речь это что такое речь: определение — педагогика.нэс

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.

Значение

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Напишите отзыв о статье "Речь"

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Речь

Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.

Система речи.

Речь.

И.П. Павлов создал учение о чрезвычайной прибавке к ВНД человека. Этой прибавкой является - речь. Исходя из этого, Павлов выделил две сигнальные системы действительности. Сигнальная деятельность – это характерное проявление любого живого организма. У животных имеются сигналы разного типа для обмена биологической информацией (в том числе звуковое общение, акустический сигнал) – предупреждают друг друга об опасности, привлекают особей противоположного пола и т.д. Первобытный человек также пользовался разными способами сигнализации: мимикой, жестами, звуками. Первая сигнальная система – это система непосредственных сигналов действительности, воздействующих на наши органы чувств. По И.П.Павлову, первая сигнальная системадействительности - это система условных связей, которая вырабатывается при действии непосредственных раздражителей, она общая у человека и животных. Вторая сигнальная система – это система сигнала. По И.П.Павлову, вторая сигнальная система действительности - это система условных связей, которая вырабатывается на словесные раздражители (при действии речевого раздражителя). И.П.Павлов: «Слово – это сигнал сигнала». Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции вместе с усложнением нервной системы, в результате необходимости человеческого общения в процессе трудовой деятельности. Словом обозначают все, что действует на наши органы чувств, при этом можно оторваться от конкретных предметов-образов, мыслить о них абстрактно. Поэтому речь – это средство и форма человеческого мышления. Речь дает возможность одному человеку воспринимать информацию, накопленную человечеством. Значение второй сигнальной системы - благодаря обобщающему значению слова человек способен познавать окружающий мир без непосредственного контакта с ним. Обобщающее значение слова позволяет человеку абстрактно мыслить, что характерно только для человека. У ребенка постепенно формируются условные рефлексы первого порядка (на начальной ступени развития речи) – ребенок учится привязывать названия к предмету. Позднее развивается обобщающая функция слова. Т.о., ВНД человека - это совокупность 1, и 2 сигнальных систем, ведущая роль принадлежит 2-й сигнальной системе. Это и придает ВНД человека то качественное разнообразие, которое отличает ее от высшей нервной деятельности животных.

Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Это специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции.

Виды речи . Речь бывает внутренней (форма процесса мышления), внешней (форма сообщения мыслей окружающим – устная и письменная). Письменная речь (письмо и чтение) функционально тесно связана с внутренней речью (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя). Экспрессивная речь – это высказывание с помощью языка, которое начинается с замысла (программы), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма). Импрессивная речь – это понимание устной и письменной (чтение) речи.


Функции речи. Экспрессивная функция – проявляется в голосе , ритмической организации высказывания; отражает отношение индивида к событиям действительности , его оценку, эмоциональные состояния , личностные особенности. Большую роль в регулировании этой функции играет самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, поведением. Сигникативная функция (от англ. Significate - обозначаю) – слова являются общими для всех в пределах одной языковой группы знаками, имеющими одинаковый смысл. Интеллектуальная, понятийная – речь является орудием мышления, подчиняет себе все виды и формы мышления. Коммуникативная функция - общение, обмен информацией, основа процесса мышления – объединяет все предыдущие функции.Регуляторная функция - проявляется в сознательных формах психической деятельности, регуляции произвольного поведения. Программирующая функция - состоит в формулировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи.

Речь как функция мозга. Центральная часть речевого аппарата – центры речи (двигательные, сенсорные, ассоциативные участки головного мозга и проводящие пути). Восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового анализатора, воспроизведение – с помощью речедвигательного анализатора. В осуществлении речевой функции участвует множество структур мозга, которые не имеют четкой локализации и взаимосвязаны между собой. Особенно ярко выражены различные речевые нарушения при повреждении лобных и височных областей. Распределение в правом и левом полушарии мозга такой высокоспециализированной функции человека как речь, глубоко асимметрично . Лин­гвистические способности че­ловека определяются, преиму­щественно,левым полушари­ем . Не смотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию (отвечает за интонацию, эмоциональную окраску речи).

4. 52 Виды речи. Физиологические механизмы речи.

Слово речь, прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.

Как правило, научные термины должны быть однозначными: это терминоведческое требование избавляет от двоякого, неточного понимания текста. Но так сложилось в русском языке: слово речь имеет три различных значения:
а) речь как деятельность, речь как процесс;
б) речь как продукт речевой деятельности;
в) речь как ораторский жанр. Рассмотрим подробнее каждое значение.

Речь в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт. Ситуации употребления термина речь в первом значении: механизмы речи - так говорят о действии произносительных органов; речь человека в ее отношении к трудовой деятельности; производные слова от термина речь - речевой, речевая, речевые: речевая ошибка, речевая способность, речевой навык, речевой процесс и многое другое. Денис уже неплохо овладел английской разговорной речью, он свободно строит фразу. Речь- говорение, речь - аудирование, речь - письмо, письменное выражение мысли; речь- чтение,внутренняя,мысленная речь.Именно к этому значению слова речь относится определение речи, которое дают психологи.

Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией.

Общение совершается не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, которые изучает семиотика: мысль передается через поступок, через прикосновения (тактильная речь), с помощью жестов и мимики, через указания на предметы окружающего пространства. Все это - невербальные средства общения.

Речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр. По утверждению исследователей-психологов, общение людей, видящих друг друга, значительно эффективнее, чем заочное общение.

Общение людей, включенное в процесс жизни, изучает современная теория дискурса («речь» - франц.).

Обратим внимание на другое определение речи в первом значении термина, его дает лингвист О. С. Ахманова: «Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С. 386). Если психологи идут к речи от общения, то лингвисты - от языка, от знаковой системы, которой владеют люди определенной языковой принадлежности.

В рамках первого, процессуального, деятельностного, значения термина речь исследуются:
а) физиологические основы речи, речевой деятельности;
б) механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования - восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;
в) кодовые переходы - насколько это доступно;
г) взаимосвязь мышления и речи;
д) реализация функций языка в речи;
е) взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
ж) процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;
з) формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных возрастных этапах и др.

Эта проблематика исследований в рамках первого значения термина речь находится в сфере интересов психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов, теории речевого развития человека, психологии речи.

Второе значение термина речь - «речь как результат» имеет синоним текст. Мы привыкли к тому, что текст - это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменный, но и устный и даже мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь).

В учебниках русского языка текст обычно определяется как некая сумма или совокупность нескольких предложений. Действительно, чаще всего текст состоит из нескольких и даже из множества предложений.

Но с точки зрения теории речи такое определение текста некорректно. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения - результат творческого процесса, его порождение; как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). В таком понимании текста им может оказаться и отдельное предложение (например, любая пословица, а их десятки тысяч), и даже отдельное слово. Можно сказать: текст рассказа, стихотворения, статьи, протокола, юридического документа, речи оратора, письма другу, устного диалога, выступления по радио, боевого приказа, научной монографии.

Примеры употребления термина речь во втором значении: речь диалектная, Мы изучаем речь ребенка, ритмическая речь, речь научная, строгая, доказательная, культура речи как соблюдение языковой нормы, речевой стандарт {штамп), речь народно-поэтическая {народно-поэтический стиль), прямая и косвенная речь, формы ее записи и т.п.

В рамках второго значения термина речь, обозначающего продукт речевой деятельности, исследуются:
а) структуры текста, его компоненты, внутритекстовые связи;
б) стили речи;
в) речевые жанры;
г) использование языковых средств (лексических, грамматических и пр.) в пространстве текста;
д) использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр.(то, что изучает поэтика);
е) языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а также способы редактирования, совершенствования текста;
ж) средства устной выразительности речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки - символы (математические, графические и пр.); средства записи звучащей речи - фонограммы и пр.;
з) средства длительного хранения записей устной и письменной речи, дешифровка текстов на забытых, мертвых языках и пр.

Эта проблематика находится в ведении лингвистики текста, стилистики, языкознания, поэтики, орфографии, теории сценической речи, графики, палеографии, герменевтики и других наук, так или иначе пересекающихся с лингвистикой, с языковой прагматикой.

Здесь уместно заметить, что до второй половины XX в. текст и его компоненты не признавались языковой категорией, текст исследовался в литературоведении, логике, текстологии. Лишь во второй половине XX в. сформировалась новая ветвь науки о языке, которая получила название лингвистика текста (или синтаксис целого текста). Описаны компоненты текста - сверхфразовые единства, сложные синтаксические целые, их внутренние связи - логические, лексические, синтаксические, морфологические, интонационные, для письменной речи - графические. Подробнее эта тема будет рассмотрена в специальной главе.

Третье значение термина речь - это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении.

Примеры употребления термина речь в третьем значении: Адвокат на суде произнес краткую, но убедительную речь; название книги: Демосфен. Речи. - В 3 томах. (М., 1994); в значении «монолог» или «реплика».

Ораторские речи бывают развлекательные, информационные, дискуссионные (полемические), убеждающие, побуждающие к действиям, воодушевляющие, хвалебные, или патетические, разоблачительные и т.д. Этот жанр изучается в риторике, в литературоведении.

Автор счел необходимым так подробно рассмотреть три значения слова речь во избежание логических ошибок типа подмены понятий, так как каждое из трех значений представляет собой самостоятельный феномен - предмет, поддающийся делению и дающий производные.

Относится к «О системной нейрофизиологии»

В статье рассматривается понятие "речь", механизмы психи ки, которые проявляются в виде речи, вопросы уникальности и нужности тех или иных форм речи у животных.

Сначала формируем наиболее общепонимание представление о слове "речь" по словарям.

Речь Общая психология

1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива.

Речь БСЭ

речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация)деятельности человека.

Речь Этимологический словарь

Производное - с перегласовкой e /ē ; ē > ě > e - от *rekti "говорить", ср. устар. речь , реку , диал. речи , укр. ректи , латышск. rèkt "громко говорить, реветь", тохарск. B reki "речь, слово", лат. raccare "кричать, как тигр" (все звукоподражат. происхождения). Очевидно, того же корня, что рычать 1 , см. Исходное значение глагола - "реветь, кричать" (о животных).

Речь Википедия

исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил... Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание .... Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание ) и письменную (письмо и чтение ).

В наиболее общепонимаемом значении речь - способ общения в социуме с использованием языка (системы условных обозначений для передачи сведений, т.е. системы символов, - знаков, символизирующих что-то). По виду носителя для передачи сообщений может использоваться язык слов, язык технических символов и язык программ (для общения с машинами), язык жестов и мимики, язык условных знаков (сломанные веточки, узелки на нитке, формы дыма костра, чередование света), язык танца и любые другие - без каких-то ограничений на природу носителя формализ ованных сведений.

В условиях невозможности одной из форм речи, могут использоваться другие: жесты, световые сигналы, сигналы дымом или любые другие носители условно формализ ованных (оформленных символами) понятий, знакомые как передающей, так и принимающей стороне. Это совершенно однозначно позволяет исключить из понятия речь обязательность устно-речевой или письменно-речевой формы, т.е. речь не зависит от сути ее носителя . Важно только условная договоренность, взаимное понимание значения передающегося элемента речи.

Всякий раз, когда у особи (не обязательно человеческой:) возникает необходимость как-то повлиять на другую особь, и жизненный опыт подсказывает, на какие сигналы та особь вероятнее всего сможет желаемым образом отреагировать, то используются эти сигналы, и вовсе не обязательно - в виде слов.

С другой стороны, всякий раз, когда особь желает получить информацию о свойствах и намерениях другой особи, она так же, обращаясь к опыту пережитого, использует все те наблюдаемые признаки, которые в достаточной мере и в нужном качестве символизируют другую особь. И слова в этом случае - подчас далеко не то, что дает наиболее важную информацию.

И в том и другом случае при встрече и общении присутствует обмен информирующими признаками, точнее общим их сочетанием, и лишь некоторые из них демонстрируются сознательно. Именно такие признаки и составляют речь.

В природе роль носителя, имеющего определенный смысл в понимании индивида при передаче его от другого индивида может выполнять все, что угодно: от предупреждающей окраски, до просто высоты особи (страусы иерархию лидерства регулируют высотой вытянутой шеи). То, что можно назвать речью не имеет резкой границы с тем, что выполняет по сути ту же коммуникативную функцию, но в общепринятом представлении речью не является. Можно сказать, что речь - все то для передачи сведений в социуме, что используется индивидами осознанно . Это определение уже достаточно строго, учитывая, что понятие "сознание" на данном сайте вполне однозначно определено в статье Сознание :) сознание - иерархия механизмов, от эволюционно простейших до самых сложных творческих, для нахождения оптимального (желаемого) варианта поведения в новых условиях , в актуальные моменты восприятия и фиксации результатов в виде поведенческих автоматизмов .

Но все попытки дать точное определение тому, что сформировалось в представлении социума не на основе понимания механизмов, а на основе их внешне наблюдаемого проявления, оказываются несостоятельными:) поэтому данное здесь определение понятию "речь" - очень условно и даже не является необходимым для понимания того, о чем говорится в этой статье. Оказывается, есть еще и "внутренняя речь" и переходные стадии, да и вообще провести четкой границы в участвующих в этом явлении механизмов невозможно, что станет ясно далее.

Условимся называть в этой статье речью - осознаваемый (но не всегда и далеко не полностью) процесс использования тех символов общения, которые способны удовлетворительно повлиять в желаемую сторону. Это - процесс формализ ации желаемого, через ассоциации с известными символами общения, который формируется еще у ребенка, желающего что-то от родителей. Этими символами общения далеко не всегда являются слова. Чаще всего устная речь сопровождается мимикой, жестами, интонацией и многими другими способами передачи сведений, которые могут не осознаваться теми, кому это предназначено. В человеческой культур е существует немало качественно различающихся систем таких символов, например, Этические символы общения .

Развитие речи - как необходимость социальной коммуникабельности хорошо прослеживается и изучено в наблюдениях за развитием детей. Из статьи специалиста по развитию речи у детей Речь у детей здесь приведены главные этапы:

В первом полугодии первого года жизни младенец еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к интонации с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождается высказывание.
Реагировать на слова ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-ом мес. жизни прекращает крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого годажизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием,
В 7-8 мес. поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого "где?",выполняет разученные движения при их назывании взрослыми("ладушки","до свидания") В 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения. Примерно в 9-10 мес. малыш понимает элементарные поручения ("дай маме ложку" и т. п.)
В10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого.

На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях.
Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На 3 мес. жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 мес. малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности.
На 5-6 мес. ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения"ему своих желаний.
После 6 мес. в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).
После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов:
жестов, мимики, звуков.

Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысл енных слов.

Стремление к общению побуждает ребенка "искать" новое средство для общения, которым становится речь.

...Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов , независимо от некоторых внешних различий. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря.

... В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание , умение сосредоточится не только на звуковой стороне речи, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает отображать то, что воспринимает вокруг себ
я, таким образом возникает описательная речь, Малыш начинает воспроизводить услышанные песенки, сказки, стишки, потешки и прибаутки. Речь включается в игру, отражая жизненные ситуации.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения.

Из этого текста хорошо видно, как развитие речи повторяет развитие коммуникативных навыков вида: сначала используются невербальны е символы общения, слова воспринимаются как одни из них, т.е. это еще не слова, а звуки-символы. Затем начинает распознаваться, все более уточняясь на опыте, смысл отдельных слов и их взаимосвязей. Развивается все более сложное словесное кодирование передаваемых сведений. При этом другие формы коммуникации так же продолжают развиваться. Все соответствует основным фазам индивидуального развития .

Это чисто психологическое описание следует дополнить пониманием механизмов, соответствующим наблюдаемым проявлениям, которые кратко описывались выше. Кратко потому, что речь не представляет собой некоего принципиально нового механизма мозга в организации психи ки, что достаточно подробно рассматривалось в статьях, на которые здесь были даны ссылки.

Есть еще одно доступное наблюдению явление, помогающее понять то, что формирует речь. Кроме внешне проявляемой речи существует "внутренняя речь" или "речь для себя", которую интенсивно исследовал Л. С. Выготский методом непроизвольн ого ее высказывания, часто - в моменты затруднения мышлени я , когда мы забываем об окружающих. По сравнению с "внешней" речью в ней не осознается (но в цепочках последовательного возбуждения присутствует) все, что “я и так знаю”, такая речь становится сокращенной и прерывистой вследствие фрагментальных касаний сознания лишь в наиболее критичные фазы автоматизмов мышлени я.

Мышлени е - доступная нам для самонаблюдения из-за подключения сознания к актуальной фазе (большое значение новизны и значим ости) автоматически развертывающихся цепочек эффектор ных программ переключения внимания (подробно см. Сознание и Сущность сознания). Они обычно почти не включают звенья эффектор ов внешне наблюдаемых проявлений действия. Но если затрагивают словесные образы, как-то связанные с такими действиями, то мышлени е может затронуть речевой аппарат и стать наблюдаемым извне - мышлени е вслух.

Как уже отмечалось, и это очень важно для понимания, мышлени е в виде внутренней речи проявляется в моменты затруднений: когда в неосознаваемом мыслительном автоматизме дошло до момента перевода внимания на то, что имеет большую новизну при высокой значим ости - пока еще плохо или вообще не исследованное на личном опыте. К такой фазе выделения внимания подключается система нахождения наилучшего, с желаемым результатом, варианта поведения (мышлени е - внутреннее поведение) - сознание.

Из статьи К вопросу о внутренней речи :

Общий вывод из разнородных исследований сводится к тому, что когда интеллектуальная деятельность не встречает затруднений, то ни самонаблюдение, ни регистрация состояния речедвигательных органов не обнаруживают участия речи в процессе мышлени я.

Как и на всех этапах, действие во “внешней речи про себя” осваивается, с разных сторон: на разном материале, в разном речевом выражении, с разной полнотой составляющих действие операций. Постепенно человек переходит ко все более сокращенным формам действия и, наконец, к его наиболее сокращенной форме - к действию по формуле, когда от действия остается, собственно, только переход от исходных данных к результату, известному по прошлому опыту.

В таких условиях наступает естественная стереотипизация действия, а с нею и быстрая его автоматизация. Последняя в свою очередь ведет к отодвиганию действия на периферию сознания, а далее и за его границы.

Процесс автоматизации не сразу захватывает весь состав речевого действия, и даже потом, когда этот процесс закончился, действие происходит описанным способом лишь при условии, что его применение к новой задаче не встречает препятствий. Если же они возникают, то ориентировочный рефлекс, внимание переключаются на затруднение и это вызывает на данном участке переход действия к более простому и раннему уровню...

Исходя из такого понимания - наиболее эффективное мышлени е, а значит - в очень высокой степени соответствующее хорошо познанному, проявляется почти без касания сознанием, т.е. совершается в основном неосознанно с редким сопровождением некоторых фаз автоматизмов сознанием: тот самый эффект, названный психологами "я итак знаю". Хорошо сбалансированный жизненный опыт характеризуется отсутствием выраженной внутренней речи, осознаваемыми цепочками мысли. Результат появляется как бы ниоткуда в уже хорошо оформленном виде. Отдельные исследования этого феномена отражены в статьях вроде Неосознанные решения - самые правильные . Явление интуиция - объясняется именно этим.

Конечно, вне реального использования нет возможность оценить и адекватн ость реальности такого результата. Предшествовавший опыт мог быть получен исключительно субъективно, "размышлени ями" до тех пор, пока не выработаются приемлемые с субъективной точки зрения автоматизмы. Некоторые виды деятельности без постоянной коррекцией предположений тем, что на самом деле это дает в реальности, например, занятия философией , риторикой , психодел ией и другими ограниченными только субъективным занятиями, накапливают неадекватн ости настолько, что это приводит к острым конфликтам, которые уже невозможно скорректировать из-за того, что их основания давно оказываются на уровне неосознаваемых автоматизмов (см. Зависимые состояния).

Любые формы социальной коммуникабельности у любых животных, обладающих личной системой адаптивн ого поведения для наработки автоматизмов из нового с помощью механизмов познания, порождают как коммуникативные (используемые в общении между особями социума), так и индивидуальные формы символьных образов (образов, упрощенно заменяющих более сложные). И нет никакого принципиального отличия по функциональности между ними. Наиболее востребованным и развиваемой оказывается та форма, которая дает данному виду больший потенциал выживаемости в данных условиях.

Если вдруг человечество вынуждено будет переселиться в пещеры без источников света, то роль зрительных символов понизится до предела. Если внешние условия будут затруднять передачу звуков - исчезнет устная речь. Если не будет ни того ни другого, начнет вырабатываться и станет эффективной новая форма коммуникабельности в виде прикосновений, запахов или еще чего-то, так, как это произошло у муравьев (- без осознания - значит не речь:), у кротов и т.п.

Небольшое резюме.

Среди всех форм передачи сведений от одного субъекта другому "слова" не имеют особого принципиального отличия и важности. Обычно под "словами" подразумевается несколько таких форм: звуковая передача в виде устной речи, письменная передача в виде графических символов-слов, у глухонемых добавляется передача жестами, у связистов раньше - азбука морзе и т.п.. При этом нет четкой границы между этими формами и другими.

Выразительным звуком "ааа.." можно передать очень много, хотя это назвать словом уже не очень хочется.

Можно передать необычайно много выразительным взглядом вообще без слов (иногда это - решает все:).

Когда нет возможности или смысл а (не знание языка) говорить слова, мы используем другой способ, например жесты. Мы можем жить в чужой стране, все лучше приспосабливаясь к общению и осваивая уже словесные формы.

Некоторые животные общаются, меняя цвет, другие - запахами в определенных условиях и сочетаниях с окружающим. Это -не принципиально.

Когда человек впервые видит другого, он моментально вырабатывает мнение о нем безо всяких слов и это мнение оказывается очень стабильным.

Между людьми, при самой оживленной беседе словами в непосредственной близости словами передается всего около 5% информации. При разговоре по телефону - около 15% - за счет интонации, темпа, дыхания, расстановки смысл овых акцентов и других невербальны х форм (это очень приблизительные цифры, которые зависят от общающихся и условий общения).

Слова - это то, что замечается в первую очередь и поэтому им невольно придается большое значение. Оно и в самом деле немалое. Но не более принципиально нужные, чем любые другие способы коммуникации, - непосредственной и косвенной в данном социуме.

У всех высших животных есть сложные системы коммуникации в социуме не только данного вида, но и межвидовом социуме. То, что мы передаем с помощью слов, птицы передают с помощью песен. Есть народы, у которых певучая коммуникация очень выражена. У каждого вида высших животных - развилась своя наиболее для них удобная и эффективная система коммуникации среди которой звуковая - не самая информативная (в том числе и у людей она - не самая информативная) .

В социуме все, что исходит от одного субъекта и доступно для наблюдения (осознаваемого или нет) другому субъекту - составляет формы коммуникации, и нет никаких оснований выделять именно слова среди них - как особенные. Даже в плане передачи и сохранения информации у людей, слова бытового языка занимают не самое значительное место (у разных людей и их социальной роли - разное). Если раньше роль сохраняемых символов общения кроме бытовых слов выполняли музыка, картины, скульптуры, поэмы (это уже не просто слова), различные изделия, то сегодня, в дополнение к этому, появилось множество специализированных языков: программирование, форматы сохранения данных, термины и символы предметных областей знания.

Словесная речь условно выделяется как некоторые (вербальны е) из многих других форм в той или иной степени осознаваемых способов коммуникации, которые при передаче сообщения запускаются из отдельных фаз цепочек мыслительных автоматизмов, включая коммуникативные эффектор ные автоматизмы, управляющие органами речи, а при приеме сообщения, в случае узнавания, возбуждают распознаватели символьных значений известных признаков со связанным с ними смысл ом (значим остью в данных условиях).

РЕЧЬ

1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).

2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).

3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький . Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.

4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.

5. мн. в том же знач. , что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин . «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов . «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов . «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин . «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин . «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов . «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький . Дружеские речи.

6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А.Тургенев . О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.

8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин . Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.

9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.

❖ Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие называются частями речи.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЧЬ" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

    Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… … Словарь синонимов

    Река и речь, создал господь Вас вдохновением единым. Вас никому не побороть, Для вашей плоти нет плотины. Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… … Энциклопедия мифологии

    И; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь