Тактика предъявления для опознания. Психологические особенности опознания

Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

§ 5. Психология предъявления объектов для опознания

§ 5. Психология предъявления объектов для опознания

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества.

Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Опознание не проводится, если у опознающего есть психические или физические недостатки или у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может опознать данный объект. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе словесного портрета (пол, рост, телосложение, особенности строения головы, волосы (густота, длина, волнистость, цвет, стрижка), лицо (узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты, цвет кожи, лоб, брови, глаза, нос, рот, зубы, подбородок, особые приметы) и др.). Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда служат объектом внимания. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами: длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составной элемент походки - осанка человека во время движения - соотношение положения корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

При предъявлении лица для опознания по признакам внешности опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие опознающего. Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: «Опознаете ли вы кого-нибудь из предъявленных вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?» (Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.) При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было произведено опознание. При отрицательном - выясняет, вызван ли ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, т. е. трудностями опознания, либо опознающий твердо уверен, что опознаваемого нет среди предъявленных лиц.

Опознание личности может проводиться и по устной речи - голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). Опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по Которым предполагается его опознание.

В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего, поочередно беседует с предъявляемыми для опознания лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и по каким речевым признакам. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть проведено по фотографии, которая предъявляется одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все выше рассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается судебно-психологическая экспертиза.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

2. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

10. Сохранение, узнавание объектов Объект может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты последующих воспроизведений этого объекта. Вернемся к

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Предназначение Души. автора Ньютон Майкл

Использование объектов (персонификация через объекты) Я слышал интересные истории об использовании знакомых объектов - как в случае с мужчиной в следующем диалоге. Поскольку мужья обычно умирают раньше своих жен, мне приходилось больше слышать об энергетических

Из книги Рейки [Краткое современное руководство] автора Куликов С В

Очищение объектов. С помощью Рейки можно очищать пищу и воду. Но нужно поступать разумно. Конечно, не стоит брать воду из лужи для питья или бомбажную консерву и пытаться очистить ее с помощью Рейки. Но в принципе пригодная для употребления пища и вода с помощью Рейки

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Запоминание конкретных объектов Чтобы научиться запоминать названия конкретных объектов, следует придерживаться трех основных принципов. Во-первых, всегда анализируйте название для того, чтобы найти в нем опору для создания осмысленного конкретного образа. Во-вторых,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

101. Психология предъявления для опознания вещей и предметов Предъявление для опознания – следственное действие, состоящее в сравнении предъявляемого следователем свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому объекта с ранее им наблюдавшимся или

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

102. Психология предъявления для опознания живых лиц и трупов Следственное действие, в ходе которого ранее допрошенному лицу предоставляется возможность осмотреть объект, имеющийся в распоряжении следователя, и сообщить, является ли он тем самым, о котором говорилось на

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Шизоидный отход от объектов

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

(2) Двухэтапный уход от внешних и внутренних объектов. В предыдущем разделе описываются истоки первого этапа того, что представляется двухэтапным уходом от плохих объектных взаимоотношений. Это бегство из внешнего материального мира во внутренний ментальный мир.

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Подход без предъявления претензий Есть очень мягкий подход к решению проблемы, который называется «включить дурака». Сделайте вид, будто не понимаете, что именно ваш собеседник причиняет вам неудобство. Таким образом, вы можете сделать достаточно прозрачный намек, чтобы

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

Скорость предъявления «воспитательных» процедур Но остается еще один вопрос: как скоро наш «смотритель» предъявляет нам «воспитательную» процедуру после возникновения идеализации?Как нам представляется, это зависит от уровня заполнения вашего «накопителя

Из книги автора

Получение конкретных материальных объектов Следующая сфера человеческих устремлений - это получение каких-либо материальных благ. Это может быть что угодно: квартира, дом, автомобиль, одежда, телевизор, туристическая поездка, т. е. то, за что нужно платить деньги.Мы

Из книги автора

12.6. Психология обыска и опознания Обыск - это следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. В ходе обыска следователь и другие должностные лица осматривают и исследуют жилище, различные постройки,

Из книги автора

Как построить «карту объектов воздействия»? Еще одно важное обстоятельство следует учитывать – в каждой комбинации могут иметься люди, выполняющие разные роли. Конечно же, главная задача лайф-резидента – влияние на Лицо, принимающее решение (ЛПР). Но в вашей карте

УПК РФ регулирует предъявление для опознания (ст.193 УПК РФ).

Основная цель этого процессуального действия заключается в том, чтобы установить, является ли человек, предмет и т.д. тем же самым объектом, который опознающий воспринимал в связи с преступным событием.

Процесс опознания происходит следующим образом: опознающий воспринимает предъявленные ему объекты, сравнивает их с мысленным образом объекта, воспринятого им ранее, и приходит к выводу об их идентичности, сходстве или различии.

В психологическом аспекте опознание состоит из подготовительной стадии и стадии собственно опознания.

Подготовительный этап включает в себя допрос об обстоятельствах, при которых опознающие наблюдали соответствующий объект, и об отличительных признаках (приметах), по которым он может быть опознан.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов (время суток, погодные условия, освещенность, отдаленность объектов и др.). Субъективные факторы- психологическое состояние опознающего, его отношение к событию преступления и т.д.

В период подготовки к опознанию следователь изучает личность опознающего, его психофизиологическое состояние в момент восприятия, устанавливает, куда было направлено его внимание, какие эмоциональные переживания он испытывал во время и после преступных событий.

Процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются особенностями воспринимаемых объектов. Важнейшими объектами восприятия считаются: живые лица, труп, различные предметы, животные, конкретные участки местности, помещения. Они и составляют основу криминалистических видов предъявления для опознания.

Восприятие человека подразделяется на восприятие:

а) физического облика;

г) мимики и жестов;

д) изображения человека.

Восприятие облика человека прежде всего связано с его физическими, возрастными и национальными особенностями. Важнейшими компонентами внешнего облика человека являются общий силуэт, очертания фигуры, рост, телосложение, лицо и другие части человеческого тела.

Основное место в восприятии облика занимает лицо: особенности носа, губ, цвет глаз и волос. Немаловажное значение имеют элементы внешнего «оформления» человека (одежда, обувь, прическа, украшения и т.д.).

Движения человека (походка) бросаются в глаза в первую очередь. Поэтому он воспринимается преимущественно в движении. В походке проявляется индивидуальность личности, которую образуют отдельные элементы движения - взмахи руками, покачивание туловища, осанка и др.



Голос и речь человека воспринимается в единстве с его внешним обликом. Восприятие речи - сложный процесс, который состоит из двух фаз: физиологической и психологической. Речь каждого человека имеет свои особенности: звуковой состав, интонационный строй, лексику, грамматическую структуру, стиль. Кроме того, речь конкретного человека характеризуется определенным темпом, плавностью или отрывистостью, большей или меньшей музыкальностью, расстановкой ударений. Она может быть насыщенной определениями, метафорами, жаргонными словами и т.д.

Специалисты утверждают, что по стилю речи, манере говорить можно судить о месте рождения и проживания лица.

Формами поведения человека являются мимика, жесты, пантомимика. В психологии они рассматриваются как выражение эмоциональных и волевых особенностей человека.

Восприятие человека может происходить и по его изображениям (фотографиям, картинам, рисункам, скульптуре, манекенам и т.д.). Оно отличается от восприятия человека в натуре и зависит от количества и качества отраженных в изображении отличительных признаков.

При допросе опознающих следователь должен помнить о некоторых особенностях восприятия. Общеизвестно, что при нормальном зрении в условиях хорошей видимости контур человека виден с расстояния 1 км, с 400 м - выделяется головной убор, с 200 - некоторые черты лица, с 60- глаза. На полноту восприятия влияет возраст наблюдателя (например, пожилые люди зачастую приуменьшают возраст людей, которые их моложе, а молодые люди называют старыми лиц, которые значительно старше их (на 20 - 25 лет). На восприятие возраста оказывают влияние одежда, прическа, усы, борода. Замечено также, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. На восприятие внешности человека влияет контрастность (так, в группе один человек худой, другой среднего телосложения, а свидетель заявил, что один человек был худой, другой - толстый). На объективность восприятия человека действует точка нахождения опознающего в момент восприятия.

Значительные расхождения наблюдается при восприятии цветов. Особенно большие отклонения встречаются у несовершеннолетних, людей пожилого возраста, лиц, страдающих физическими недостатками (например, дальтоников).

Иногда опознающий точно узнает человека, но затрудняется сказать, по каким признакам. Следователь должен оказать ему помощь путем постановки вопросов по признакам «словесного портрета», средствами наглядной демонстрации (фотография, рисунок, слайды и др.), полезны также приборы «фоторобот» и др.

При расследовании преступлений нередко возникает необходимость в опознании предметов (орудий преступления, ценностей, вещи и т.д.); Здесь тоже имеются определенные психологические закономерности восприятия. Общими признаками объектов, на которые обращается внимание, служат форма (контур), размеры (высота, ширина, длина), пропорции, цвет, однородность или неоднородность предметов, пространственное расположение по отношению к наблюдателю и друг другу. Отдельные предметы или их совокупности могут быть объектами восприятия и на изображениях (фотографии, рисунке, плане, картине и др.). Во время допроса опознающего необходимо получить сведения о назначении, наименовании, марке, типе, форме, групповых и индивидуальных особенностях предметов или вещей.

Восприятие и последующее опознание животных также имеют свою специфику. Их различают по масти, полу, возрасту и др. Существенное значение имеет установление того факта, «знало» лицо животное или нет, систематически наблюдало его или видело один раз.

Имеет свои особенности и психология восприятия местности. Человек воспринимает местность либо как участок пространства, ограниченного определенными предметами, либо как путь (маршрут) к какому-нибудь участку или предмету. Восприятие местности почти всегда осуществляется в движении (место жительства, работы, отдыха и т.д.). Поэтому знание особенностей восприятия местности важно для обеспечения качества производства процессуальных действий (допроса, следственного эксперимента и др.).

Психологические особенности организации и проведения опознания заключаются в:

психологическом подборе объектов (количестве, признаках сходства или однородности);

психологии узнавания;

психологической оценке полученных результатов.

Количество предъявляемых для опознания объектов должно быть не менее трех. Это вызвано необходимостью усложнить условия опознания и исключить внушающее воздействие на опознающего (например, если предъявляется один объект). Предъявление трех объектов способствует активизации психического процесса опознания и обеспечивает его достоверность.

Объекты опознания подбираются по признаку однородности. Нарушение данного правила упрощает психологическую задачу опознающего: объект либо угадывается, либо является для него своеобразной подсказкой. В связи с этим нужно стараться подобрать объекты таким образом, чтобы их признаки как можно больше подходили к объектам, описанным в показаниях свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подозреваемых). Например, при опознании человека важно соблюдать подбор по возрасту, национальности, росту, телосложению, цвету волос, типу лица, одежде и др.

В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном объекте (человеке, животном, предмете) тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Психологи различают симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание. Симультанное узнавание - это узнавание сразу, сходу, т.е. идет мгновенное отождествление мысленного образа объекта с тем, который предъявлен опознающему. Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем медленного мысленного сопоставления признаков объекта, запечатленного в памяти, и воспринимаемых при опознании.

В процессе опознания следователь должен постоянно наблюдать за опознающим и опознаваемым. Внимание его обращено на движение, жесты, мимику участников опознания, на то, уверенно или нет прошло узнавание, нет ли признаков, указывающих на боязнь опознаваемого быть узнанным, намерения затруднить или сорвать опознание.

Следователь должен учитывать, что опознание - высокоэмоциональное следственное действие. Участники опознания, особенно опознаваемый и опознающий, испытывают сильные психологические перегрузки (стресс, фрустрацию и др.). Поэтому сразу после опознания (или нескольких опознаний подряд) целесообразно допросить опознаваемого. Анализ следственной практики подтверждает важность такого тактического приема - опознаваемый в этих случаях часто дает правдивые показания. В процессе опознания следователь должен контролировать собственное поведение, своевременно сдерживать эмоции.

В целях обеспечения безопасности опознающего «предъявление лица для опознания по решению может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым...» (ст. 193). Генеральная прокуратура России разработала инструкцию по установлению окна с односторонней видимостью. Психологические особенности связаны с организационной деятельностью следователя по проведению опознания, подготовке опознающего, разъяснению участникам опознания порядка выполнения следственного действия.

Особое внимание уделяется удостоверительной деятельности при опознании.

Составление протокола следственного действия требует четкого соблюдения всех процессуальных и организационных требований. В протоколе указывается процессуальное положение и псевдоним опознающего, сходство лиц, предъявляемых для опознания, по внешним признакам: по сложению тела, волос, глаз, прическе и т.д. Несоблюдение этого правила может повлечь признание результатов опознания недопустимым доказательством.

Протокол подписывается всеми участниками следственного действия. По окончании опознания принимаются меры по предотвращению контакта опознающего с опознаваемым.

Возможно осуществление опознания при помощи телевизионной трансляции из одного населенного пункта в другой.

Психологические особенности имеет опознание трупа. В отличие от живых лиц и предметов труп предъявляется в единственном числе. Опознающими труп чаще всего бывают родственники, близкие погибшего. Они глубоко переживают смерть близкого человека, поэтому опознание может быть ошибочным (например, труп не опознан родственниками). Следователь должен, соблюдая необходимый такт, подготовить опознающего, успокоить его, помочь преодолеть страх и т.д. Опознание завершается оценкой результатов следственного действия. Следователь констатирует, уверенно или неуверенно был опознан объект, сравнивает полученные результаты с другими данными, имеющимися в деле. Обязательно должен быть решен вопрос, не ошибается ли опознающий в силу определенных причин, С этой целью следователь анализирует условия восприятия, субъективные факторы, влияющие на него, анализирует и сравнивает показания опознающих о приметах объектов, которые получены на допросе, предшествующем предъявлению для опознания.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности психологической подготовки опознания?

2. Какие факторы влияют на эффективность восприятия?

3. Перечислите объекты, предъявляемые для опознания.

4. Назовите психологические особенности подбора объектов для опознания.

5. Что такое психологическое узнавание?

6. В чем заключается психология оценки результатов опознания?

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения.

Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. В ходе такого допроса не допускаются наводящие вопросы.

Специфика допроса, предшествующего опознанию, состоит в том, что в процессе его проведения, наиболее широко используются тактические и психологические приемы , направленные на актуализацию воспринятого и запечатленного в памяти допрашиваемого образа объекта.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов:

· усвоения отличительных признаков определенного объекта

· использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных.

Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он видел предъявленное для опознания лицо, а также о приметах и особенностях, по которым он может его опознать. Допрос о внешних признаках липа производится по той схеме, по которой составляется словесный портрет. Следователь, допрашивая будущего опознающего, предлагает ему вспомнить и охарактеризовать как можно большее количество признаков внешности. В практике Верховного Суда СССР особо подчеркивалось, что, допрашивая опознающего, следует выяснить, помимо всего прочего, объективные условия восприятия им нападавших преступников: где конкретно, в каких условиях он видел, при каком освещении. Таким образом, большое значение имеют не только признаки объекта, но условия его восприятия .



Для того чтобы полно и точно получить необходимые сведения, следователю необходимо выполнить основные задачи допроса проводимого перед предъявлением для опознания. Выясняя при допросе обстоятельства, при которых наблюдался объект, следователь должен установить:

1) общую информацию об этом человеке характер, склонности, возраст, профессию и т.д.

2) субъективные факторы - в каком состоянии находился допрашиваемый перед началом наблюдения, во время, и после наблюдения объекта;

3) какова была его направленность внимания;

4) место наблюдения, с какого момента он начал наблюдение;

5) время в течение, которого происходило событие, время суток; продолжительность восприятия по времени;

6) сила и направленность освещения, погодные условия, наличие шумовых эффектов;

7) расстояние с которого воспринимался объект;

8) степень знакомства с воспринимаемым объектом;

9) особенности памяти будущего опознающего (лучше запоминает лица, даты, голоса);

10) не имеет ли допрашиваемый дефектов зрения, нарушения психики;

Как индивид, человек характеризуется морфоконоституциональными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями; как личность - рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы. Это значит, что восприятию человека присуще наделение объекту индивидуальных и личностных оттенков, своей субъективной манеры видения. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что разница в индивидуальном восприятии весьма значительна.

Рассматривая психологические особенности предъявления для опознания в зависимости от процессуального статуса опознающего лица следует отметить, что для проведения предъявления для опознания должен быть установлен процессуальный статус опознающего и опознаваемого, ими могут быть свидетели, обвиняемые, подозреваемые и потерпевшие, но которыми в свою очередь могут быть взрослые (женщины, мужчины), дети (несовершеннолетие), люди преклонного возраста, психически здоровые, психически больные, физически здоровые люди и люди с физическим недостатками, люди, привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности. Это важно при разработке тактических и психологических приемов опознания.

Так А.Ф. Кони отмечал о «способности женщины меньше забывать, но больше ошибаться» ,

A.M. Зинин в своей работе «Внешность человека в криминалистике» подробно рассматривает влияние на восприятие человека, особенности женского восприятия, возрастного фактора, принадлежности воспринимающего к определенной этнической группе, интеллектуального уровня, профессиональной направленности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

При восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Иначе гаворя, потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый могут давать совершенно различное описание увиденного ранее события или по-разному описывать признаки объекта. Иногда, следователь допрашивает несколько человек, которые в последующем будут опознающими, сталкивается с таким явлением, когда каждый из допрошенных по-разному описывает одного и того же человека, подлежащего опознанию.

Так, В.И. Громов справедливо считал, что даже при соблюдении требования о подробном и точном выяснении личности преступника на первом допросе потерпевшего бывают необъяснимые на первый взгляд странности, которые заставляют иногда усомниться в достоверности опознания со стороны того или иного свидетеля, давшего правильное, подробное и ясное показание при предъявлении ему обвиняемого. Дело в том, что лицо, виденное нами в одном помещении, в том или другом костюме, при одном освещении, В ТОЙ или другой позе, кажется нам совершено не похожим на себя, когда мы видим его в другом помещении, в другой одежде, при другом освещении или когда он держит себя иначе, чем ранее, или принял другую позу, сделал другие движения и т.д. Разница впечатлений, получаемых от одного и того же субъекта, в зависимости от обстановки, среди которой мы видим этого субъекта, иногда может заставить следователя произвести акт предъявления личности для опознания на месте преступления, в той же самой обстановке, при таком же освещении, как это было во время совершения преступления.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

в УПК РФ ч.8 ст. 193. заложена возможность предъявления для опознания лиц по решению следователя в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, в целях обеспечения безопасности последнего. В большинстве случаев основной причиной отказа свидетелей и потерпевших участвовать в предъявлении для опознания бывает страх за свою безопасность и безопасность своих родных и близких. На сегодняшний день в качестве одного из вариантов для проведения такого рода следственного действия может применяться специально оборудованное помещение, загороженное стеклом с односторонним зеркальным отражением, за которым и располагаются предъявленные для опознания лица, а опознающий находиться по другую сторону стекла.

Выемка - изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций заранее известных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела.

Выемка как самостоятельное следственное действие во многом сходна с обыском. Но выемка имеет и свои специфические психологические характеристики , проистекающие из процессуальных особенностей этого следственного действия.

В психологическом аспекте выемка по сравнению с обыском в меньшей мере носит поисковый характер. При выемке, как правило, нет необходимости в поисковых действиях, а при противодействии выемка может быть произведена принудительно. Если же подлежащие выемке предметы или документы заинтересованными лицами не только не выдаются следователю (под различными предлогами), но и преднамеренно скрываются, то вместо выемки производится обыск.

Следует отметить, что проблемность как одна из психологических характеристик выемки также носит иной (чем при обыске) характер. При обыске проблему составляют сами объекты, подлежащие изъятию: у следователя, как правило, имеются о них весьма неполные данные к моменту производства обыска и места их нахождения (сокрытия).

При выемке собственно проблему составляет предварительное (до начала производства выемки) определение предмета, документа, подлежащих изъятию. Следователю нередко нужно решить, какой именно (какие) из числа многих предметов, документов, с которыми он ознакомляется, осматривает, является искомым.

В случае, если речь идет о почтово-телеграфной корреспонденции, следователю необходимо решить вопрос о том, следует ли ограничиться производством следственного действия (наложением ареста на корреспонденцию и ее осмотром) или произвести также и следственное действие (выемку).

Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. Если при выемке подлежащие изъятию предметы или документы выдаются добровольно, то производство выемки завершается тем, что следователь изымает их. В том же случае, если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить усилия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации, и принять меры к дальнейшему производству указанного следственного действия.

Для правильного применения методов психологического воздействия - внушения и убеждения - следователю необходимо выяснить истоки негативного отношения данного лица к требованию о добровольной выдаче объекта, подлежащего изъятию при выемке. Иногда отказ в добровольной выдаче объекта объясняется не «виновным» отношением лица к данному объекту, а боязнью разглашения обстоятельств его интимной жизни, нежеланием причинить неприятность родственнику, знакомому, соседу или сослуживцу. Для преодоления такого негативного отношения в подобных случаях следователь может обратить особое внимание данного лица на производимое предупреждение понятых, специалистов и других граждан, присутствующих при выемке, об ответственности за разглашение выявленных при выемке обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или иных лиц. Следователь должен также разъяснить, что он имеет право произвести выемку принудительно, а действия данного лица - противоправны.

Основным психологическим фактором выемки является психологическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как последним становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является основным актом предварительного следствия. Однако при этом, так же как и при обыске, осуществляется рефлексивное мышление, вырабатывается соответствующая линия дальнейшего поведения.
Результаты выемки влияют и на психологию деятельности следователя, и на всю тактику предварительного следствия.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации.

Идентификация - это сопоставление, сличение одного объекта с другим (или его психическим образом) на основании их отличительных признаков, в результате чего устанавливается их тождество.

Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к определенному ранее сформированному психическому образу. Оно осуществляется на основе перцептивного (имеющего отношение к чувственному восприятию) сравнения образа текущего восприятия с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (их опознание может быть осуществлено по признакам внешности функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Опознание может осуществляться посредством предъявления натуральных объектов или их изображений.

Цель опознания в следственной практике:

    • установление индивидуального, а иногда и группового тождества объектов.

Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и . Предъявление для опознания не может быть проведено, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или если у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания

Опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может произвести опознание данного объекта. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе "словесного портрета" (пол; рост; телосложение; особенности строения головы; : густота, длина, волнистость, цвет, стрижка; лицо: узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты; цвет кожи; лоб; брови; глаза; нос; рот; губы; подбородок; отличительные особенности лица; особые приметы и др.) Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описывается одежда (от головного убора до обуви), предметы, постоянно находящиеся с опознаваемым (очки, трость, трубка и т.п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта, в связи с чем опознаваемое лицо находилось на этом месте, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Виды опознания:

    1. симультанное - мгновенное, одномоментное;
    2. сукцессивное - поэтапное, развернутое во времени.

Оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека, обеспечивающий его ориентацию в среде. Оно связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки (в криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками ). Яркая, наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета может быть несущественным признаком, но выступать в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, его опознание осуществляется по совокупности других устойчивых признаков. Признаки - это информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого.

Подробнее об идентификации

Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм осуществления криминалистического опознания.

Различается идентификация:

    1. по психической модели (узнавание);
    2. по материально зафиксированным следовым отображениям объекта;
    3. идентификация целого по его частям.

Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков).

Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность (человек, жилище, машина, обувь). Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта.

Признак - это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить и описать конкретный объект.

Каждый реальный и мыслимый объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Достоверное опознание может осуществляться только на основе существенных собственных признаков и примет.

Существенный признак - признак, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, признак, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов.

Собственный признак - признак, присущий всем предметам данного класса, но не являющийся существенным.

Признаки предмета, отраженные в человека, являются признаками понятия. В понятии отражается совокупность существенных признаков предметов и явлений. Узнавание осуществляется на основе понятий и представлений - психических моделей образной памяти. Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность.

От общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых признаков. Процесс сличения сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств, а принятие решения - волевых качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании. Это может значительно затруднить процесс опознания.

Различаются признаки достаточные и необходимые для опознания объекта. Так для опознания лица по его внешности такими признаками являются характерные особенности его лица, описанные в системе "словесного портрета". Признаки же одежды не могут быть достаточными и необходимыми. Обычно в объекте вычленяется единый комплекс его признаков. И лишь побуждение опознающего на аналитическую деятельность позволяет уточнить отдельные самостоятельные признаки опознания.

Опознание личности по внешнему облику

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, явления социальной перцепции, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность его восприятия, обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют окружающей обстановке, не соответствуют социальным ожиданиям. Особо выделяется рост человека, цвет его волос и прическа, выражение глаз, конфигурация носа, губ, подбородка, а также речевые и поведенческие особенности. Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных "ореолов", шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из "Я-образа", непроизвольно соотнося их со своими собственными качествами . Низкорослые люди переоценивают рост высоких людей, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида существенное влияние оказывает фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения могут быть в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий определенной методической помощи. Кроме формулировок "словесного портрета" здесь могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система "айдентикит" - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму его лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и подлежащими преимущественному запоминанию являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по его внешности. Нередко преимущественной фиксации подлежат элементы внешнего оформления: одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда являются объектом внимания. Индивидуально выразительной является походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами. К ним относятся длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составным элементом походки является осанка человека во время его движения - соотношение положения его корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознание личности по ее устной речи

По голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). При этом опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего поочередно беседует с предъявляемыми лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам произведено описание. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть произведено по его фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышлено ложного опознания и из-за добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается (в соответствии со ст. 79 УПК РСФСР) судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

Наиболее общим групповым признаком предметов является их форма, контур. Существует пространственный порог различия формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - они зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части на меньшей фигуре, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя, размеры близко расположенных объектов переоцениваются. Цветовые впечатления также зависят от взаимовлияния цветовых тонов. Восприятие местности описывается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть значительно затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различия предметов.

Все воспринимаемые объекты "привязываются" к точке наблюдения. При этом субъективно оценивается их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления (пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной). Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированного проведения проверки показа на месте.

Сложной психической деятельностью являются словесное описание опознающим признаков объекта предстоящего опознания, и сам процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу несущественных признаков. Случайная совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания.

Каждый случай уникален и индивидуален.

  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
  • Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов.

    В общей психологии под опознанием понимается процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил названиеидентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов.

    Условно опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека можно разбить на следующие этапы.

    1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап составляет процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т. д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе – процесс формирования его образа.

    На усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:

    физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);

    – продолжительность и частота восприятия объекта;

    – состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации, закономерности восприятия;

    – психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, обусловленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;

    – уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влияющие на перцептивные процессы, активность внимания.

    2. Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и наиболее высоки на 6-7-й день. Затем результативность опознания снижается.

    3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т. д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может опознать его.

    4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из них.

    Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может быть опознано не более трех объектов.

    На данной стадии происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

    5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением опознавательного процесса. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в совокупности со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

    Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса и непосредственно в ходе процесса опознания. Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается вместе с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных служит серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов.