Республиканские формы правления

верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие признаки:

Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.

Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

Преимущественный приоритет прав личности над государственными.[источник не указан 160 дней]

Источником власти признается народ.

Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

как избирается парламент,

как формируется правительство,

какой объём правомочий принадлежит президенту.

[править]

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими[источник не указан 160 дней] современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

Первые республики возникли ещё в античности (см. «Афинская демократия» и «Римская республика».

В Средневековье на территории современной Российской Федерации долгое время существовали Новгородская республика и Псковская республика (короткое время республики были в Твери и в Москве.

В Европе более тысячелетия существовала Венецианская республика.

Дубровницкая республика - город-государство, существовавшее с XIV века до 1808 г.

А созданная в 301 году республика Сан-Марино существует и в настоящее время.

В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских функций (Австрия, Германия, Италия).

В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако, и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х не имели право голоса негры и мулаты.

В республиках отменён институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рождённые на территории стран имеют гражданство.

В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству.

Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы Президента либо происходят на безальтернативной основе. В то же время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Республика - самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах - лишь дань традици

Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления – Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.

Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).

Во Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.

Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. При этом своеобразие организации государственной власти в Сан-Марино заключается в том, что законодательная власть принадлежит Генеральному Совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежит к дворянству, 20 – к гражданам города, 20 – к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим Советом посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на шестимесячный срок Советом из своей среды, при этом один из них обязательно должен быть дворянином.

Большинство же современных европейских республик обрели данную форму правления после военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Южной Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий тоже, как правило, порождала республиканскую форму правления. Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но вывод верен лишь при прочих равных условиях. Дело в том, что существуют изощренные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, в результате которого во главе государства становится единоличный диктатор (он может называться как угодно: президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т. п.) или группа диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть уничтожается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий – одним словом, когда он узурпирует власть. Так поступил А. Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда Конго) в 1960 г., «черные полковники» в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г.

К сожалению, это не единственные примеры подобных действий. Истории известны также случаи замены монархии республикой, которые означали ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Так, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна. Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.

Термин «республика» , переводимый с латыни как «общее дело», обозначает форму правления, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным субъектом суверенитета является народ. В республике высшие полномочия государственной власти должны осуществляться должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т. д.), избираемыми на определенный срок.

Таким образом, признаками республиканской формы правления являются .

Выборность;

Коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов;

Законность;

Краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Рассмотрев монархическую форму правления, можно сделать вывод, что различение монархии и республики по критериям выборности, коллегиальности, законности и краткосрочности осуществления должностных обязанностей весьма условно, если учитывать, что выборы монарха, как было отмечено, не составляют редкого исключения, что коллегиальность в республике характерна не для всех государственных органов (этот признак полностью отсутствует в номинальных республиках).

Когда противопоставляют республику и монархию, то под монархией подразумевается монархия реальная, прежде всего абсолютная, которая складывалась в период позднего феодализма и действительно является противоположностью республике. Как разновидность реальных монархий к абсолютным монархиям примыкают еще и древние монархии , в частности, Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и сословно-представительные монархии, в которых власть монарха была ограничена привилегиями вассалов или органом сословного представительства типа парламента, созывавшимся монархом.

Реальные монархии характерны для доиндустриального общества, а для индустриального характерны республики и номинальные монархии.

При этом номинальные (в частности парламентарные) монархии не являются противоположностью республиканской форме правления, так как, по сути, организация государственной власти в парламентарной монархии ничем не отличается от организации государственной власти в парламентарной республике. Исходя из этого вполне уместно вообще говорить о существовании государств с парламентарной формой правления.

Республиканская идеология базируется на принципе формального равенства. Идеологи республиканизма в свое время не без оснований полагали, что только республиканское (коллективное) правление способно обеспечить такое равенство. «Законы демократии вообще стремятся к благу наибольшего числа граждан, которое может ошибаться, но не может иметь интересов, противоположных ему самому», – указывал А Токвиль .

Дополнил эту мысль Ф. Фукуяма, пояснивший, что республиканская форма правления возможна только в сочетании с демократическим политическим режимом; социализм же, авторитаризм и тем более тоталитаризм – режимы, которые вообще выводят республику за рамки исследования форм правления .


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ «НЕПРЕРЫВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КУРСОВАЯ РАБОТА
По специальности 030501 «Юриспруденция»
Тема: «Республиканская форма правления. Понятия и признаки».

Выполнил: студент Маслюк А.В.
Проверил: доцент Лавриненко Н.И.
Дата сдачи работы: «__» февраля 2010 г.
Дата защиты работы: «__» февраля 2010 г.
Оценка: ______________

Ростов-на-Дону 2010

СОДЕРЖАНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ.
Форма государства - одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.
Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
- исторические традиции развития национальных государств;
- исторические особенности становления национальных государственностей;
- реальное соотношение социальных сил в стране;
- национальный состав населения страны;
- менталитет населения, выражающийся в "терпимости" по отношению к власти;
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
- роль мирового сообщества.
Основными составляющими данной категории являются такие понятия, как "форма правления", "форма государственного устройства" и "политический режим".
Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различаются две формы правления:
- монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, современная конституционная);
- республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, президентская, социалистическая).
Для монархии (от греч. "monarchia" - единодержавие) характерно единовластие, т.е. принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия. Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная.
Республика (от лат. "res" - дело и "publicus" - общественный) - форма правления, при которой в основе организации и функционирования высших органов государственной власти лежат принципы выборности и периодической сменяемости. Иными словами, при республиканской форме правления высшие органы государственной власти либо избираются на определенный срок и к их избранию юридически допускаются граждане, либо образуются общенациональным представительным учреждением. В данной курсовой работе попытаемся определить основные признаки республиканской формы правления, виды республик существующие сейчас, а так же поговорим о форме правления в Российской Федерации.

    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
      Признаки республиканской формы правления.
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
1. Существование единоличного или коллегиального главы государства – президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так президент и парламент должны избираться народом на определенный срок.
3. Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа.
4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
5. Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.
6. Обязательность решений верховной государственной власти.
История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
      Виды республик.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно- правовых отношений наделен большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
- как избирается парламент;
- как формируется правительство;
- какой объем правомочий принадлежит президенту.
В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально- представительских функций (Австрия, Германия, Италия).
В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Однако и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х годов не имели права голоса негры и мулаты.
В республиках отменен институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рожденные на территории страны имеют гражданство.
Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы президента либо происходят на безальтернативной основе. В тоже время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. И все же, в республиках больше возможностей для развития демократии.
Исторически сложились три основные разновидности демократической республики: президентская, парламентская и смешанная (иногда эту форму называют полупрезидентской). Но, наряду с этим, можно выделить советскую республику, исламскую республику, народную республику.
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства также разделяется представителями членов федерации. В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу личности; создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой считаются Соединенные Штаты Америки. В конституции США определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту (должность премьер-министра в структуре государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента с 1991 г. установлен в России.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента; является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное положение; утверждает законы путем их подписания; нередко представительствует в правительстве; принимает участие в назначении членов высших судебных инстанций.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Разновидностью республиканской формы правления является полупрезидентская, или смешанная республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция и др.). В государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно перед президентом и парламентом страны.
История России, а также зарубежный исторический опыт свидетельствует о необходимости централизации государственного управления в странах не только с большой территорией, но и с большими проблемами. И того, и другого у России на современном этапе исторического развития имеется в достаточной мере. Следует заметить, что сильная власть и авторитаризм - это далеко не синонимы. Например, канцлер ФРГ обладает очень большим объемом властных полномочий, но его трудно назвать диктатором.
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением.
Государственное правление представляет собой своего рода конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. Фактически абсолютная власть далеко не всегда является гарантией стабильного социально-экономического строя государства. Как правило, в таких государствах уровень жизни населения находится на низком уровне.
За период с 1985 по 2004 г. средний темп роста экономики Латинской Америки составил 2,6%. В целом в мире этот рост составил 3,5%, а в странах Азии - 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки в 90-х годах XX столетия, не позволили решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности в 2004 г., составляла 54,7%, в Боливии - 62%, в Мексике - 37%. 1
В таких государствах особый статус президента закрепляется в текстах конституций. Ряд конституций уполномочивает их "олицетворять нацию" (Конституция Перу) или провозглашает "верховным главой нации" (Конституция Аргентины). В своих руках он концентрирует всю полноту власти: является главой государства, возглавляет исполнительную власть и вооруженные силы. В период внутренних беспорядков и межгосударственных вооруженных конфликтов он обладает широким кругом чрезвычайных полномочий.
При сверхпрезидентских формах государственного правления, как было отмечено в докладе Программы развития ООН по Центральной Азии,
    Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
«президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной» 1 .
В таких государствах при наличии всех формальных атрибутов демократии отсутствуют реальные рычаги воздействия (противовесы) на принимаемые президентом решения.
В государствах Центральной Азии сверхпрезидентские формы правления практически стали правилом, а не исключением. Как показывает практика, они способны обеспечить политическую стабильность, эффективность государственного управления и высокие темпы роста экономического развития. Как правило, назначение на руководящие должности в таких государствах основывается прежде всего на личной преданности кандидатов. Для удержания власти создается система тотального централизованного контроля за всеми сферами общественной жизни. Еще одной особенностью по вполне понятным причинам (притягательность к власти, страх перед возможным юридическим преследованием) следует считать проблему добровольного ухода суперпрезидента с политической арены.
По оценкам специалистов, в мире насчитывается более 130 глав государств, именуемых президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время находятся во главе руководства страны. По состоянию на 2 марта 2005 года "долгожителями" на своих постах являлись президенты следующих республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3

1. Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.). 1
В то же время региональные политические традиции в странах Латинской Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания Второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии сменилось по 30 глав государств, а в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити - более двадцати.
Нередко в ряде стран на высшие государственные посты избираются женщины. В этом можно убедиться, ознакомившись со следующей таблицей

    Президент Либерии Джонсон-Серлиф Элен, избрана 8 ноября 2005 г.
    Президент Чили Бачелет Мишель, избрана 15 января 2006 г.
    Президент Финляндии Халонен Тарья, избрана 29 января 2006 г.
    Президент Ирландии Макализ Мэри, избрана 31 октября 1997 г.
    Президент Филиппин Макапагал-Арройо Глория, избрана 10 мая 2004
    Канцлер Гармании меркель Ангела, избрана 18 сентября 2005 г. 2

______________________________ ______________________________ ______
1.Президенты с самым большим стажем. Топ-10 // Коммерсантъ 2005. 2 марта
2.Васильева А. Любимые женщины избирателя // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля

      Процесс передачи власти.
Процесс передачи власти в государствах с республиканской формой правления также имеет свои особенности. В странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес в голосах победителя над проигравшим.
Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 г. парламентских выборов в Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская коалиция усомнилась в объективности и полноте подсчета голосов. После дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока во главе с Романо Проди. Такое решение не вызвало негативной реакции несогласной части избирателей.
В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали "успешное" осуществление ряда "цветных революций" (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку их проведения (Белоруссия в марте 2006 г.). Сценарии такого способа прихода к власти разрабатывались и финансировались из-за границы.
Опыт Китая показывает, что организованная и планомерная передача высшей власти в рамках недемократической системы не только возможна, но является одним из важнейших факторов ее стабильности. Китайская политическая элита на протяжении последних двадцати лет (с середины 80-х годов XX столетия) идет по пути формализации и институционализации механизмов распределения и передачи власти. В стране введены формальные ограничения на продолжительность пребывания высшего руководства на своих постах. Процедура выдвижения новых лидеров осуществляется в рамках "внутрипартийной демократии". Это позволяет сохранить сложившуюся систему власти, в основе которой лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов.
Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в марте 1998 г. путем избрания его заместителем председателя КНР. Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 г. он стал заместителем председателя центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 г. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР. 1

1. Операция «Наследник» (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.
2. ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТУ.
Исторический опыт ряда государств свидетельствует о том, что общество не может быть застраховано от неправомерных действий даже лидеров государств. Поэтому в качестве административно- предупредительной меры, имеющей своей направленностью не только недопущение, но при необходимости и пресечение антиконституционных действий, в государствах с республиканской формой правления предусматривается возможность объявления импичмента президенту страны (в том числе и в России). В период официального объявления импичмента тексты конституций предусматривают ограничения полномочий президентов, связанные с возможностью введения ими в действие особых правовых режимов или роспуском парламентов.
Порядок объявления импичмента носит усложненный процедурный характер. Временные границы и последовательность действий определенных законом инициаторов процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.
По обвинению в действиях, противоречащих интересам страны и не соответствующим конституции были отстранены от занимаемых должностей: президент Бразилии Фернанду Колор де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению в коррупции); президент Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению в присвоении государственных средств и признанного физически и умственно недееспособным); президент Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); президент Индонезии Абдуррахман Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных скандалов).
В начале декабря 2003 г. специальная комиссия сейма Литвы, расследовавшая скандальную историю связи президента страны Роландаса Паксаса с "русской мафией", начала официальную процедуру импичмента, сделав вывод о том, что президент не в полной мере независим и самостоятелен в своих действиях. Он "был и остается уязвим, что представляет угрозу безопасности страны". 1
31 марта 2004 г. Конституционный суд Литвы в своем заключении признал справедливыми три из шести ранее сформулированных пунктов обвинения в адрес президента:
- грубо нарушил Конституцию страны, незаконно предоставив литовское гражданство российскому предпринимателю Юрию Борисову - главному спонсору его избирательной кампании;
и т.д.................

Республиканская форма правления (республика) - (от лат. "respublica" -- общественное дело) -- форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности).

Республика - это исторически сложившаяся форма правления, в которой верховная государственная власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.

Республика - довольно древняя форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей.

3.1 Основные признаки и классификации республиканской формы правления

Республиканской форме правления присущи следующие основные признаки:

1) высшая государственная власть в республике всегда принадлежит выборным органам.

2) главой государства является или выборное лицо, или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует.

3) выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, включая главу государства, избираются на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава государства, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в нее элементы монархии.

4) выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких-либо социальных групп.

5) республиканская форма правления предполагает ответственность выборных органов, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями.

Вопрос классификации республик еще не получил должной разработки в отечественной теории государства и права. В учебниках обычно говорится о современных республиках, которые принято подразделять на президентские и парламентские (парламентарные). Однако такая классификация не охватывает всех республиканских форм правления, которые существовали и существуют в действительности. Поэтому, думается, все республики первоначально можно подразделить на демократические и антидемократические. К демократическим относятся республики, в которых источником власти признается народ, а высшие представительные органы государства формируются непосредственно населением, выражают его волю и подотчетны ему. Данная форма правления возникла в глубокой древности (Афинская демократическая республика V-IV вв. до н.э.), но наибольшее распространение получила в Новое время в виде президентской и парламентарной республик. К антидемократическим относятся республики, в которых народовластие либо вообще отсутствует, либо носит формальный характер. Это известные с древнейших времен аристократические (Спарта, Рим) и олигархические (Карфаген) республики, а также встречающиеся в Новейшее время авторитарные и тоталитарные республики. В современном мире существуют преимущественно демократические республики, которые принято подразделять на президентские и парламентарные.

3.2 Парламентская республика

Парламентская республика - это форма правления, при которой ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентом и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность. Как правило, кабинет министров остается у власти, пока пользуется поддержкой парламентского большинства, в противном же случае он подает в отставку или через президента добивается роспуска парламента.

Глава государства в парламентских республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Так, в Италии президент республики избирается членами обеих палат парламента на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В Федеративной Республике Германия президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтага-ми земель на началах пропорционального представительства. В Австрии, например, президент избирается сроком на шесть лет.

Глава парламентской республики, наряду с представительством государства на международной арене, обнародует законы, издает декреты, имеет право распустить парламент, назначает главу правительства и возглавляет вооруженные силы страны.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров и т.д.) назначается, как правило, президентом.

3.3 Президентская республика

В отличие от парламентской республики, в президентской - ведущая роль в политической жизни страны принадлежит главе государства, который одновременно является и главой правительства.

Основными признаками президентской республики являются:

1) внепарламентский метод избрания президента;

2) ответственность правительства перед президентом, а не парламентом;

Классическим примером президентской республики являются США.

Вместе с тем иногда встречаются смешанные формы республиканского правления, например, президентско-парламентские, как во Франции, где правительство несет двойную ответственность: перед всенародно избранным Президентом и Национальным собранием.

3.4 Социалистическая республика

Социалистическая республика - это форма правления, обеспечивающая полновластие советов в политической системе общества. Впервые социалистическая республика возникла во Франции в 1871 г. (Парижская коммуна), затем установилась в Советской России после революции 1917 года.

Основными признаками социалистической республики являются:

а) вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках представительных

органов государственной власти - Советов;

б) отрицается принцип разделения властей;

в) местные и государственные органы соединяются в единую систему советов, действующую на основе принципа демократического централизма: подчинения нижестоящих звеньев представительной системы - вышестоящим. Различают три разновидности социалистической республики: Парижскую коммуну, советскую республику и народно-демократическую республику.

Особой спецификой организации политической власти характеризуется Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахерия - государство в Северной Африке. 1 сентября 1969 г. в Ливии была ликвидирована монархия и провозглашена республика.

Республика (лат. государственное, общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

    1. выборность власти;
    2. ограниченность срока полномочий власти;
    3. зависимость от избирателей.

Виды республик:

Положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных совре-менному государству: республики и монархии. РФ провозглашена республикой, что означает выборность гла-вы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Консти-туция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики:

    • парламентская;
    • пре-зидентская;
    • полупрезидентская.

В парламентской республике глава государства (президент) из-бирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет кон-троль над правительством. В случае вынесения парламентом во-тума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия,ФРГ.

В президентской республике глава государства (президент) из-бирается населением () и сам формирует правитель-ство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выно-сить вотум недоверия. Президент не имеет роспуска парла-мента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует прави-тельство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке ре-шается президентом. Президент имеет право роспуска парламен-та. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и пар-ламент сохраняет элементы контроля над правительством. При-мер: Франция.

Близко к этой форме правления стоит так называемая парламентско-президентская республика (Украина), в которой полно-мочия разделены между президентом и парламентом, но пар-ламент играет более значительную роль, в том числе и при фор-мировании правительства.

Это самые общие черты различных видов республиканской формы правления, которые варьируются по-разному даже в при-веденных в качестве примеров странах в рамках одной формы правления. Особенности свойственны практически каждой стра-не, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведен-ными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская респуб-лика, но с более широкими полномочиями президента.

Замечание о возможности реставрации монархии в России

Рассмотрим вопрос о возможности реставрации монархии в России. В современной России имеются политические движения, выступающие за реставрацию монархии. Каковы юридические аргументы за или против позиции монархистов?

2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть. Однако он не передал ее закон- наследнику - царевичу Алексею, объяснив это нежеланием расстаться с сыном, а объявил о передаче наследия брату - вели-кому князю Михаилу Александровичу и благословил его на всту-пление на престол государства Российского. Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем реше-нии «в том случае воспринять, если такова будет великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании устано-вить образ правления и новые основные законы государства Рос-сийского».

Временное правительство подготовило Положение о выборах в Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но 1 сентября провозгласило Российскую республику, на что леги-тимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная ду-ма фактически не работала). Что касается Октябрьского перево-рота и установления советской власти в форме республики Сове-тов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституционных установлений этого периода более чем со-мнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное соб-рание, которое, однако, в первый день своей работы успело про-возгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране (до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум 1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать легитимным завершением спо-ра о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, мо-нархистам приходится изыскивать доказательства в пользу нелегитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была учреждена опять же всероссийским референду-мом (1990 г.) и неоднократно подтверждена президентскими вы-борами.