Ужасы варшавского гетто в запрещённых фотографиях Вилли Георга

Еврейское гетто Кракова было одним из пяти главных гетто, созданных властями нацистской Германии в Генерал-губернаторстве во время немецкой оккупации Польши в ходе Второй мировой войны. Целью создания системы гетто было отделение «годных к работе» от тех, кто впоследствии подлежал уничтожению. Перед войной Краков был культурным центром, где проживало около 60-80 тысяч евреев.
Преследования еврейского населения Кракова начались вскоре после ввода нацистских войск в город 1 сентября 1939 в ходе германского вторжения в Польшу. С сентября евреи были обязаны принять участие в принудительных трудовых работах. В ноябре 1939 все евреи начиная с 12-летнего возраста были обязаны носить опознавательные нарукавные повязки. Было приказано закрыть синагоги по всему Кракову, нацистские власти забрали все еврейские реликвии и ценности.

В мае 1940 германские оккупационные власти объявили, что Краков станет «чистейшим» городом генерал-губернаторства (оккупированной, но не аннексированной части Польши). Был отдан приказ об обширной депортации евреев из Кракова. Из 68-тысячного еврейского населения было разрешено остаться только 15 тысячам рабочих и членам их семей. Всем остальным было приказано уйти из города и расселиться в пригородной сельской местности.

Краковское гетто формально было основано 3 марта 1941 в районе Подгурже, а не в еврейском районе Казимеж. Выселенные из Подгурже польские семьи нашли пристанище в бывших еврейских поселениях вне новообразованного гетто. Тем временем 15 тыс. евреев были помещены в район, где раньше проживало 3 тыс. человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3 167 комнат. Как результат в одной квартире жило по четыре еврейские семьи, а многие менее удачливые евреи жили прямо на улице.
Гетто было окружено стенами, отделявшими его от других районов города. Все окна и двери, выходившие на «арийскую» сторону, были по приказу замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых входа. Стены состояли из панелей, имевших вид могильных плит, это выглядело как зловещее предзнаменование. Небольшие фрагменты стен сохранились и сегодня.

Юные последователи молодёжного сионистского движения, принимавшие участие в выпуске подпольной газеты HeHaluc HaLohem («Сражающийся пионер»), присоединились к другим сионистам, состоящим в местном отделении «боевой еврейской организации» (польск. Żydowska Organizacja Bojowa) и организовывали сопротивление в гетто, помогая подпольной Армии крайовой. Группа принимала участие в различных акциях сопротивления, включая подрыв кафе «Cyganeria» - места, где собирались нацистские офицеры. В отличие от Варшавского гетто их борьба не привела к общему восстанию перед его ликвидацией.

После 30 мая 1942 нацисты приступили к систематическим депортациям евреев из гетто в близлежащие концентрационные лагеря. В последующие месяцы тысячи евреев были депортированы в ходе операции Кракау, возглавляемой СС-оберфюрером Юлианом Шернером. Сначала евреев собирали на площади Згоды и затем отправляли на железнодорожную станцию в Прокосим. В первую депортацию перевезли 7 тыс. человек, во вторую 5 июня 1942 г 4 тыс. евреев перевезли в концлагерь Белжец. 13-14 марта 1943 нацисты под командой СС-унтерштурмфюрера Амона Гёта провели «окончательную ликвидацию гетто». 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе были перевезены в концлагерь Плашув. 2 тысячи евреев, считавшихся негодными к работе, были убиты прямо на улицах гетто. Все остальные были отправлены в Освенцим.

Гетто в Польше - возникло в силу тех же условий, как и во всей средневековой Европе. С одной стороны, евреи сами стремились к концентрации, с другой стороны, разные внешние силы усиленно добивались, чтобы евреи были отрезаны от всякого общения с христианами. В этом отношении роль играли постановления церковных соборов (на известном Бреславльском соборе 1267 г. участвовало много представителей польского духовенства). К тому же в Средние века каждая общественная или религиозная группа сосредоточивалась вокруг своих учреждений (молитвенного дома, цехового дома и дома совещаний). Так группировались цехи, нации и религиозные общины. В польских городах встречаются улицы портных, сапожников и т. д., русские, татарские и армянские и, наконец, улицы еврейские. Синагога и кладбище - вот центр гетто, а часто лишь одна синагога, так как устройство кладбищ не везде разрешалось (§ 13 статута Болеслава установил, что нельзя взимать пошлины за перевозку евр. покойников, что указывает на существование в Калише одного центрального кладбища для евреев всей страны). Евр. квартал обыкновенно состоял из одной улицы, от чего происходило название «platea Judaeorum», в обиходной речи «die Gass»; co временем в одной улице становилось тесно, и евреи всякими способами старались расширить место своего жительства; когда евр. квартал обнимал несколько улиц, он назывался «circulus Judaeorum», «das Fertel» (Viertel, Judenviertel), а если охватывал целый город - «еврейск. городом» («miasto żydоwskie»). Уже в 1387 г. была евр. улица (ныне ulica Blacharska) во Львове; подобная же была в Кракове (до основания особого города в Казимерже), в Познани, Сандомире, Вильне и т. д. «Евр. города» существовали в Кракове (Kuzmir, Kuzmark al nehar Wisla we al nehar Wilga, как поныне пишут в разводных письмах-гетах) и Гнине при городе Гродеке или Грудеке. Многие польские города пользовались привилегиями «de non tolerandis judaeis», но тем не менее при этих городах на частных владельческих или же королевских землях возникали особые евр. селения, местечки и даже целые евр. города. Так, евреи поселились «na Fanie» под Самбором, «nа Вlichu» под Дрогобычем, в Вишнице поблизости Бохнии (все эти города принадлежат к Галиции) и в Фордоне около Бромберга. Бывало также, что ввиду ограниченного числа евр. улиц в больших городах часть или даже все евреи вынуждались селиться за городом, на частных или старостинских землях. Таким образом во Львове образовалось второе гетто, в так назыв. «Краковском предместье», в Люблине селение «na Podzamczu», в Познани - в соседнем Шверзенце; в Данциге, где евреям вовсе запрещалось жить, они поселились в деревнях, принадлежавших помещикам. В Варшаве долгое время существовала «летучая» община; евреи могли здесь пребывать лишь во время сеймов; только в последние годы Речи Посполитой существовали - и тο временно - два евр. местечка, «Nowa Jerozоlima» и «Nowy Potok» (см. Варшава). - Одним из интереснейших гетто в Польше был евр. город в «Казимерже» под Краковом, основанный Казимиром Великим. Более старая община существовала в самом Кракове. В 1494 г. евреев вытеснили оттуда в Казимерж, но не дали достаточно места. Поселенные в юго-западной части Казимержа евреи были отрезаны от остального города стеной и воротами. Стена была воздвигнута в 1627 г. каноником Мартином Клечинским с целью «устранить причины тревоги, возникающей при виде евреев по инициативе менее благоразумных, к великой опасности не только евреев, но и самих христиан». Ворота (деревянные) существовали до 20-х годов 19 века, хотя они уже тогда не были нужны, потому что христиане почти совершенно удалились к тому времени из Казимержа и евреи заняли этот «еврейск. город». Вплоть до 1867 года евреям было запрещено селиться вне его пределов в Кракове. В Познани город, между прочим, должен был уступить евреям для прогулок часть поля, граничащего с гетто. Ворота, которые вели в поле, на ночь закрывались (одновременно с другими городск. воротами); ключ хранился в канцелярии городского головы. Ввиду крайней тесноты гетто евреи на основании договора с помещиком Сигизмундом Грудзинским (1621) поселились в местечке Шверзенце, находившемся в расстоянии 14 километров от Познани. В Познани же гетто просуществовало до пожара 1803 года. Во Львове сперва имелась (кроме упомянутого Краковского предместья) одна евр. улица, потом две, отделенные воротами от города. В этом гетто жили сначала также русины, а с 1600 г. исключительно евреи. Ввиду тесноты евреи постепенно заняли соседние улицы, что вызвало долголетний процесс (от 1650 г. до конца Речи Посполитой) между евреями и городом: то евреи устраивали свои лавки на рынке, то погром загонял их в гетто. Австрийское правительство втиснуло туда евреев, поселившихся (после присоединения Галиции к Австрии) на других улицах Львова, где они и оставались до 1867 г. - Евр. улицы существовали и в Литве, как, напр., в Вильне, где, однако, евреи селились и на других улицах, а также в Гродне, где, кроме евр. улицы и евр. переулка, евреи жили в нескольких других соседних улицах. В Кременце (1563) они занимали несколько соприкасающихся улиц. Ввиду тесноты кагалы настаивали на том, чтобы вновь селившиеся не пользовались правом «хазаки». В местечке Опатове, напр., где тесную евр. улицу нельзя было расширить и куда во время шляхетских сеймиков стекалось много народа, кагал получил от «ваада», или евр. сейма (1687), разрешение удалять евреев, которые не заручились бы правом хазаки. - В городах частных владельцев евреи также селились в особых улицах, и начиная с 17 в. (на Руси, Волыни и Подолии) - в самом центре новых поселений, т. е. на рынке. Здесь господствовала воля владельца, и в связи с этим не было стен. В гетто больших польско-литовских городов ввиду их изолированности возросла административная власть кагалов. На Казимерже близ Кракова кагал превратился в магистрат (хотя вторая часть Казимержа имела христианского городского голову; последний - в 1802 г.). То же замечается во Львове, Познани и др. городах; здесь развились особые евр. должности, начиная с судебных и кончая сторожами ворот Г.; тут были свои аптекари, фельдшера, акушеры и пр. Жизнь в польских гетто похожа на жизнь в западноевропейских. - Ср.: обширные архивные материалы; «Русск. евр. арх.», III; Регесты, I-II; Balaban, Żydzi lwowscy na pszełomie 16 и 17 w., 1906; его же, Dzielnica żydowska, 1909 (описание гетто с иллюстрациями, изд. Львовского магистрата); Perles, Gesch. d. Jud. in Posen; Warschauer, D. Entstehung einer jüd. Gemeinde,. Zeitsch. f. Gesch. d. Jud. in Deutschland, IV; Ekielski, Miasto Kazimierz, 1869; Jaworski, Wladysław Jagiełło jako opiekun miasteczka, Львов., 1909; Promemoria der Krakaner Israeliten an ein hohes K. К. Ministerium des Innern (без даты, вероятно - 1848).

В Восточной Европе жили миллионы евреев. После оккупации Германией Польши в 1939 г. под немецкий контроль попали более двух миллионов польских евреев. Когда Германия вторглась в СССР в июне 1941 г., во власти нацистов оказались еще несколько миллионов евреев. Немцы намеревались контролировать многочисленное еврейское население, согнав его в специально отведенные зоны городов, называемые «гетто» или «еврейскими кварталами». В общей сложности на оккупированных территориях гитлеровцами было организовано не менее 1 000 гетто. Самое крупное гетто находилось в столице Польши Варшаве; в нем содержалось почти полмиллиона евреев.

Многие гетто были организованы в населенных пунктах, где евреи были сосредоточены еще до войны. Евреев и некоторых цыган транспортировали в гетто также из соседних регионов и Западной Европы. В октябре-декабре 1941 г. тысячи немецких и австрийских евреев были депортированы в гетто Восточной Европы. Для гетто немцы обычно выбирали самые старые и разрушенные городские кварталы. Иногда им приходилось выселять жителей нееврейского происхождения из их домов, чтобы освободить место для еврейских семей. Многие гетто были огорожены заборами из колючей проволоки или стенами; входы охранялись местной и немецкой полицией, а также эсэсовцами. Во время комендантского часа ночью жители были обязаны оставаться в квартирах.

В польских городах Лодзи и Варшаве непосредственно через середину гетто проходили трамвайные линии. Вместо того чтобы изменить маршруты, нацисты приказали обнести линии оградой и охранять, чтобы евреи не могли сбежать в трамваях. В будни на трамваях добирались на работу жители остальной части города, в воскресный день некоторые специально ездили на них, чтобы поглазеть на заключенных гетто и покуражиться над ними.

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ

12 ОКТЯБРЯ 1940 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ГЕТТО

Немецкое командование издает приказ об организации в Варшаве гетто. Все варшавские евреи согнаны в специально отведенную зону, которую в ноябре 1940 г. отделяют от остального города. Зону огораживают стеной высотой более 3 метров с колючей проволокой наверху. Немцы тщательно охраняют границы гетто, не допуская контактов его жителей с остальной Варшавой. Варшавское гетто - самое крупное из всех как по площади, так и по числу жителей. Более 350 000 евреев - примерно 30 процентов городского населения - заключены на клочке земли, составлявшем примерно 2,4 процента всей площади города.

22 ИЮЛЯ 1942 г.
ДЕПОРТАЦИЯ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ЛАГЕРЬ СМЕРТИ ТРЕБЛИНКА

В период между 22 июля и серединой сентября 1942 г. более 300 000 людей депортированы из Варшавского гетто: более 250 000 из них поступают в лагерь смерти Треблинка. Депортируемых направляют в Умшлагплатц (пункт депортации), который соединен с железнодорожной веткой Варшава - Малкиния. Их сажают в товарные вагоны и отвозят главным образом через Малкинию в Треблинку. Подавляющее большинство депортированных уничтожают по прибитии в Треблинку. В сентябре, по окончании массовой депортации 1942 г., в гетто остается только около 55 000 евреев.

19 АПРЕЛЯ 1943 г.
ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В ВАРШАВСКОМ ГЕТТО

Немецкое командование принимает решение уничтожить Варшавское гетто и в апреле 1943 г. объявляет о новых депортациях. Возобновление депортаций служит сигналом к вооруженному восстанию в гетто. Большинство жителей гетто отказываются явиться к месту депортации. Многие прячутся от немцев в предварительно подготовленных бункерах и укрытиях. Еврейские бойцы завязывают бои с немцами на улицах, атакуют из потайных бункеров. Чтобы принудить население выйти из укрытий, немцы поджигают гетто, и пожар не оставляет от него камня на камне. 16 мая 1943 г. сражение заканчивается. Тысячи евреев убиты, большую часть населения гетто депортируют в лагеря принудительного труда. Восстание в Варшавском гетто было самым масштабным и важным еврейским восстанием, а также первым городским восстанием в оккупированной немцами Европе.

Помнит ли Варшава войну? Даже спустя 73 года этот город не смог залечить раны до конца. Варшава была полностью уничтожена войной и отстроена заново. Собираясь в Польшу, я думал что здесь всё давно забылось и осталось лишь в памяти глубоких стариков.

Тем более странно было гулять между сгоревших руин еврейского гетто и ощущать, что война закончилась только вчера.

1 Мы начинаем прогулку от отеля Radisson Blu Sobieski, расположенному у старого центрального вокзала Варшавы. Теперь там железнодорожный музей, а сам район находится прямо на границе бывшего гетто, но за его пределами. Второй варшавский Рэдиссон стоит прямо в сердце еврейского района времён войны, тогда на его месте стояло здание Юденрата.

2 Сытный завтрак - лучшее начало дня. Оказавшись в Варшаве ровно 1 мая я понимал, что обед может быть не скоро: в Польше тоже любят майские праздники и предпочитают в эти дни не работать. Первое - день труда, второе - день флага, третье - день Конституции.

3 На самом деле не всё так страшно, голодным не остался, но взял с собой фруктов в дорогу. Но окажись вы здесь в воскресенье или в канун Рождества, будьте готовы что отель может быть единственным местом, где получится поесть.




4 Сам не знаю, почему я до сих пор не бывал в Варшаве. Но с каждым годом город меняется. Не как или , конечно, но был бы с чем сравнить.

5 Местами очень похоже на большие американские города, в Европе подобное можно увидеть пожалуй только в Франкфурте.

6 Все эти ультрамодные стекляшки возникли не на пустом месте. В старых европейских городах такое просто негде строить в центре города.

7 Люди продолжали жить в домах бывшего гетто ещё лет пятдесят после войны, у Польши просто не было денег сразу перестроить жилой фонд и построить всем новые современные дома. Все эти годы дома обновлялись, сносили целые районы, возводили панельные многоэтажки, сейчас недвижимость выросла в цене, строят офисы и "элитные" дома. По соседству с страшными облезлыми призраками прошлого.

8 Эти гнилые зубы - те самые дома Варшавского гетто, куда согнали евреев со всей Варшавы. Именно отсюда они уезжали в Аушвиц и Треблинку. Даже смотреть жутковато, а кому-то приходилось жить в этих квартирах после всего случившегося.

9 Старый двор-колодец чем-то даже мил, во дворе высоченная старая липа. Но она, конечно, появилась здесь уже после войны.

10 Пусть целые окна не вводят в заблуждение - эти дома мертвы, пусты и заброшены. Несколько лет назад, говорят, можно было легко забраться внутрь, теперь все нижние этажи качественно замурованы, в верхних зачем-то вставили новые стеклопакеты. Зачем? Восстанавлению район не подлежит, всё сносят постепенно.

11 Пробраться внутрь зданий мне так и не удалось: заборы, амбарные замки, кирпичная кладка...хотя охраны нет. Но много прохожих.

12 Женщина в халате курит на своём открытом балконе. Из её квартиры открывается "шикарный" вид на старую стену из красного кирпича. Это та самая стена. Что думает женщина, выходя на балкон несколько раз в день, чтобы выкурить сигаретку?

13 Я бы хотел спросить местных жителей, особенно пожилых, каково им живётся здесь, после всего пережитого в сороковые. Но не стал, слишком лично.

14 Остатки стены стали мемориалом, сюда постоянно приходят туристы со всего мира. Вообще большинство достопримечательностей Варшавы так или иначе связаны с войной. Это может не нравиться, но от истории не убежать. Некоторые кирпичи отсутствуют. Их забрали музеи Холокоста со всего мира. Увезли даже в Австралию.




15 Сегодня стена перегораживает жилой район, вокруг стоят современные (и не бедные) дома. Какое-то время в стене появился проём, чтобы жителям было удобнее ходить по району. Позже его снова замуровали. Глухой угол стал излюбленным местом алкашей. Вечерами здесь тихо, а туристы и вся шумиха - с другой стороны.

16 Видел много пьющих на улице людей. Дело было ранним утром первого мая. Но не будем заострять внимание.






17 Следы от пуль

18

19 Смотрите под ноги и увидите, где проходила стена.

20 Смотрите вверх чтобы понять, гетто никуда не исчезло. Оно всё ещё здесь. Зияет пустыми глазницами окон, видевших нечеловеческие страдания.

21 Мало кому из живших в этих квартирах евреев удалось избежать страшной смерти в концлагере. Начиная с 1942 года, каждый день (!) отсюда выгоняли 6 тысяч человек и отправляли в вагонах для скота на восток, в Треблинку или на юг, в Освенцим.

22 К 1940 году сюда переселили 440 тысяч человек, почти 40% населения всей Варшавы, при том что гетто занимало лишь 4,5% территории города. К 1942 году в гетто осталось лишь 50-60 тысяч человек, остальные были уничтожены.

23 До самого 21 века в квартирах варшавского гетто проживали люди. И только теперь всё это окончательно уходит в прошлое.

24 Ещё год, максимум два, и от гетто останется только история и несколько мемориалов. А на месте низеньких кирпичных домов вырастут новые, большие и стеклянные.

25

26 И вся Варшава будет модной, современной и красивой.

27 Пройдёшь так по зелёной улице, засмотришься на работу архитектора, невольно опустишь глаза и увидишь рельсы. Но ведь здесь не ходит трамвай!

28 Вот ещё одно напоминание о прошлом. Брусчатка и остатки путей так и лежат на месте, куда их положили ещё до войны. Здесь слева и справа были высокие кирпичные стены гетто, а трамваи звенели и шли мимо, не делая остановок. Евреям было запрещено пользоваться транспортом и покидать гетто, а внутри - только пешочком.

29 Тебе скучно, мальчик? Ничего, подрастёшь и всё узнаешь и поймёшь.

30 Варшавское гетто было разрезано трамвайными путями, а две части сообщались при помощи деревянного пешеходного моста. Он не сохранился, но на его месте теперь мемориал, вечером подсвечивается.

Возможно, то самое место. Между стен - свободные люди, по мосту идут евреи в повязках.

31 Послевоенная архитектура.

32 Старый рынок Hala Mirowska. Будете в рабочие часы - советую заглянуть, там аутентично.




33 Чудом уцелевшая синагога Ножиков, единственная довоенная, что сохранилась в Варшаве. Немцы закрыли её и устроили конюшню. Во время Варшавского восстания здание синагоги значительно пострадало из-за уличных боёв, но не было полностью разрушено. После Второй мировой войны синагога была отремонтирована на средства выживших евреев

34

35 Внутри отличные и недорогие сувениры на еврейскую тему, кошерные продукты и предметы иудаики.

36 Юрий, добрый и приветливый хозяин магазина.

37 Евреям в современной варшаве ничего не угрожает. Но здание, на всякий случай, окружили бетонными блоками. Хотя в 90е годы её несколько раз пытались поджечь.

38 Вокруг синагоги любопытные и отлично сделанные плакаты, рассказывающие об иудейских традициях простым и понятным языком (есть перевод на английский).

39 Улицу Prozna называют единственной сохранившейся. Не верьте, эта информация устарела. От всей улицы осталось 4 дома, три из них восстановлены, а тот что слева завешен фальшфасадом, хотя раньше в окнах заброшенного дома висели фотографиии его жителей времён гетто.

40 Так дом выглядит с обратной стороны, но реконструкция. уже началась. Его не снесут. Наверное, сделают дорогие апартаменты.

41 Реклама нового спектакля Польского театра - "Король", по одноимённой книге Щепана Твардоха, рассказывающей о жизни еврейской Варшавы 1937 года.

42

43

44

45 У входа в парк - могила неизвестного солдата. Мемориал польским воинам, погибшим во всех битвах и сражениях, начиная с Первой мровой. Чтобы помнили, благодаря кому сегодня бьют фонтаны.

46 А это уже Старый город, лубочно-открыточная часть Варшавы.

47 Полный туристов район с ресторанами, мыльными пузырями и сахарной ватой.

48 Картинка дня, иначе и не скажешь.

49 Ряженый шарманщик работает ещё и фотомоделью. Плати три злотых и фотографируй.

50 Такие районы всегда отдают чем-то ненастоящим, искрят фальшивкой. В Варшаве он действительно ненастоящий, ведь город был разрушен, и всё что мы видим сегодня - новодел. Всё было отстроено заново по старым фотографиям. Зато прогулка по кварталу даст представление, какой была Польша раньше, задолго до второй мировой войны.

51 Настоящая же старая Варшава - это Прага. Так называется район, про который я расскажу в одном из следующих постов. Туристы туда не доходят, слишком грязно и неоднозначно. Зато по пути можно встретить немецкий бункер 1944 года, построенный во время Варшавского восстания на углу военного госпиталя да так и оставшийся возле забора городской больницы.

52 Мне кажется, поляки рефлексируют о войне не меньше, чем русские. Снимают фильмы, задают вопросы, и в первую очередь самим себе.

53 Хотя вопрос, кто хуже - Гитлер или Сталин, так и останется без ответа. По крайней мере, для поляков.

54 А вообще, весеннее Варшава - отличное место. Уютный, невероятно зелёный город на берегу Вислы, и я был бы рад сюда вернуться. Чтобы увидеть её с другой стороны.

Завтра, в 10 утра я опубликую новый репортаж из Польши. Возможно, один из самых серьёзных в этом блоге. Приходите!

А, ещё минуточку! Все мои путешествия застрахованы на

Лодзинское гетто в Польше - одно из страшнейших мест-свидетельств человеческой жестокости. Оно было организовано нацистами в феврале 1940 года, здесь отбывали заключение преимущественно евреи и цыгане, работая на нужды вермахта. Недавно прошла презентация работ польского фотографа Генрика Росса (Henryk Ross) , который проходил службу в Департаменте статистики при Юденрате. На его снимках - жизнь Лодзинского гетто в годы нацистской оккупации.



На момент начала Второй мировой войны в Польше проживало более 3 млн евреев. Судьба большинства из них - трагична, они жили в изоляции, став рабами оккупантов, многих угоняли в концлагеря. Росс работал спортивным фотожурналистом до войны, с приходом нацистов его вместе с еще 160 тысячами евреев заключили в Лодзинское гетто. Плотность населения здесь достигала 40 тысяч человек на квадратный километр. Исторический район Лодзя нацисты превратили в промышленный комплекс, который выполнял заказы вермахта, снабжая немецкую армию.



На снимках Росса - сцены массовых депортаций евреев в лагеря смерти Хелмно и Аушвиц, редкие минуты радости в дни национальных праздников, будни заключенных. Эти фотографии были сделаны неофициально в 1940-1944 годы, надежно спрятаны во время ликвидации гетто. Автор надеялся, что в будущем эти фотографии послужат важным свидетельством нацистских зверств в Лодзе.





Росс рассказывал, что для работы в Юденрате ему выдали камеру, поэтому он получил возможность делать не только снимки, требуемые для отдела статистики, но и выходить на улицы, чтобы запечатлевать настоящее положение дел. Он прекрасно осознавал, что при выявлении этих снимков ему и его семье грозит мучительная смерть, но продолжал свое занятие из чувства гражданского долга.




Ассистентом Росса была его жена Стефания, именно она прятала фотоаппарат мужа, когда они выходили на улицу. В нужный момент она доставала камеру Россу, убедившись, что за ними никто не наблюдает. Открыто снимать было опасно, например, фотографии депортации евреев были сделаны через небольшую дыру в стене на железнодорожной станции.