Учение анаксагора. Учение анаксагора и современность. Философия Эллады эпохи демократии

С середины V в. до н.э. центром философской мысли Древней Греции становятся Афины. Период расцвета классической Греции начинается с 479 г. до н.э., с победы греков при Саламине, и продолжается до 431 г. до н.э. - до начала печально известной для Эллады, и особенно для Афин, Пелопонесской войны между Спартой и Афинами (431-404 до н.э.).

Часть II. История философии

Этот пятидесятилетний период отмечен высочайшим внутренним расцветом Древней Греции, а вершиной его стало правление стратега афинской демократии Перикла. При нем рабовладельческая демократия достигла своего расцвета. Укрепляя политическое и экономическое могущество Афинского государства, Перикл прикладывал максимум усилий для превращения Афин в «центр просвещения Эллады». В своем доме он собирал выдающихся философов, ученых, художников, архитекторов, скульпторов. Среди них софист Протагор (481-411 до н.э.); историк Геродот (ок. 485-425 до н.э.); трагики Софокл (ок. 496-406 до н.э.), Еврипид (ок. 480- 406 до н.э.); скульптор Фидий (490-432 до н.э.) и др. В эту интеллектуальную среду входил и философ Анаксагор. Именно с него и начинается философия в Афинах.

Анаксагор

Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.), уроженец ионийского города Кла- зомен, был первым известным афинским философом. Ученик Анаксимена. Был приглашен в Афины Периклом. Накануне Пелопонесской войны его судили и приговорили к смерти по обвинению в богохульстве (утверждал что Солнце представляет собой раскаленную массу). Красноречие Перикла спасло Анаксагора, но философу пришлось покинуть Афины и вернуться в Ио-

нию. В Малой Азии несколько лет спустя он умер в Лампса- ке. Среди его учеников Перикл, Фукидид, трагик Еврипид, Метродор из Лампсака, Архелай и др. Идеи и мысли Анаксагора оказали влияние на формирование взглядов Демокрита и Сократа. Анаксагор - автор прозаического сочинения «О природе ». До нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты этого труда.

В своем натурфилософском учении Анаксагор продолжает традиции ионийских философов, развивая идеи, сформулированные мыслителями Элейской школы. Он так же, как и Эмпедокл, согласен с идеей элеатов о невозможности существования небытия, ибо «ничто не возникает из небытия» 1 . Идея о том, что субстанция не уничтожается и не создается и что не может быть возникновения из ничего, приводит Анаксагора к мысли о невозможности существо-

Антология мировой философии. Т. 1. С. 308.

вания не только небытия, но и возникновения и гибели как реальных событий.

Никакая вещь не возникает и не гибнет, ибо все есть следствие процессов соединения и разделения.

[Слова] возникновение и гибель неправильно употребляют эллины. Ибо [на самом деле] ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но [каждая] составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо «возникать» - «смешиваться» и вместо «погибать» - «разделяться» 1 .

«Все - во всем». Согласно Анаксагору, начала вещей составляют не телесные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а мельчайшие бесчисленные, качественно определенные частицы, которые сам он называл «семенами всех вещей», Аристотель же - «гомеомериями» («подобночастными»). Различные сочетания этих частиц обусловливают многообразие всех вещей, ибо «во всех соединениях [заключается] много различных [веществ,] и [находятся] семена всех вещей, имеющие разнообразные формы, цвета, вкусы и запахи» . Качества не возникают, вечны и неизменны.

Вопрос о превращении одних вещей в качественно иные вещи - центральный вопрос натурфилософских воззрений Анаксагора. К решению этого вопроса он подходит следующим образом. Приняв положение элеатов о том, что «ничто не возникает из небытия», Анаксагор обосновывает свой основной принцип: «Все - во всем » или «Во всем есть часть всего» ъ.

Это означает, что в любой точке пространства содержатся го- меомерии всех видов, ибо «все заключается во всем по той причине, что и в большом, и в малом [находится] бесконечность и нельзя получить ни наименьшего, ни наибольшего. <...> Любая из частиц есть смесь» . В каждой вещи содержатся семена всех вещей, а ее качественная определенность определяется свойствами тех гомео- мерий, которые в не преобладают. Поэтому любое качественное изменение вещи предполагает смену доминирующих в ней качественных составляющих - гомеомерий. Так Анаксагор решает вопрос превращения одних вещей в качественно иные вещи.

Принцип «все - во всем» действует и вглубь. Анаксагор выдвигает тезис о неисчерпаемости гомеомерий.

В отличие от Эмпедокла, сводившего все многообразие окружающих вещей к четырем неразложимым телесным стихиям (элементам), Анаксагор исходит из бесконечности делимости вещей и составляющих их частиц. Вещи, по его мнению, делимы до бесконечности, и мельчайшие частицы в этом отношении подобны целой вещи. В каждой вещи есть частица каждой другой, ибо каждая го- меомерия, подобно целому, заключает в себе все существующее, и (сущее) не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно.

Решение вопроса о неисчерпаемости гомеомерий наиболее удивительное и важное место в учении Анаксагора. Утверждая положение о том, что не только Вселенная как «целокупная смесь» бесконечна по величине, но и «каждая гомеомерия, подобно Вселенной, содержит в себе все вещи, и даже не просто бесконечные [по числу], но и бесконечное число раз бесконечные» 1 , Анаксагор высказывает гениальную догадку о строении Вселенной как бесконечного ряда вложенных друг в друга миров. По его мнению, каждая частица, как бы она мала ни была, содержит все свойства Вселенной. Внутри каждой гомеомерии «есть населенные города, и возделанные поля, как и у нас, и солнце у них есть, и луна, и все прочее, как у нас...» .

Идея о вложенных мирах была подхвачена в XVII в. Г. Лейбницем, в XVIII в. - французскими материалистами и другими выдающимися мыслителями. В XX в. эта идея получила математическое обоснование в исчислениях А.А. Фридмана и уравнениях А. Эйнштейна. Решения Фридмана (1888-1925) описывают многосвязную Вселенную, состоящую из множества трехмерных миров, живущих в своем собственном ритме времени. По отношению ко всем остальным каждый из этих миров является «абсолютным ничто», точкой, лишенной размеров, массы и всех других мыслимых физических свойств. С одной стороны, бесконечность, с другой - нуль! Жители каждого такого мира не будут даже и подозревать и его замкнутости, ровно, как и о том, что кроме этого, кажущегося им бесконечным мира есть еще множество других похожих миров.

Как не вспомнить знаменитое изречение о том, что «в многообразных формах греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрения» .

Натурфилософия Анаксагора представляет существенный шаг вперед по сравнению с представлениями ионийских мыслителей. Телесная субстанция в виде воды, воздуха, огня уступает место дифференцированной материальной субстанции.

«Начало Вселенной - ум и материя». Первоначальное состояние мира, согласно взглядам Анаксагора, представлялось следующим образом. «Все вещи были вместе, бесконечные и по множеству, и по малости», т.е. в начальной стадии гомеомерии представляли целостную массу, где было так все едино, что ничто не выделялось. Первичное вещество само по себе - это инертная масса. Поэтому необходима действующая причина, которая привела бы в движение это инертное первичное вещество. И Анаксагор находит такую действующую причину в «Нусе», т.е. в уме - творце Вселенной. Для Анаксагора «начало Вселенной - ум и материя; ум - [начало] производящее, материя - [начало] страдательное» 1 .

В начальном состоянии мира, как уже указывалось выше, все вещи были смешаны и только Нус (Мировой ум) был не смешан ни с одной вещью, ибо он един, бесконечен, самодержавен и существует сам по себе. Мировой ум выполняет две задачи: он движет миром, и он познает мир. «Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» .

Реализуя свою «величайшую силу», Мировой ум приводит первоначальное и инертное вещество в круговое движение.

Тяжелые тела, как земля, [при возникновении мира] заняли нижнее место, легкие, как-то огонь, - верхнее, а вода и воздух - среднее. Так на плоской Земле возникло море, после того как Солнце выпарило влагу. Звезды первоначально двигались куполообразно, так что постоянно видимый полюс находился в зените, но впоследствии [их орбиты] наклонились. Млечный путь - отражение света звезд, не освещаемых Солнцем, кометы - скопление планет, испускающих языки пламени, мелькающие [= «падающие»] звезды - как бы искры, выбрасываемые из эфира... [Солнце - раскаленная глыба, по величине больше Пелопоннеса]... Ветры возникают от того, что воздух разжижается [и течет] под воздействием Солнца. Гром столкновение облаков, молнии - сильное трение облаков, землетрясение - опускание воздуха в недра Земли. Животные рождаются из влажного, горячего и землистого [начал], а затем друг от друга...

В отличие от Анаксимена и Эмпедокла, учивших о происхождении живого из неживого, Анаксагор считал, что семена живых существ попадают на землю вместе с влагой. Тем самым можно считать Анаксагора основоположником панспермии , гипотезы о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких «зародышей жизни».

Растениям и животным наравне с человеком присущ разум, которым наделены не только высшие, но и низшие организмы. По свидетельству некоторых доксографов (авторов сочинений, содержащих высказывания различных древнегреческих философов), Анаксагор отождествлял душу и разум. Душа, согласно его взглядам, «воздушна».

Древнегреческий учёный: математик и астроном. Автор максимы: «каждое - в каждом».

Вероятно, он первым высказал гипотезу о том, что Луна светит отражённым светом, который она получает от Солнца, а также о том, что при лунных затмениях Луна попадает в тень Земли…

Анаксагор около 30 лет прожил в Афинах (в эпоху Перикла ), где занимался преподаванием.

«Анаксагор ввёл свой принцип познания: неподобного подобным. Так только благодаря горячему мы можем ощутить холодное, благодаря кислому - сладкое и т. д. Кроме того, Анаксагор определил человека как самого разумного из всех существ, потому что у него есть руки. Произведения философа не сохранились. Основные его воззрения изложены в сочинениях других авторов, например, Диогена Лаэртского».

Табачкова Е.В., Философы, М., «Рипол классик», 2002 г., с. 25.

Аристотель сообщает: «Рассказывают, что когда кто-то, находившийся в... тяжёлом положении, спросил Анаксагора , ради чего лучше родиться, чем не родиться, последний сказал: «... чтобы созерцать небо и устройство всего космоса».

Увы, Анаксагор был обвинён жителями в безбожии и изгнан из Афин (точнее, изгнанием – по настоянию Перикла – была заменена его смертная казнь) за свою гипотезу, что Солнце является не чем-то божественным, а всего лишь раскалённой глыбой...

«Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» - так учёный оценил это событие.

«Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора , о котором ходили многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через многие века легенду. Из этой легенды - при всей недостоверности её отдельных деталей - выступает цельный и, по-видимому, исторически верный образ философа.

Прежде всего легенда рисует нам Анаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, т. е. как учёного-профессионала .

В Греции середины V века это был новый, дотоле небывалый тип человека. Все предшественники Анаксагора, о жизни которых у нас имеются хотя какие-либо сведения, - Фалес , Пифагор , Ксенофан , Гераклит , Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными вождями, но профессиональных учёных в позднейшем смысле слова среди них не было. То, что это был действительно новый тип, вызывавший удивление, а порой даже насмешки, показывает комедия Аристофана «Облака», в которой под маской Сократа был выведен и осмеян именно учёный-профессионал. Но в легенде об Анаксагоре к этому общему типу добавляются некоторые индивидуальные черты.

Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксагора отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису. Покинув Клазомены - город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор, насколько известно, никогда не стремился туда возвратиться. Как сообщает Диоген Лаэртский на вопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?» - Анаксагор ответил, указав на небо: «Помилуй Бог! Родина даже очень интересует меня».

А согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он быть перевезённым на родину, в Клазомены, он сказал: «Совсем этого не нужно: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен».

Подобный космополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал мироощущение философов эллинистической эпохи, но отнюдь не был типичен для V века.

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам. Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что тем самым он обрёл внутреннюю свободу, столь необходимую для философа, посвятившего себя поискам истины.

По свидетельству Аристотеля , Анаксагор не считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом. У нас нет достаточных сведении о частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт отличался скромностью и простотой».

Рожанский И.Д., Анаксагор, М., «Мысль», 1983 г., с. 20-21.

«Анаксагор стремился заразить афинскую молодёжь любовью к точным наукам - геометрии и астрономии.
Ещё Фалес и его ученики догадались, что солнечные и лунные затмения происходят в тот момент, когда Луна заслоняет свет Солнца от Земли - либо напротив, Земля заслоняет Луну от Солнца.
Но только Анаксагор сообразил, что можно использовать это редкое явление для измерения размеров Луны или Солнца. Нужно измерить диаметр тени, которую отбрасывает Луна на Землю во время солнечного затмения!
Для этого достаточно одновременно наблюдать затмение во многих городах Эллады, отмечая его максимальную фазу: полное ли оно, или какая часть солнечного диска была закрыта Луной в Афинах или в Милете? Квалифицированных наблюдателей в Элладе, конечно, не хватит; но можно устроить опрос всех прибывающих моряков в Афинской гавани! Затем нужно сопоставить данные наблюдений с известными расстояниями от Афин до других городов Эллады: так будет получен примерный «портрет» лунной тени на Земле.

Сказано - сделано. В итоге Анаксагор пришёл к выводу, что Луна холодный камень размером с Пелопоннес, то есть диаметром около 300 км. А метеориты это осколки Луны!
Мы знаем теперь, что Анаксагор грубо ошибся в числах: истинный диаметр Луны в 11 раз больше, чем рассчитал мудрый грек. Но первый блин часто выходит комом: заслуга Анаксагора в том, что он превратил астрономию в экспериментальную науку!
Следующее крупное открытие этого рода - выяснение размера Солнца - удалось Аристарху через полтора столетия после Анаксагора.

Вскоре после своих открытий (440 год до н. э.) Анаксагору пришлось покинуть Афины: его привлекли к суду за безбожие, ибо он посмел измерять размеры богов! Ведь Солнце это грозный бог Гелиос, а Луна – мстиельная богияня Геката!».

Смирнов С.Г., Лекции по истории науки, М., Изд-во МЦНМО, 2012 г., с. 9-10.

В изгнании он «…удалился в Лампсак и там умер. Когда правители города спросили, что они могут для него сделать, он ответил: «Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каждый год освобождают от занятий». (Этот обычай соблюдается и по сей день.) А когда он умер, граждане Лампсака погребли его а с почестями и над могилой написали:

Тот, кто здесь погребён, перешёл пределы познанья
Истину строя небес ведавший Анаксагор».

Диоген Лаэртский , О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., «Мысль». 1979 г., с. 107.

Алексей НЕНАШЕВ, канд. физ.­мат. наук, г. Новосибирск

Древняя Греция была совершенно уникальным явлением в истории человеческой культуры и цивилизации. Конечно, тому было множество причин — и экономических, и политических, но поверх всех земных причин мощному всплеску культуры способствовало присутствие на земле Эллады таких великих деятелей, как Пифагор, Перикл, Аспазия, Фидий, Платон. Среди них был и знаменитый философ Анаксагор. Попробуем разобраться в философской системе, развитой Анаксагором почти 2500 лет назад, и провести параллели с тем, что нам известно сейчас.

Анаксагор жил в V веке до нашей эры. Что представляла собой в это время Эллада? Помимо собственно Греции — полуострова с государствами Афины и Спарта и множеством других — существовали греческие колонии-полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей. Среди них важнейшими были поселения в Малой Азии (современная Турция) и в Южной Италии. Интересно, что именно в колониях в VI веке до нашей эры начался небывалый взлёт мысли, связанный с именами Фалеса, Пифагора, Гераклита, Парменида. В поселениях греков-ионийцев в Малой Азии процветала мощная философская школа — так называемая милетская, которая берёт своё начало с Фалеса Милетского 2 . Представителей милетской школы в первую очередь интересовало, как устроен окружающий нас мир. Из их попыток понять устройство мироздания и выросла постепенно современная научная картина мира. На побережье Италии, в городе Элея, возникла школа элеатов, оказавшая огромное влияние на всю последующую философскую мысль. Родоначальник этой школы Парменид задался вопросом: как устроено не то, что мы видим вокруг себя, а то, что на самом деле существует? Путём логики, которая для того времени была неопровержимой, он пришёл к выводу, что то, что существует на самом деле, пребывает вечно, не рождается и не уничтожается, не имеет частей, оно неподвижно, всё время оно одно и то же. А то, что мы видим вокруг себя, — это иллюзия, майя, как сказали бы на Востоке, то есть не истина, а всего лишь мнения людей.

Анаксагор в своей картине мира дал синтез этих двух течений мысли: милетской школы с её интересом к естествознанию и элеатов с их учением о единстве всего истинно существующего. Кроме того, он принёс ионийскую учёность в Афины.

Анаксагор родился в городе Клазомены на побережье Малой Азии, на ионийском берегу, но в дальнейшем не один десяток лет прожил в Афинах. С его приезда в Афины и началось мощное развитие философии в этом городе, которое дало нам Сократа, Платона, Аристотеля и множество их учеников и последователей. По словам Е.П. Блаватской, «если старый ионийско-итальянский мир кульминировал в Анаксагоре, то новый начался с Сократа и Платона» 3 .

Это было время вершины афинского могущества и расцвета культуры — знаменитый Периклов век. В книге «Надземное» так говорится об этой эпохе: «Век Перикла остался одним из самых утончённых явлений. Наука и творчество легли в основание стремления народа. Перикл знал и восхождение, и удары судьбы. При нём собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями Перикла можно назвать и Великого Путника 4 , который впитал незабываемое очарование века знания и красоты. Такие основы также утверждают самоотверженность и устремляют к подвигу» 5 .

Анаксагор участвовал советами в государственных делах Перикла. По словам Плутарха, «cамым близким Периклу человеком, который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышающий его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство, был Анаксагор из Клазомен, которого современники называли "Умом" — потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, проявлявшемуся при исследовании природы, или потому, что он первый выставил принципом устройства Вселенной не случай или необходимость, но ум, чистый, несмешанный, который во всех остальных предметах, смешанных, выделяет однородные частицы» 6 . В то время были созданы под руководством Фидия и величественные здания Акрополя.

Однако враги Перикла выдвинули серьёзные об­винения против него и его друзей. Сподвижники Перикла, в том числе и Анаксагор, были привлечены к суду. «Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян, чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имён Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия и друзей их. Чернь, наученная старейшинами, требовала уничтожения Зевса Олимпийского, крича, что это изваяние напоминает им ненавистного Фидия. Если имена обвиняемых встречались на рукописях, напуганные граждане спешили сжечь их, хотя бы это было ценнейшим произведением. Осторожные избегали проходить мимо домов названных людей. Льстецы торопились писать эпиграммы, в которых под обидными символами изоб­ражали крушение Перикла. Анаксагор изображался в виде осла, кричащего на площади» 7 . Анаксагора обвинили в нечестивости, поскольку он учил, что Луна, Солнце, звёзды — это материальные тела, а вовсе не божества, как тогда считалось в религии греков. Благодаря Периклу, который за него вступился, ему удалось спасти жизнь ценой изгнания из Афин. Анаксагор вернулся в Малую Азию, в город Лампсак, где умер, окружённый почётом и уважением. Диоген Лаэртский пишет: «На вопрос городских властей, какое его желание исполнить, он ответил: "Пусть в месяц моей смерти детей ежегодно отпускают на каникулы", — и обычай этот соблюдается по сей день. Когда он скончался, жители Лампсака похоронили его с почестями, а на могиле высекли надпись:

Истины высший предел
и границы Вселенной достигший
Здесь, под этой плитой, Анаксагор погребён
» 8 .

Сочинения Анаксагора до нас не дошли. Остались только четыре страницы разрозненных цитат, из которых большая часть сохранилась в трудах Симпликия, философа VI века нашей эры. Многое известно в пересказе Аристотеля, который жил через сто лет после Анаксагора, и более поздних авторов. Все эти источники можно найти в книге «Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики» (М., 1989). Там примерно на тридцати страницах изложено всё, что до нас дошло, — и о его личности, и о его учении. А чтобы составить целостное представление об эпохе, в которую он жил, о задачах, стоявших перед философами в то время, можно порекомендовать популярную книгу «Анаксагор» из серии «Мыслители прошлого» (М., 1983). Автор этой книги Иван Дмитриевич Рожанский по образованию физик, занимался научной работой как физик-теоретик, а затем стал специалистом по истории античной науки и философии. И в этом большой плюс данной книги — ведь учение Анаксагора представляло собой физическую теорию, которая описывала практически все явления, какие в то время были известны, с точки зрения движения и взаимодействия различных компонентов материи. Анаксагор объяснял, например, что свет Луны — это отражённый свет Солнца, что радуга — это отражение солнца в облаках, что солнечное затмение происходит, когда Луна закрывает Солнце. Объяснял, каким образом возник окружающий нас мир. Древние авторы утверждали даже, что благодаря своим познаниям в астрономии он не раз предсказывал падение метеоритов. Но следует сказать, что достоверной информации об Анаксагоре слишком мало, и поэтому любое исследование о нём (а их написано немало, по большей части на английском языке) содержит интерпретации, попытки дополнить более-менее правдоподобно то, что до нас не дошло. И в этом смысле нам повезло: у нас есть сведения об Анаксагоре в трудах Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих и в книгах Живой Этики. Подборку этих сведений можно найти на сайте «Интернет-энциклопедии Агни Йоги» 9 .

Согласно Анаксагору, все элементы, все вещества нашего мира не исчезают и не появляются вновь, а существуют вечно. Сначала они находились в состоянии однородной смеси. Всё было неподвижно, и ничего нельзя было различить. Но потом в некоторой малой области пространства возник вихрь — вращение. Возник он не просто так, а благодаря космическому Разуму, который упоминается в труде Анаксагора под именем «нус», то есть «разум». Сам Анаксагор описывает это так: «И над всеобщим вращением стал властвовать Разум, так как он дал начало этому вращению. Сперва это вращение началось с малого, теперь оно охватывает большее, а в будущем охватит ещё большее» 10 . Как пишет Е.П. Блаватская, «Анаксагор учил, что... смешение разнородных субстанций оставалось неподвижным и неорганизованным, пока наконец "Разум" — совокупность всех Дхиан-Коганов, говорим мы, — не начал работать над ним и не сообщил им движение и порядок» 11 . Постепенно вихрь, расширяясь, захватывал всё большие и большие области, и то пространство, которое захвачено вихрем, это и есть наш Космос, то есть мир, в котором мы живём. Не правда ли, это напоминает современную модель расширяющейся Вселенной?

В силу вращения, как в центрифуге, первичная смесь начинает разделяться на компоненты: плотное отделяется от разреженного, горячее — от холодного. По словам Анаксагора, «после того как Разум положил начало движению, от всего приведённого в движение началось отделение, и то, что Разум привёл в движение, всё это разделилось, а круговращение движущихся и разделявшихся веществ вызвало ещё большее разделение». «Таким образом происходит вращение и отделение этих веществ под действием силы и скорости. Ведь силу порождает скорость. Скорость же их несравнима со скоростью какой бы то ни было вещи из тех, что ныне известны людям, но безусловно во много раз больше». В результате на периферии космического вихря возникает слой воздуха, ещё дальше — слой эфира (то есть огненной материи), а более плотные части, из которых образовались земля и вода, стали накапливаться в середине и постепенно терять скорость. Вот так и возник окружающий нас мир в результате физических процессов, вызванных к действию вселенским Разумом.

Необходимо подчеркнуть, что эта космогоническая теория Анаксагора дошла до нас не напрямую, а в пересказах поздних авторов. Такая картина мира выглядит как геоцентрическая: в середине находится Земля, а всё остальное движется вокруг неё. Так и понимали его теорию практически все комментаторы. Но в дошедших до нас фрагментах сочинений Анаксагора нигде не сказано прямо, что Земля находится в центре Вселенной. Вот что по этому поводу говорит Е.И. Рерих в письме Рихарду Рудзитису: «Вы правильно недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии, о гелиоцентрическом построении Вселенной. Привожу страничку из новой книги: "Вы знаете, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке». Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение"» 12 . И действительно, легко себе представить, что во вселенском вихре, описываемом Анаксагором, возникает множество вихрей поменьше (именно так и происходит при турбулентном движении воды или воздуха), что даёт множество «комочков» плотного вещества, и если мы сидим на одном из этих «комочков», то нам должно казаться, что всё вращается вокруг нас.

Конечно, космология XX - XXI веков существенно отличается от той модели, которую предложил Анаксагор в V веке до нашей эры. В современной теории расширяющейся Вселенной главную роль играет кривизна пространства, о которой древние греки не имели ни малейшего представления. Круговое движение тоже очень важно, но уже не на уровне всей Вселенной, а на уровне галактик или планетных систем. Небесные тела формируются по причинам, неизвестным древним грекам, — таким, как закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии и углового момента. Но всё же есть в теории Анаксагора и нечто такое, что ускользает от научных изысканий нашего времени. По этому поводу напомним строки из книг Учения Живой Этики: «Хозяйка, получив из молока кусок масла, уже тем познала очень важную Космогонию. Она поняла, как зачинаются небесные тела. Но прежде чем приступить к пахтанию, хозяйка послала об этом свою мысль; только от соединения мысли и пахтания слагается полезная масса, затем происходит и сыр, уже с зачатками населения. Не будем улыбаться такому микрокосму, та же энергия вращает и системы миров. Нужно только твёрдо осо­знать значение мысли, значение великой энергии. Разве не чудесно, что та же энергия сияет в сердце каждого человека?» 13 «Простая молочница, сбивая масло, уже знает тайну образования миров. Также она знает, что из воды не получить масла. Она скажет, что можно пахтать молоко или яйцо, тем самым она уже знает о материи, содержащей психическую энергию. Но именно это обстоятельство покажется неубедительным учёным. Также молочница знает, насколько полезно спиральное вращение, но кому-то такое усло­вие покажется предрассудком. Хотя разгневайся, но подумай об окружающем и перенеси физические законы на своё бытие» 14 . Здесь подчёркивается, что в основе зарождения миров (небесных тел) лежит мысль, или, по терминологии Анаксагора, «нус», то есть Разум.

Анаксагор утверждал: «О возникновении и уни­чтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». В этом он продолжает линию Парменида, который учил, что то, что существует на самом деле, не может быть рождено или уничтожено. Однако, в отличие от Парменида, который не признавал множественности, у Анаксагора число таких первоэлементов безгранично. В первоначальной космической смеси они были все смешаны, потом стали разделяться, но это разделение никогда не доходит до конца. Во всём, по мысли Анаксагора, заключается часть всего. Он пишет: «И так как у большого и у малого имеется равное число частей, то и таким образом во всём может заключаться всё. И не может быть обособленного существования, но во всём имеется часть всего». Это легко понять и с современной точки зрения. Из всех известных нам материалов самые чистые — специально очищенные для производства полупроводниковых приборов кремний и германий — содержат порядка миллиардной доли процента посторонних примесей. (Их очищают до такой степени потому, что примеси очень сильно влияют на свойства полупроводников.) Однако в каждом кубическом сантиметре даже такого сверхчистого вещества содержится миллион милли­онов (10 12 ) чужеродных атомов. Из этого примера легко понять, насколько прав был Анаксагор, утверждая, что всё содержится во всём. И это относится не только к веществу, но и к энергии. Третий закон термодинамики гласит, что невозможно достичь абсолютного нуля температуры. Что такое абсолютный нуль температуры? — Это такое состояние вещества, когда из него изъяли всю тепловую энергию. А это невозможно, как утверждает современная физика, — то есть нельзя полностью отделить вещество от тепловой энергии. Это опять то же самое «всё во всём»: по словам Анаксагора, «не отделены друг от друга вещи, находящиеся в едином космосе, и не отсечено топором ни тёплое от холодного, ни холодное от тёплого».

Но это относится только к веществам материального мира, а Космический Разум — это единственное, что ни с чем не смешивается. Об этом Анаксагор рассуждает таким образом: «Остальные вещи имеют часть всего, Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но один он существует сам по себе. Ибо если бы он не существовал сам по себе, но был смешан с чем-то другим, то он был бы причастен ко всем вещам, если был смешан хотя бы с одной. Ведь во всём заключается часть всего, как сказано мною выше. Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни над одной вещью властвовать, подобно тому как он властвует, будучи один и сам по себе. Ибо он легчайшая из всех вещей и чистейшая и содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, властвует Разум. (...) И соединившееся, и отделявшееся, и разделявшееся — всё это знал Разум. И как должно быть в будущем, и как было то, чего теперь нет, и как есть — всё устроил Разум, а также то вращение, которое теперь совершают звёзды, Солнце и Луна, а также отделившиеся воздух и эфир. Само это вращение вызывает отделение. И отделяется от тонкого плотное, от холодного тёплое, от тёмного светлое и от влажного сухое. И многих веществ имеются многие части. Полностью же ничто не отделяется и не разделяется одно от другого, за исключением Разума. Разум же всякий подобен самому себе — и больший и меньший. Другое же ничто ничему не подобно, но чего всего более в каждой вещи, тем одним она кажется и казалась».

С другой стороны, Анаксагор утверждает, что и некоторые предметы нашего мира не лишены Разума: «Во всём заключается часть всего, кроме Разума, но существуют и такие вещи, в которых заключается и Разум». (Видимо, здесь имеются в виду одушевлённые существа.) «Разум же, который всегда существует, поистине и теперь находится там, где и всё остальное, — в окружающей массе, в присоединяющемся и в отделившихся вещах». Е.П. Блаватская пишет, что «то, что он называл Мировым Разумом (Nous), принцип, который, согласно его воззрению, абсолютно отделён и освобождён от материи и действует преднамеренно, назывался Движением, Единою Жизнью, или Дживатма, в Индии, века до 500 г. до Р. Хр.» 15 . Вспомним и слова из книги «Зов»: «Всё в мире тени Божьи, и в пятнах света играет Божественная энергия» 16 .

Кроме тех веществ-первоэлементов, о которых мы говорили и которые смешаны друг с другом и не могут быть до конца друг от друга отделены, Анаксагор упоминает ещё и о «семенах». Он пишет, что в первичной смеси было «смешение всех вещей, влажного и сухого, тёплого и холодного, светлого и тёмного, и земли, содержащейся в большом количестве, и беспредельных по количеству семян, ни в чём не похожих друг на друга». И в другом месте: «...следует полагать, что во всех соединениях содержится многое и разнообразное, в том числе и семена всех вещей, обладающие всевозможными формами, цветами, вкусами и запахами». Что здесь имеется в виду под семенами, до конца не ясно из-за скудости источников. Одно из мнений таково, что семена — это мельчайшие частички встречающихся в природе веществ. Например, горная порода состоит, как правило, из небольших кристалликов, называемых в геологии зёрнами (что по смыслу слова недалеко от анаксагоровских семян), которые можно увидеть под микроскопом, рассматривая срез породы. Особенно красочная картина с разнообразными цветами зёрен видна в поляризованном свете 17 .

Но возможно и другое понимание «семян». В книге «Надземное» говорится: «Урусвати видела Луч, наполненный множеством глаз. И такую эволюцию нужно видеть. Нужно убедиться в её реальности. Особый луч требуется для установления зримости таких пространственных форм, называем их прототипами творений. Следы великого мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши. Можно убеждаться, насколько заполнено пространство всеми видами творчества Великих Зодчих. Под потоком мощной мысли рождаются множества форм.

Посмотрим на такую мастерскую глаз. Они разнообразны и по размерам, и по выражению. Некоторые уже быстры и блистают, другие полузакрытые, иные напоминают восточные взоры, но другие устремляются подобно северным. Можно видеть, как мысль неудержимо творит из сокровищ Акаши и напитывает нужды миров.

Теперь мелькнут в Луче стаи рыб в полном разно­образии. Мысль должна быть необычно чёткой, чтобы создать такие гармонические облики» 18 .

Здесь утверждается, что в окружающем нас пространстве, в Акаше, имеются как бы зародыши или мыслеобразы всевозможных предметов, вещей, которые созданы мыслью. Такой взгляд на понятие «семена» подтверждается и замечанием Е.П. Блаватской, что «Анаксагор из Клазомен... твёрдо верил, что духовные прототипы всего, а также их элементы находятся в беспредельном эфире, где они зарождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли» 19 .

Из того, что всё содержится во всём, следует ва­жный вывод — что материя бесконечно делима. Действительно, если бы существовали мельчайшие частицы, не поддающиеся дальнейшему делению, то каким же образом они могли бы проникнуть друг в друга так, чтобы во всём имелась часть всего? Поэтому Анаксагор считал, что не существует предела малости. Он пишет: «И у малого ведь нет наименьшего, но всегда ещё меньшее (ведь бытие не есть простое отрицание небытия). Но и у большого всегда есть большее. И оно равно малому по количеству. Сама же по себе каждая вещь и велика и мала». «Так как не может быть наименьшего, то невозможно обособ­ление или возникновение чего-либо, что существует само по себе, но как вначале, так и теперь всё вместе. Но во всём заключается многое, причём отделяющихся веществ одинаковое число как в больших, так и в меньших вещах».

Можно сказать, что анаксагоровская картина мира совершенно противоположна идее атомизма — ведь греческое слово «атом» как раз и означает «неделимый», то есть то, чего, согласно Анаксагору, быть не может. (Заметим, что основоположники греческого атомизма Левкипп и Демокрит были современниками Анаксагора.) Сейчас мы, конечно, знаем, что атомы действительно существуют. Значит ли это, что взгляды Анаксагора на строение материи совершенно устарели? Вовсе нет! И дело не только в том, что атомы оказались делимыми, поскольку состоят из элементарных частиц. К атомистической теории, которая со времён Ньютона утвердилась в физике, в XIX веке появилось важное добавление — представление об электрическом и магнитном полях. Эти поля непрерывно заполняют пространство и взаимно проникают друг в друга. В то же время поле является объективной реальностью: например, свет — это комбинация электрического и магнитного полей. Наглядное и весьма впечатляющее свидетельство реальности магнитного поля можно получить, глядя на снимки поверхности Солнца, где видны петли магнитных силовых линий, увлекающие за собой вещество и порождающие солнечные вспышки и протуберанцы. А в физике XX века (в квантовой теории поля) уже считается, что поле и вещество — это в сущности одно и то же; что электроны, кварки и другие элементарные частицы — это проявления соответствующих полей. Такое понимание пришло благодаря квантовой механике, которая утверждает, что один и тот же объект может обладать и свойствами частицы, и свойствами волны. Так в современной физике гармонично сосуществуют идея Демокрита о неделимых атомах с идеей Анаксагора о непрерывно заполняющих пространство, взаимно проникающих друг в друга первоэлементах. Добавим к этому утверждение из «Граней Агни Йоги»: «Электроны, нейтроны, протоны, фотоны и так далее ещё не предел, а лишь новые ступени понимания материи, выше которых существуют другие, ещё более тонкие и ещё менее доступные современной аппаратуре. В Беспредельности предела состояний различных видов материи достичь не так просто, как это кажется уму закостенелого материалиста» 20 . И тут тоже идея Анаксагора о том, что материя бесконечна и вглубь, а не только вширь, получает подтверждение.

Итак, мы видим, что взгляды Анаксагора 2500-летней давности во многом перекликаются с тем, что занимает умы наших современников. Этот пример прекрасно иллюстрирует положение Учения Живой Этики о том, что мысли не исчезают, а живут в пространстве. И в завершение приведём параграф из книги «Надземное»:

«Урусвати знает, насколько скудны сведения ис­тории о самых замечательных деятелях. Не только несправедливость человеческая, но и нечто иное способствует такой скудости известий. Не думаете ли, что сами великие деятели избегали такого прикрепления к листам папирусов? Поистине, Великие Учителя не желали жизнеописаний и даже иногда уничтожали летописи о Себе. Можно видеть, что оставались основы Их Учений, но быт жизни не был запечатлён. И сейчас Мы даём характер Учения, но не должны вносить малые черты, которые будут истолкованы житейски.

Обратимся к великому философу Анаксагору. Известны основы Его Учения, которые были новы для многих веков. Даже и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться неустаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими учёными. Можно видеть, насколько жизнеописание философа не предуказало Его характер как человека. Между тем Он был представителем замечательного века. Он впитал утончённость мысли Греции. Он ценил искусство и много раз помогал советами Периклу. Таким образом, Он был внутренним рычагом многих мероприятий. У Него достаточно было достоинства защитить друга и предпочесть изгнание лишению чести.

Утверждаю, что можно дать самую блестящую характеристику Его деятельности, но Он не желал запечатлевать преходящих событий. Уже тогда в тайне сердца Он предчувствовал будущий подвиг. Многие Великие Учителя соединяли Учение с будущим Своим Путём. Так можно усмотреть целое ожерелье драгоценных жизней. Не следует удивляться, что некоторые звенья были более затемнены, но такие преддверия лишь вели к спешному внутреннему накоплению» 21 .

Фото: Э. Лебедицкий (по эскизам К. Раля). Фрагмент фрески. Национальный университет. Афины. Ок. 1842 г.

2 Милет — один из городов-государств.

3 Блаватская Е.П . Разоблачённая Изида. Т. 2. М., 1994. С. 338 - 339.

4 Здесь имеется в виду Анаксагор.

5 Надземное. 165.

6 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I: От эпических тео­космогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 510. (Из главы «Перикл и Фабий Максим» книги Плутарха «Сравнительные жизнеописания».)

7 Надземное. 196.

8 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. С. 507.

9 http://agniyoga.roerich.info

11 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. Новосибирск, 1991. С. 743 - 744.

12 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 137 (24.05.1938).

13 Аум. 193.

14 Сердце. 284.

15 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. С. 96.

16 Листы Сада Мории. Зов. 27.10.1921.

17 Поляризация света есть направление электрического поля в электромагнитной волне, которая и есть свет. Поляризованный свет — это свет с определённым направлением переменного электрического поля.

18 Надземное. 108.

19 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М., 1993. С. 235.

20 Грани Агни Йоги. V. 136.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР

(Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) - др.-греч. и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное , сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее филос. («вечный » Аристотеля, «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное источника движения косной, инертной материи. А. описывал как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: пустоты, признание бесконечной делимости вещества, относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное солнечных и лунных затмений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСАГОР

из К л а з о м е н (ок. 500-428 до н. э. ) , др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов - гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде , гипотезы, согласно крой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом) . Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени) , означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».

Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий») , но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагменты: DK II, 5-44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ , 1902 , гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972 ; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали . Мировой «ум» (греч. « ») – тончайшее и легчайшее – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в , распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСАГО́Р

(Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.

А. принадлежит глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего математич. бесконечности.

Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии "всё во всём" (там же, В 5–6).

Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель , Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104–61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5–44.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107–18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.–Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92–94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942–43, Bd 42, S. 176–89.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)-греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов-главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или “семян”, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом-умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли (“вечный перводвигатель” Аристотеля, идея “первичного толчка” в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как “легчайшую” из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он “содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу”. Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо “во всем имеется часть всего”, каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо “никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется”. Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование “гомеомерий”), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.-N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. “Philosophical Hero”? Anaxagoras and the Eleatics.- “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.-“Mnemosyne”, 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСАГОР" в других словарях:

    Анаксагор - Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АНАКСАГОР - АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

    АНАКСАГОР Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    АНАКСАГОР - (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Список древнегреческих имен

    - (Anaxagoras) Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500 428 до н.э.) Древнегреческий философ. Родился в местечке Клазомен в Малой Азии, в семье богатых и знатных родителей. Не признавал богов и пытался дать естественное объяснение природным… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Анаксагор, Anaksagoras, из Клазомен, ок. 500 ок. 428 гг. до н. э., греческий философ. Работал в Афинах приблизительно с 461 г., был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии, покинул Афины. Умер в Лампсаке. Сочинение О природе (Peri… … Античные писатели

История философии. Античная и средневековая философия Татаркевич Владислав

Анаксагор

Анаксагор

Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.

Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, повидимому, в 428–427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению происходил из Клазомен в Ионии. Уже взрослым он переехал в Афины, где в ту пору начинался золотой век философии, и, собственно, с этого момента и на много веков вперед Афины становятся столицей философии.

Анаксагор создал теорию, созвучную той, которую почти одновременно провозгласил Эмпедокл. Однако Анаксагор, в отличие от Эмпедокла, представлял собой совершенно иной тип человека: он был более трезвым и простым, без поэтического и политического флера, не пытался играть роль пророка. Анаксагор хотел быть только исследователем. Он по собственной воле жил достаточно убого, поскольку не ценил других благ, кроме разума.

В Афинах он дружил с наиболее известными деятелями Греции: с Периклом, Еврипидом, выдающимся трагиком, прославлявшим свободу духа и равенство, с Фидием - великим скульптором. Анаксагор оказал глубокое влияние на Перикла и опосредованно - на судьбу Греции. Их дружба и совместная деятельность с Периклом продолжалась в течение тридцати лет и завершилась трагически. В преддверии пелопоннесских войн враги Перикла, желая ему досадить, нанесли удар по его друзьям. Анаксагор, которого в этот период не было в Афинах, заочно был осужден и приговорен к смерти за свои астрономически-религиозные взгляды. Это было не единственное осуждение философа в Греции, которое имело политическую подкладку. Умер Анаксагор в Лампсаке.

Предшественники. Философия Анаксагора имела тех же предшественников, что и философия Эмпедокла: с одной стороны - ионийских натурфилософов, и особенно Гераклита, с другой - элеатов. Из элеатов на него оказал влияние не только Парменид, но и Зенон, под воздействием которого он принял бесконечную делимость материи.

Взгляды. 1. Теория материи. Тезис Парменвда - «то, что есть, не может перестать быть» - был для Анаксагора истиной, так же как и для Эмпедокла. И способ согласования этой позиции с фактом изменчивости вещей был тем же: элементы мира неизменны, но, соединяясь и разъединяясь друг с другом, они создают различные системы. «На возникновение и гибель не надо обращать внимания, поскольку ничто не возникает и ничто не пропадает, но существует лишь смешивание и разделение вещей, которые есть. Лучше было бы называть возникновение перемешиванием, а уничтожение - разделением».

В то же время, в понимании неизменных элементов Анаксагор отходит от Эмпедокла. Он считает, что ни одно качество не может возникнуть из комбинации иных качеств. «Как же, - говорил он, - может возникнуть волос из того, что не является волосом, а мясо - из того, что не является мясом?» Он провозглашал неизменность не только определенных начал, но и любых качеств. По Эмпедоклу, реальность имела четыре неизменных элемента, а согласно Анаксагору, она имела их столько, сколько существует отдельных качеств. Эти неисчислимые элементы Анаксагор называл «зародышами» или «вещами», которые Аристотель назовет позднее «гомеомериями» (т. е. телами, состоящими из однородных частей).

Теория природы Анаксагора была насквозь качественной. Все то, что существует, состоит из разнообразных «зародышей». Если, съедая хлеб, мы поддерживаем свой организм, то это означает, что мы поддерживаем свои мускулы, кровь, мясо, кости, следовательно, в хлебе должны быть мускулы, кровь, кости и мясо; хлеб делают из злаковых растений, следовательно, все эти элементы должны быть в растении, растения потребляются стихиями, землей, водой, солнцем, ветром, значит, все эти элементы должны содержаться в стихиях. Следовательно, стихии, которые Эмпедокл считал простыми, так же сложны, как и все другие вещи. Все в таком случае сложно: «в каждой вещи есть часть любой другой», «во всем есть часть всего», «все вещи одинаковы». Сложны также и наименьшие части материи: в наименьшем «находятся разнообразные тела и зародыши любых вещей вместе с любого рода формами, цветами и запахами». И не существует границы делимости. «Среди того, что мало, нет наименьшего, но только всегда малое». Этот взгляд Анаксагора, инфинитный, касающийся бесконечности в природе, был подготовлен учением Зенона о бесконечной делимости; но Анаксагор признавал также бесконечность и в сфере качества и поэтому создал достаточно простой образ материи, который был прообразом системы Лейбница, появившейся на две тысячи лет позже, где каждая часть мира отражает весь мир.

Если же в каждой вещи всегда содержатся все элементы мира, то как мы можем отличить одну вещь от другой и по какому закону называем их различными именами (названиями)? Еще в античности Анаксагора обвиняли в том, что в соответствии с его теорией камень, ударившийся о камень, должен сочиться кровью, а сломанное растение- выделять молоко. Но Анаксагор понимал это следующим образом: в каждой вещи есть все элементы, но не везде в одинаковой пропорции. Мы же постигаем только те элементы, которые в вещи преобладают; в соответствии с ними мы эту вещь и называем; другие элементы также заключены в вещах, но их нельзя заметить, так же как мы не слышим тихого голоса среди криков толпы и не видим капли вина в бочке воды. За бесконечной разнородностью и делимостью элементов наши чувства уследить не могут, поскольку есть граница восприятия, за пределы которой они не проникают. В соответствии со своей картиной мира Анаксагор пришел к теории того явления, которое в психологии новейшего времени было названо «порогом сознания».

Наши чувства в любом случае достаточно слабы, но, несмотря на это, они верны; чувственно воспринимаемые качества, как сейчас говорят, носят объективный характер; мир таков, каким мы его воспринимаем. Философия Анаксагора, хотя и выросла из суждений элеатов, однако сохранила уважение к чувственному знанию.

2 Теория духа. Анаксагор, подобно Эмпедоклу, отделил силу от материи. Здесь сказалось влияние Парменида: материя по своей природе неподвижна, а движение она может получить только извне. Откуда она его получила? Анаксагор представил это себе следующим образом: какой-то импульс вызвал вихрь в материи. Этот вихрь, расширяясь механически, вовлек в движение всю материю. Но откуда исходит первый импульс? На это Анаксагор дал также свой ответ: это сделал дух (нус). Анаксагор отбросил мысль о том, что начало событий могло бы быть делом случая или непонятой необходимости; против этого свидетельствовали гармония, существующая в природе, и разумное строение природы. Разумный импульс могла дать не механическая, а лишь духовная сила. Этот взгляд заставил Анаксагора допустить, что движение мира есть дело Духа.

На разумность природы, на ее подобие тому, что нам известно собственно о духе, греки обращали внимание издавна, и об этом говорил еще Гераклит. Но Анаксагор в связи со своим новым подходом высказал мысль о том, что дух находится вне и над природой, и он должен быть вне ее, чтобы привести в движение природу. Эта концепция чегото, стоящего вне природы и в ней проявляющегося, была оригинальной у Анаксагора и была известна его современникам. Никто до него не создал понятия бытия, существующего вне природного мира; даже боги у греков были жителями Земли и частью природы.

Анаксагор всесторонне не разрабатывал концепцию духа, но характеризовал его постоянно, поскольку это было необходимо для объяснения движения и гармонии в природе. В каждом отдельном случае его понимание духа значительно отличалось от более поздних представлений. Он понимал дух материально, как материю, но только такую, которая наиболее тонка и не смешана с другими видами материи. Это соответствовало понятию души, которое было широко распространено среди греков в то время. Следовательно, в действительности он его понимал не как нечто особое; дух не должен быть чемто особенным для греков, поскольку - как до Анаксагора, так и после него - они верили, что существуют души животных, души небесных тел и даже душа мира. Анаксагор, который своим понятием духа привел в движение мир, связал духовные характеристики с особенностями безличных сил. Действие духа он ограничил приведением в движение мира, а когда мир пришел в движение, дух перестал действовать. И у Анаксагора нет, в связи с теорией духа, и речи ни о внеприродном действии, ни даже о целенаправленном формировании мира.

3. Теория восприятия. В целом, в философии Анаксагора, в противовес философии Эмпедокла, много внимания уделялось практическим вопросам. Высказывались интересные взгляды о частных вопросах естествознания, но были и ложные наблюдения и обобщения. В определенной связи с его общей теорией был и взгляд на природу восприятия. Вслед за Эмпедоклом, который был основоположником этой теории, все греческие философы занимались проблемой восприятия. Принцип, принятый Анаксагором, был, в конечном счете, противоположен тому, который принимал Эмпедокл: мы воспринимаем не то, что похоже на нас, но то, что нам противоположно. Анаксагор опирался на обобщение определенных наблюдений, ибо то, «что является таким же холодным и одинаково теплым, как мы, не греет нас и не охлаждает, когда до него дотрагиваешься». Дальнейшее обобщение этих наблюдений привело к разработке принципа относительности восприятия.

Кроме того, Анаксагор оперировал понятием «порога сознания», как это было выяснено выше. Это было следствием его системы. Он знал, что порог различен для различных видов животных и людей и различных органов; заметил зависимость восприятия от строения чувственных органов, которые он всетаки понимал наивно (животные, имеющие большие и чистые глаза, видят лучше и на большем расстоянии, чем те, которые имеют маленькие глаза, поскольку они видят меньшие предметы и на более близком расстоянии). Зная факт чувственной окрашенности восприятия, Анаксагор думал, что любые восприятия являются реакциями на противодействие, связанное с болью, которую мы ощущаем в любом случае, когда есть большая интенсивность восприятия: «блестящие цвета и сверхмерный звук вызывают боль, настолько сильную, что мы не можем ее выдержать достаточно длительное время».

Значение Анаксагора. Он ввел в философию, во-первых, теорию духа, который находится вне мира и приводит его в движение; во-вторых, теорию природы, которая была понята в своем качественном и инфинитном многообразии. Требует внимания и его теория восприятия.

В выразительном противостоянии Эмпедоклу Анаксагор занижал, как бы мы сегодня сказали, позицию метафизика, а не физика: его теория духа была смелым метафизическим предположением, не способным, однако, объяснять частные явления. То же можно сказать и о его теории материи, которая была смелой метафизической попыткой объяснения природы вещей, но не давала оснований для их научного исследования, а его вера в истинность чувств обессмертила попытки греков найти единство среди разнородных и изменчивых явлений.

Влияние Анаксагора и оппозиция против него. У Анаксагора были ученики, среди которых выделялся Архелай, у которого училось следующее поколение афинских философов - многие софисты и, как говорят, Сократ. Из теорий Анаксагора наибольшее влияние оказала теория духа, поскольку ее с различными модификациями восприняли Платон и Аристотель, и благодаря им она получила впоследствии широкое распространение. Платон и Аристотель были восхищены тем, что Анаксагор для объяснения мира привлекал духовные силы, но обвиняли его в том, что он не смог воплотить свои идеи, поскольку не пришел к финалистическому объяснению мира, а остановился на механистическом его понимании. Существенно, что Анаксагор не создал ни теологического образа реальности, ни монотеистической теологии, однако своим пониманием внеземного духа подготовил трактовки более поздних телеологов и теологов. Его теория материи, в конечном счете, не встретила сочувственного отклика. Демокрит ей противопоставил противоположную количественную и финитистскую теорию. Собственно инфинитизм Анаксагора не получил в Греции большого признания. Аналогичные концепции появились лишь в философии Нового времени.

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Глава VIII. АНАКСАГОР Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом с Пифагором, Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической традиции Ионии. Он был первым, кто

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР Философские школы и течения, о которых мы до сих пор говорили, образуют, собственно, «первый этап» развития греческой античной философии, завершающийся творчеством двух выдающихся мыслителей - Анаксагора и Эмпедокла. Их творчество (вместе с

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Примирители: Эмпедокл и Анаксагор Какие проблемы унаследовали философы, жившие после Гераклита и Парменида? Третье поколение греческих философов получило в наследство от них два противоположных утверждения: «все находится в состоянии непрерывного изменения» и

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

4. Анаксагор Приступая к рассмотрению философской и научной деятельности Анаксагора, мы впервые оказываемся на почве Греции в собственном смысле слова. До сих пор мы последовательно рассматривали философские и научные учения, возникшие либо на крайнем востоке

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН (ок. 500–428 до н. э.) Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школ. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (гомеомерий). Движущий принцип мирового порядка

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Анаксагор Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, повидимому, в 428–427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Анаксагор Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, по-видимому, в 428-427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению происходил

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Из книги Лекции по истории философии. Книга первая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

F. Анаксагор Только с выступлением Анаксагора начинает, хотя еще и слабо, брезжить свет, так как первоначалом им признается рассудок. Об Анаксагоре Аристотель говорит (Metaph., I, 3): «Тот же, который сказал, что разум (????) есть причина вселенной и всякого порядка как в живых

Из книги О пользе и вреде истории для жизни (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Анаксагор 500–428 гг. до н. э.Древнегреческий философ, первый профессиональный преподаватель философии. Он первым отверг божественную природу небесных светил и дал физическое обоснование солнечных затмений. Ничего нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Анаксагор, Диоген Аполлонийский и атомисты В наиболее обстоятельной форме раннеклассическое представление об уме содержится у Анаксагора (о нем – ИАЭ I 316 – 319).а) Этот ум формирован у Анаксагора как принцип порядка и красоты во всем мире, так что без него была бы только

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

24. Древнегреческий ученый Анаксагор Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

8. Анаксагор Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V в. до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор, как и все досократики, испытывал сильное

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.