30 Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. ПНС НС Б С ПС
31 Я редко испытываю страх или тревогу. ПНС НС Б С ПС
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. ПНС НС Б С ПС
34 Большинство моих знакомых любит меня. ПНС НС Б С ПС
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей. ПНС НС Б С ПС
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. ПНС НС Б С ПС
37 Я веселый, живой человек. ПНС НС Б С ПС
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. ПНС НС Б С ПС
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. ПНС НС Б С ПС
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. ПНС НС Б С ПС
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. ПНС НС Б С ПС
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. ПНС НС Б С ПС
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. ПНС НС Б С ПС
44 В своих взглядах я практичен и холоден. ПНС НС Б С ПС
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. ПНС НС Б С ПС
46 Я редко бываю грустным и подавленным. ПНС НС Б С ПС
47 У моей жизни быстрый темп. ПНС НС Б С ПС
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. ПНС НС Б С ПС
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. ПНС НС Б С ПС
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. ПНС НС Б С ПС
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. ПНС НС Б С ПС
52 Я очень активный человек. ПНС НС Б С ПС
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. ПНС НС Б С ПС
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. ПНС НС Б С ПС
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. ПНС НС Б С ПС
56 Мне часто бывало стыдно. ПНС НС Б С ПС
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. ПНС НС Б С ПС
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. ПНС НС Б С ПС
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. ПНС НС Б С ПС
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. ПНС НС Б С ПС

Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.

(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)

Нейротизм

  1. Эмоциональная стабильность - выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
  2. Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
  3. Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.

Экстраверсия

  1. В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
  2. Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
  3. В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.

Открытость

  1. Открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
  2. Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
  3. Открытость по отношению к опыту - выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.

Дружелюбие

  1. Выраженность дружелюбия - ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
  2. Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
  3. Выраженность дружелюбия - выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.

Добросовестность

  1. Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
  2. Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
  3. Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.

Ключи к NEO FFI (60 вопр.)

  1. Нейротизм (Neuroticism) 1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56
  2. Экстраверсия (Extraversion) 2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)
  3. Открытость опыту (Openness) 3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58
  4. Склонность к согласию (Agreeableness) 4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49(-) 54(-) 59(-)
  5. Добросовестность (Conscientiousness) 5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:

ПНС НС Б С ПС
+ 0 1 2 3 4
4 3 2 1 0

УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

НЕЙРОТИЗМ 19+\-7

ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6

СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8

Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.

Прикрепленные материалы


Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

Зачем нужно составлять психологический портрет?

  • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
  • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит .
  • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
  • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

Как составить психологический портрет

Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

Основных свойств личности десять:

  • характер;
  • темперамент;
  • мотивация;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • интеллектуальность;
  • умение общаться;
  • волевые качества;
  • уровень самоконтроля;
  • самооценка.

Рассмотрим каждое отдельно.

Темперамент . Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

Канонической считается следующая классификация темпераментов:

  • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
  • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
  • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
  • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

Характер . Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Выделяют четыре группы черт характера:

  • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
  • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
  • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
  • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

Мотивация . Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

Способности . Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

Эмоциональность . Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к .

Интеллектуальность . Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

Умение общаться . При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

Волевые качества . Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

Уровень самоконтроля . Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием .

Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

Самооценка . Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

  • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
  • Опросник Р. Кеттела.
  • Характерологический опросник Леонгарда.

Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!


Психологический портрет – сегодня ни одна организация не обходится без процедуры оценки потенциала и личностных качеств. Составление психологического портрета ребенка или взрослого помогает увидеть какими ресурсами он обладает для реализации себя, какие качества нужно взращивать, а от каких лучше избавиться через работу над собой.

Что такое психологический портрет?

Психологический портрет личности представляет собой комплексную характеристику с описанием внутреннего , темперамента, склонности к тем или иным поступкам. Алгоритм составления психологического портрета строится на:

  • визуальной оценке (поведение во время беседы, внешний вид, мимика, жесты);
  • сборе анкетных и анамнестических данных;
  • анализа тестов и проективных методик.

Психологический портрет личности

Глубинный психологический портрет складывается из многих параметров и включает в себя батарею тестов следующих друг за другом. При интерпретации тестов или проективных методик важно помнить, что личность нельзя вогнать в какие-то определенные рамки и психологический портрет – это лишь отражение , которые человек волен использовать в жизни, но может и не проявлять их во вне, считая слабостью характера, и все делает для того, чтобы искоренить это качество.


Психологический портрет семьи

Социально-психологический портрет семьи можно проанализировать попросив человека нарисовать свою семью в виде животных. Особое внимание при интерпретации портрета семьи обращается на характер взаимодействия животных между собой, есть элементы агрессии (копыта, зубы, рога), также близость или отдаленность членов семьи друг от друга. Эти моменты указывают есть ли проблемы в семье в виде насилия или равнодушия. Благоприятным является когда изображенные животные что то делают вместе.

Психологический портрет близнецов

Близнецы – психологический портрет казалось бы одинаковых во всем детей будет очень схожим по психологическим характерам, но это зачастую не так. Если один из близнецов может быть разговорчивым и открытым перед другими, то второй наоборот, замкнутым и скупым на проявление эмоций. Чаще близнецы дополняют друг друга, поэтому не стоит удивляться, если их психологические портреты будут разными.

Основы составления психологического портрета

Психологический портрет должен составляться на основе наблюдения за человеком, беседы с ним и сбора данных. Составление психологического портрета – порядок и основы:

  1. Анкетные данные (пол, возраст, профессия, место работы, семейное положение).
  2. Сбор анамнеза (заболевания, важные события из жизни).
  3. Поведение во время беседы, исследования, тестирования.
  4. Комплексный психологический портрет на основании всех предыдущих пунктов.

Как составить психологический портрет?

Как составить психологический портрет личности – этот вопрос интересует многих людей занимающихся самопознанием и стремящихся познать особенности тех людей, которые находятся рядом. Чтобы составить психологический исчерпывающий портрет личности нужно исследовать критерии:

  • способности;
  • направленность;
  • характер;
  • волевые качества;
  • локус контроля;
  • самооценка;
  • интеллект;
  • эмоции;
  • умение общаться.

Психологический портрет по дате рождения

Древние мудрецы и звездочеты считали, что дата рождения человека, включая день, час, минуты – несут огромную смысловую нагрузку и способны рассказать о человеке многое. Социально психологический портрет личности можно составить, используя несколько систем:

  • астрология;
  • Дизайн Человека (здесь применяется сразу несколько систем астрологические данные и 64 гексаграммы и-цзин);
  • квадрат Пифагора (психоматрица).

Психологический портрет по почерку

Психологический портрет человека можно составить используя метод графологии, науки, занимающейся выявлением связей между почерком человека и его личностными чертами характера. Исследования почерка выявили следующие интересные психологические факты о личности:

  • сильный нажим указывает на энергичного, работоспособного человека;
  • слабый нажим – романтичность и чувственность;
  • наклон влево – самодостаточность, собственные интересы превыше всего;
  • наклон вправо – максимализм, лидерство, влюбчивость и сильная ревнивость;
  • крупный почерк – эмоциональность, открытость;
  • мелкий почерк – скрытность и замкнутость;
  • закругленные буквы – человек добр и щедр;
  • угловатые буквы – эгоцентризм;
  • прямо написанные строки – уверенность;
  • строки восходят вверх – тщеславие и честолюбие, гордость,;
  • строки нисходят вниз – нерешительность, пессимизм;
  • волнообразные строки – хитрость, изворотливость.

Психологический тест по портретам людей

Психологический портрет по фотографии лег в основу создания швейцарским психоаналитиком Л. Сонди теста на выявление психических отклонений, получившим название по фамилии автора. Составляя психологический портрет по лицу человека, Сонди заметил закономерность при наблюдении за психическими больными, что они общаются в основном с людьми, имеющими подобные расстройства. Разработанный психоаналитиком тест позволяет выявить не только патологию, но и проблему, основанную на сочетании 8 основных влечений:

  • паранойяльность;
  • склонность к эпилепсии;
  • депрессивность;
  • сложность в сексуальной самоидентификации;
  • истерии;
  • кататонические проявления;
  • садизм-мазохизм.

Психологический портрет на основе карт Таро

Самый простой психологический портрет Таро по архетипам старших арканов (СА) можно получить, сложив полностью свою дату рождения, например, дата 07.05.1998 получается 7+5+1+9+9+8=39, двузначное число складывается еще раз 3+9=12 – это аркан Повешенный, о чем может сказать эта карта? Человек постоянно проходит разного рода инициации. Краткий обзор личностных характеристик на основе СА:

  • 0 – Шут . Человеку присущи качества: стремление к неизведанному, импульсивность, легкомыслие;
  • 1 – Маг . Высокая харизма и энергетика, лидерство по жизни, стремление к знаниям;
  • 2 – Верховная Жрица . Сильно развитое женское начало, забота об окружающих;
  • 3 – Императрица . Для человека важны семейные связи, преемственность поколений.
  • 4 – Император . Человек амбициозен, лидер, железной волей, властностью;
  • 5 – Верховный жрец . Такие люди обладают высоким духовным потенциалом, консервативны и мудры;
  • 6 – Влюбленные . Для человека важным по жизни является поиск своего идеального партнера;
  • 7 – Колесница . Человек приходит, чтобы достичь максимальных социальных свершений;
  • 8 – Правосудие . Ответственный и с высоким чувством справедливости, совестливый;
  • 9 – Отшельник . Человек приходит познать себя, Бога, ;
  • 10 – Колесо Фортуны . Это люди везунчики судьбы, способные оказаться в нужном месте в нужное время, им нужно развиваться, быть в гуще событий;
  • 11 – Сила . Внутренняя устойчивость,умение расположить людей к себе, вызывать доверие;
  • 12 – Повешенный . Самоотверженность, часто выбирающие духовную стезю, склонны к самопожертвованию;
  • 13 – Смерть . Такого человека гнетет застой, ему постоянно нужны перемены, могут сменить множество профессий, стран;
  • 14 – Умеренность . Человек с чувством внутреннего баланса, справедливости и такта;
  • 15 – Дьявол . Рожденные под этим арканом пришли познать чувственные удовольствия и насладиться материальными благами;
  • 16 – Башня . Правдолюбцы. Внутреннее недовольство происходящим порождает конфликтность;
  • 17 – Звезда . Личность, стремящаяся к духовности и желанию творить;
  • 18 – Луна . Одаренность сверхъестественными способностями – медиумы, ясновидящие, экстрасенсы;
  • 19 – Солнце . Жизнелюбие, отличное здоровье, щедрость, огромный творческий потенциал;
  • 20 – Суд . Успешные, высоконравственные люди, доводящие свои замыслы до конца;
  • 21 – Мир . Исследователи и первооткрыватели.

Психологический портрет по рисунку

Можно ли составить психологический портрет по рисунку человека? Да, общие представления о человеке можно почерпнуть из его рисунков, потому что человек рисуя, выплескивает на бумагу свое мироощущение, мысли, чувства. Проективные методики считаются высокодостоверными и имеют огромное значение в интерпретации состояния человека на момент рисования. Психологический личностный портрет – на что нужно обратить внимание при интерпретации рисунка:

  • схематическое изображение – может указывать на высокий интеллект;
  • реалистичное изображение – человек педантичного склада, внимательный ко всем мелочам;
  • метафорическое изображение в виде животного, существа– креативная личность;
  • эстетическое изображение – человеку свойственна эстетика.

Данный тест разработан для определения психологического портрета. Тест состоит из опросника, учитывающего 17 личностных факторов. Ответив на вопросы, вы сможете определить свойства вашей личности, а также лучше понять самого себя. Это поможет вам узнать свои сильные стороны и подскажет где ещё надо «доработать». Поскольку тест полностью автоматизирован, гарантируется полная конфиденциальность информации (то есть, результат будет доступен только вам).

К каждому вопросу прилагается три варианта ответов. Из них выберите тот, который по вашему мнению наиболее соответствует вашим взглядам.

Не стоит проходить тест если вы:

  • Утомлены;
  • Находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения;
  • Ищете решение какой-либо проблемы.

Поскольку все эти факторы могут повлиять на правильность ответов.

Отвечая на вопросы помните:

  • Не стоит тщательно обдумывать ответы. Дайте тот, который первым придёт в голову.
  • Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
  • Если вы будете отвечать на вопросы не по порядку, а в стиле – 1, 27, 93, 64, 2 и т.д. то реальная картина будет искажена. Поскольку порядок расположения вопросов не случаен.
  • Разумеется, не всегда вопросом можно описать конкретную ситуацию. В этом случае постарайтесь представить среднюю, наиболее часто возникающую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и исходя из этого выбирайте ответ.
  • Здесь нет правильных и неправильных ответов. Считайте, что вы просто высказываете своё мнение, а не проходите тест.
  • Отвечайте максимально честно, в этом случае вы получите наиболее реалистичную картину и сможете лучше узнать себя.
  • Если вы ответите не на все вопросы, то получите искажённую характеристику, которая не соответствует вашему психологическому портрету.

После получения результата вас может удивить, что в психологическом портрете могут присутствовать казалось бы взаимоисключающие черты, как то смелость и нерешительность. Общительность и замкнутость. Но, это только на первый взгляд. В зависимости от ситуации, могут доминировать различные стороны характера. Человек может быть смелым в принятии каких-либо серьёзных решений по работе и робким при знакомстве с женщинами. Если какая-то черта характера встречается в характеристике два раза и более, то она является доминирующей. И при остсутствии экстемальных ситуаций, управлять поведением человека будут именно доминирующие черты характера.

Ниже для примера представлена психологическая характеристика одного из наших сотрудников прошедшего тестирование.

Реалистичность, сила, независимость. Полагается только на себя. Не терпит бессмысленности. Интеллектуально развит. Абстрактное мышление. Высокая способность к обучению. Недовольство собой, излишняя самокритичность. Импульсивный, весёлый, полный энтузиазма. Склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворённости. Человек с развитым воображением. Погружённый во внутренние потребности, больше заботится о практических вопросах. Безмятежный, доверительно относится к людям, спокойный. Сознательный, настойчивый, на него можно положиться, обязательный. Предприимчивый, предлагающий собственное решение. Отдающий себе отчёт, социально точный, стремящийся поддерживать репутацию на хорошем уровне. Экстраверт, легок в общении. Общительный, смелый, спонтанный в эмоциональной сфере, жизнерадостный. Может легко переносить чужие жалобы и слёзы, а также трудности в общении с людьми в эмоционально напряжённых ситуациях. Возможно небрежное отношение к мелочам, и игнорирование сигналов об опасности. Открытый, благожелательный, слабо подвержен чувству ревности, весёлый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. Прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный. Эмоциональная устойчивость, выдержанность. Человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный (но без нервного утомления), ориентирован на реальность.

В Интернете иногда попадаются «тесты», которые дают обманчивое представление о личности человека («нажмите на 5 картинок и получите результат»). Разумеется, это псевдорезультат, который ни о чем вам не скажет, потому что составление психологического портрета — это работа, причем работа долгая, правда интересная и плодотворная. Психологический портрет сразу прояснет в личности очень многое (даже если вы составляете его про себя).

Поэтому если вы хотите составить свой психологический портрет, то я предлагаю вам такое руководство из серии вопросов ниже. Вы можете составить как свой психологический портрет, так и психологический портрет другого человека, который вам интересен. Всё что вам для этого понадобится, так это час или полтора времени, несколько листов бумаги и ручка. Если вы захотите, чтобы ваш психологический портрет впоследствии проанализировал психолог, то я рекомендую сразу записывать ответы в текстовый файл на компьютере, затем вы можете прислать их мне (учитывайте, что анализ психологического портрета уже будет стоить вам денег).

Я задаю вам вопросы в безличностной форме и в третьем лице («во что человек верит?»). Если пишете про себя, то просто адресуйте эти вопросы себе, например: «во что я верю?» Отвечайте на вопросы только честно и хорошо подумав.

Итак, приступим!

Психологический портрет:

1) Темперамент, в пропорциях (сангвинический, флегматичный, меланхолический, холерический)

2) Картина мира. Как человек видит мир, видит людей, видит себя и свою роль в мире. Во что человек верит? Какие есть убеждения и принципы? Какие есть предрассудки и сомнения?

3) Архетип личности. Идентификация. С кем себя ассоциирут человек, к кому себя причисляет, кем хотел бы быть (или казаться)? (Подсказка. Ключевые мужские архетипы: жертва, отверженный, авантюрист (солдат удачи), герой, победитель. Ключевые женские архетипы: девочка, хозяйка, любовница (соблазнительница), королева, мать, амазонка.)

4) Какие психологические роли человек играет? (ролей могут быть десятки. Подсказка: жертва, герой, простец, развлекатель, плакательная жилетка, девочка, учитель, гуру и т.д.)

5) Время. Отношения с прошлым, настоящим и будущим — какие они? (Положительные, отрицательные, нейтральные, великолепные, испорченные).

6) Положительные привычки. Отрицательные привычки (желательно в их хронологическом развитии)

7) Характер. Что в ядре личности, что на периферии? Пирамида (иерархия) ценностей человека, что когда-то было на первых местах, что сейчас на первых местах по значимости? Разбейте иерархию ценностей сверху вниз (в виде треугольника, т.е. «пирамиды ценностей») на 5-10 уровней по значимости, что для этого человека будет сейчас стоять на верхних позициях? Заодно можете составить список из 10 самых значимых людей в вашей жизни, но это параллельная задача.

8) Какой человек на самом деле и каким он хочет показаться в обществе? Насколько большой зазор?

9) Основные внутриличностные конфликты человека. Комплексы. Психологические болевые точки. Где, как, при каких обстоятельствах эти внутриличностные конфликты проявляются? Почему?

10) От чего человек зависит или может зависеть? От чего нельзя отказаться? Конфликты зависимости. Ассертивность — от 0 до 10 баллов (т.е. способность не зависеть от внешних оценок и влияний, самостоятельность). В чем может проявляться неуверенность?

11) Конфликт по самооценке. В какой степени он присутствует и как проявляется? Как человек компенсируется, чем?

12) Какие цели являются актуальными? Какие второстепенными? Отличаются ли истинные цели от заявленных? Каковы привычные способы достижения целей? Новизна и консервативность. Как человек воспринимает новую информацию, как быстро внедряет ее в свою деятельность, насколько он готов и открыт к любым изменениям?

13) Скорость (быстрота) психологического метаболизма. Как человек переживает эмоции (интенсивно, медленно, быстро, слабо и т.д.) Доминантный канал восприятия информации по психологическому метаболизму: кинестетический, аудиальный, визуальный, дигитальный? По шкале от 1 до 10.

14) Обидчивость (по шкале от 1 до 10). Часто ли появляется обида? Как быстро человек выходит из состоятния обиды? Как это обычно происходит? Как обычно человек переживает обиду? Критика. Как человек критикует? Критика поступка или критика личности?

15) Привычные способы принятия решений. Как это происходит?

16) Мотивация и самомотивация. Что мотивирует? Кем видит себя человек через 1, 3, 5, 10 лет?

17) Конфликтные ситуации. Как человек ведет себя в конфликтных ситуациях? Насколько они часты?

18) Эмоциональный профиль. Тип открытой эмоциональности или тип закрытой эмоциональности? Какие события (слова, эмоции) будут человека эмоционально задевать, цеплять, какие — нет? Какое «среднее» эмоциональное состояние? Какие эмоциональные переживания обычно характерны? Дополнительно опишите человека 10-20 прилагательными, первыми которые придут вам на ум, допустим: «веселый, спокойный, мнительный, тревожный, напряженный, обижающийся, закрытый, апатичный, заботливый, беспечный, злой, мягкий, раздраженный, улыбчивый, эмоционально нестабильный, скованный, задумчивый, чувствительный, принимающий и т.д.» (это просто примеры).

19) Ценности человека. Базовые личностные качества и ценности человека.

20) Индивидуальные особенности поведения и мышления. Какой может быть прогноз на поведение в особенных, значимых ситуациях?

21) Правда и ложь. Привычные стратегии лжи и сокрытия информации. Как человек может обманывать других или вас?

22) Стратегии поддержания личных и профессиональных отношений

23) Страхи. Чего человек боится? Поверхностно (декларируемо) и на глубоком уровне?

24) Психологические «кнопки» удовольствия. Что доставляет человеку удовольствие, как именно? Стратегии получения удовольствия, как формируются запросы? Чем человек гордится (поверхностно и глубоко)? Типы комплиментов, которые приемлимы и значимы для человека?

25) Отношения в коллективе (любом). Лояльность человека системе. Как факторы риска могут воздействовать на человека и на принятие решений?

26) Тактика избегания и уход из какой-либо системы (рабочего коллектива, семьи, дружеских отношений). Что может заставить человека выйти из какой-то системы? Как этого избежать?

27) Привычные способы решения проблем.

28) Перспективы человека (в т.ч. в его профессиональной деятельности). Есть ли в жизни человека сценарные моменты, то есть повторяющиеся, воспроизводимые (одинаковые конфликты на работе или одинаковые проблемы в разных отношениях)?

29) Здоровье. Сильные стороны, слабые стороны.

30) Финансы, карьера, образование. Отношения с коллективом (роль в коллективе, группе).

31) Эмпатия (способность к сопереживанию), юмор. Степень чувствительности человека. Как человек проявляет эмоции? Смех, слезы — что может вызывать?

32) Агрессия. Как человек ее проявляет? Как человек формирует претензии, к чему? Как их обычно выражает? Пассивная агрессия или активная агрессия? Как долго он может находитьсяв конфликтной зоне? Какие психологические выгоды он может извлекать из конфликтности?

33) Секс и эрос. Что человеку нравится? Какой тип эроса ближе человеку, какие существуют сексуальные ритуалы, т.е. ритуалы ухаживаний, соблазнения. Что человека цепляет? Тип сексуальности. Группы сексуальных фетишей (телесных (приятный запах и т.д.) и нетелесных (белье и т.д.). Сексуальный аппетит (гипер-, высокий, нормальный, пониженный, отсутствует, нет данных).

34) Дискурс. Описание речи. Тональность голоса. Письменный дискурс. Конфликт по общению — в чем он может выражаться? Умеет ли человек слушать и как он это делает? Психолингвистическая норма (как много говорит человек в среднем за день) и характеристика речи.

35) Поведенческие изменения за последние 5-10 лет. Как человек относится к своему возрасту и времени, телу, личным перспективам? Чем могут быть вызваны эти изменения?

36) Парадигма выбора. Как человек выбирает? Скорость, качество выбора. (Выбираю это, т.к. это красивее, престижнее, дешевле, надежнее и т.д.)

37) Отношения с окружающими. Насколько значимо мнение окружающих о человеке? Статус — что он значит для человека?

38) Ядро самоуважения, в чем оно выражается? Базовые ценности в самохарактеристике человека.

39) Типичные способы коммуникации с окружением. Как человек строит контакты, насколько быстро, интенсивно? Умеет ли человек дружить? Умеет ли любить и выражать свои чувства? Насколько сильно или слабо развиты эти навыки?

40) Внешность. Сильные стороны, слабые стороны. Восприятие тела. Что человеку нравится или что человек недолюбливает в отношении телесности или внешности?

Примечание. Если вы пишете свой психологический портрет, то, как я надеюсь, вы будете объективны. При написании психологического портрета другого человека также постарайтесь быть объективными, потому что многие оценки могут оказаться субъетивными. Например, по пункту 18, когда вы будете описывать личность человека через сининомический ряд, может возникать ситуативная путаница: вы можете определить человека как равнодушного (хотя он равнодушен сейчас м.б. лично к вам), а сам по себе очень страстная натура (или он увлечен кем-то или чем-то другим), если вы в ссоре, то можете субъективно неверно приписать этому человеку злость, эмоциональную тупость или какие-то негативные качества, которые ему несвойственны. Будьте не субъективны, будьте максимально объективны и честны в ваших оценках.

Составив психологический портрет (свой или другого человека), вы можете открыть множество интересных вещей и найти ответы на многие беспокоящие вас вопросы. Если вы желаете заказать развернутый анализ психологического портрета лично у меня, то эта услуга будет стоить вам 50 евро, я проанализирую составленный вами психологический портрет за одну психологическую сессию. Для заказа писать или на сайт или на мою почту, [email protected]

Илья Васильев