За что был осужден сократ кратко. Обвинение. «Я знаю, что ничего не знаю»

Тренинг 2 (Сдала на 5)

Аристотель все формы государства разделил на правильные и неправильные. К правильным относится:
Аристократия

Первый в мировой истории парламент возник в:
1215 г.

Что такое норманнская теория?
Концепция о зарубежном характере появления государства на Руси

Основоположником социал-реформизма является:
И. Кант

Название теорию французского учёного Л. Дюги?
«Идеология солидарности»

Кто заложил основы системного анализа и структурного функционализма?
Т. Парсонс

Основной политологический труд Г. Гегеля называется:
«Философия права»

Первым марксистом в России был:
В. Г. Плеханов

Учение Фомы Аквинского стало официальной доктриной:
Католицизма

Кого можно назвать одним из «отцов» прикладной политологии?
Ч. Мерриама

Видный деятель либерального движения в России?
Б. Чичерин

Первым с требованием реформации церкви выступил:
М. Лютер

Кто выдвинул теорию «Москва – третий Рим»?
монах Филофей

Одним из направлений в народничестве было:
Заговорщическое

Родоначальниками либерализма являются:
Т. Гоббс и Дж. Локк

Какую организацию возглавлял П. И. Пестель?
Южное общество декабристов

Кто вошел в историю, как создатель российской психологической теории права?
Л. И. Петражицкий

Какой из мыслителей был приговорен к смертной казни, но из уважения к закону отказался от побега, который мог спасти ему жизнь?
Сократ

Культура либерализма стала предметом исследований для:
Р. Рорти

Назовите революционера, скомпрометировавшего себя убийством товарища:
С. Г. Нечаев

Добавлено через 13 минут
Тренинг 3 (Сдала на 4, 2 ошибки)

Что такое «легитимность»?
Законность власти, правомерность ее действий, справедливость требований, предъявляемых субъекта к объекту власти, соответствие основополагающим целям общества и общепринятым идеалам и ценностям.

Земли как субъекты федерации существуют в:
Канаде

Дайте определение раннефеодальному типу монархии.
Форма правления, для которой характерно становление феодальной собственности, когда феодалы группировались вокруг королевской власти.

Для юридической теории происхождения государства характерно представление, что:
Государство – правовое закрепление отношений власти и человека

Первый в истории референдум был проведен в:
Швейцарии

Какой мыслитель предполагал, что государство есть форма превосходства богатых над бедными, победителей над побежденными?
Т. Мор

«Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом». Эти слова принадлежат:
Аристотелю

Кто из современных исследователей рассматривал политическую систему как кибернетическую модель, включающую «вход», «выход», блок принятия решений?
Д. Истон

Какой мыслитель считал, что истоки власти находятся в сознании и подсознании людей?
З. Фрейд

Какая трактовка происхождения власти говорит о том, что власть – это способность достижения целей?
Телеологическая

Какой теории происхождения государства не существует?
Политическая

Что не относится к мотивам подчинения?
Духовность власти

Какая внутренняя функция государства отвечает за развитие общества и внутриобщественных отношений?
Политическая

В дословном переводе термин «республика» означает:
Общенародные дела

Классическим примером полупрезидентской республики является:
Франция

Самым нестабильным государственным образованием является:
Конфедерация

Какая функция политической системы использует обеспечение общественного признания политики и власти?
Регулятивная

Одной из исторических форм власти являлась:
Анонимная.

Как называется власть, возникшая в результате разделения труда и сконцентрированная в руках правящего лица?
Индивидуализированная

Какой тип легитимности власти прививает исполнителям мессианскую идею?
Харизматическая.

Синонимом понятия «плебисцит» выступает:
Референдум

Анархистские трактовки власти связывают с именем:
М.А. Бакунина.

Назовите крупнейшую информационную утечку в начале XXI в.
Деятельность WikiLeaks.

При каком государственном деятеле был упущен шанс эволюции российского государства к ограниченной монархии?
Анна Иоанновна.

На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили». Лучше, пожалуй, и не скажешь в двух словах об этом босоногом старце, которого дельфийский оракул назвал «самым мудрым из смертных».

Родился он в 469 г. до н.э. в Афинах и умер там же в 399 г. до н.э., выпив по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты. Отец его, небогатый ваятель-каменотес, не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих обширных знаний, восхищавших современников, неизвестно.

Известно, что зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. Но популярность его была такова, что в 404 г. до н.э. правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. Он порицал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию, - как одинаково лицемерные и несправедливые. Но считал, что произвол одного все же лучше произвола многих - и что гражданин обязан соблюдать любые, даже самые плохие законы его родины.

В молодости он отличился в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища.

Вошла в предание, как образец сварливости, его жена Ксантиппа, союз с которой поэт Мандельштам изобразил так:

Встречает пьяного Сократа

Крылатой руганью жена.

Возможно, он впрямь часто приходил домой навеселе, так как больше всего любил, болтаясь битый день по городу, задавать всем, кому не лень вступить с ним в беседу, свои знаменитые вопросы. Ну, а беседа и у древних греков была спутницей застолий и вина. За всю жизнь он не написал ни строки, отпечатавшись, как Христос, в пересказах его речей его учениками - главное Платоном и Ксенофонтом.

Сократ считается основоположником диалектики и первым, кто глубоко вскопал вопрос о сущностях - общих понятиях для разных вещей. Например что есть само по себе «прекрасное», «дурное», «полезное» и так далее. Впрочем он сам, мастер образной и цепкой речи, никак не формулировал свою философскую задачу. Но как влекомый некой путеводной целью странник запытывал всех простодушными внешне, но исподволь коварными, даже исполненными подчас язвительной иронии вопросами.

Чем надменней и самоуверенней был собеседник, тем беспощадней обставлял его Сократ - и, загнав в тупик, еще как бы спохватывался: да это я сам такой дурень, что совсем сбил с толку человека!

Но за этим вроде смешным делом крылся обессмертивший Сократа метод, который он сравнивал с хлопотами повивальной бабки, помогающей роженице. А целью этих хлопот было выуживание из хаоса противоречий и недомыслий того, что Сократ ставил выше всего в жизни - истины.

Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой - кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают.

За что же тогда он так почитался уже при жизни - а посмертно был возведен чуть не в родоначальники науки философии? Формально - за его диалектический метод, позже оформленный в учение о «единстве и борьбе противоположностей».

А в сути - за воплощенный им образ мыслителя, имеющего смелость выйти за пределы всего ведомого, дабы постичь силой ума загадочный, бездонный мир - прежде всего мир человека. Его неистовая страсть непредвзято и дотошно судить обо всем на свете не обходила ни самые простые с виду, «детские» вопросы - ни самые парадоксальные и даже запретные: о сущности богов и власти. Он, может, первым из всех мыслителей возвел в систему такой взгляд, что истина - не некий богоданный абсолют, а совокупность противоречивых и даже взаимоисключающих на первый взгляд сторон.

Вот он, к примеру, начав с самого тривиального, пытается установить сущность такого понятия как мужество: «Мужество ли, - спрашивает он собеседника, - не оставлять поле боя первым?» - «Конечно». - «А бежать от врага - трусость?» - «Разумеется». - «А если воин бежал с хитростью и с ее помощью победил врага?» Тут собеседник уже несколько смущается: как это он мог упустить такой подвох? И дальше от вопроса к вопросу, словно раздевая лист за листом кочан капусты, отсеивая всякое ложное или даже неточное суждение, Сократ стремится к сердцевине - и к чему приходит? Чаще всего никакого однозначного ответа в результате нет. Но мощный ум настойчивого босяка как бы продрал нас сквозь все противоречия предмета, заразил ощущением, что это продирание через наружную листву и есть путь к истине. Надо лишь, как бы внушает постоянно он, бесстрашно, не мигая смотреть в глаза правде - или мраку, при неимении достаточного света.

Как у иных есть абсолютный музыкальный слух, у него был абсолютный слух на всякую неправду. И его утверждение о собственном незнании не было скорей всего ни нарочитым парадоксом, ни кокетством тайного всезнайки. Похоже, он имел в душе какой-то неизреченный образ истины, понимая, что в современном ему мире нет возможности ее изречь. Потому главным образом неутомимо отметал прочь все неистинное, а в его беседах отрицаний куда больше, чем утверждений, и первые звучат куда убедительный вторых.

Отсюда же, видимо, происходят и два его самые загадочные для современников признания, за которые он и заплатил в итоге головой. Одно - что с каких-то пор в нем поселился некий внутренний голос, называемый им «демоном», который никогда не говорил, что надо делать, но говорил, чего делать не надо. Ну а второе - уже самое крамольное. Рассматривая проявления огромного числа тогдашних богов, он заподозрил, что они действуют не абы как, но за ними стоит некий безымянный архибог, и управляющий их действиями.

Но при всем этом он строго держался и неких положительных начал. Все то же, вероятно, внутреннее чувство, ломавшее все шаблоны отвлеченного суждения, заставляло его возводить гражданскую добродетель в высшее человеческое качество. И удивительно перекликаясь вновь с Христом, он за 4 века до Христа изрек одну из главных установок будущего богочеловека - что для всякого гораздо лучше терпеть зло, чем творить его. Но попутно впал в какое-то безумное для мудреца младенчество - сочтя, что если люди поймут, в чем добро, только ему и будут следовать!

Гражданский долг он стойко исполнял не только на войне. Сограждане запомнили его принципиальность на посту притана - члена совета Пританея, учреждения, отправлявшего властные и обрядовые функции. В Пританее еще угощали изысканным обедом за казенный счет отличившихся в пользу отечества героев - например победителей на Олимпийских играх. И когда некто был осужден на казнь, несправедливо по мнению Сократа, он один из всех 50-и коллег-пританов громко выступил против.

Но даже современному ребенку уже, наверное, ясно, что такому правдоборцу с его неукротимым словом и умом, рано или поздно должно было не поздоровиться. Для аристократов он был вызывающим простолюдином, беспощадно побивавшим в публичных спорах их купленную за большие деньги образованность. Для демократов - распугивающим их улов и срывающим их продувные вывески разоблачителем. Кто-то даже сравнил его с электрическим скатом, который своим ударом лишает языка любого спорщика. Еще кого-то пугал его великий критицизм и полная отвязанность суждений…

Но так как даже 30 тиранов не решились в открытую преследовать его за отказ служить им, сменившие их демократы завели против него тайную интригу. Считается, что руку к ней приложили и софисты, которых он высмеивал за бесцельную словесную эквилибристику. Но на них тогда возникла мода, они давали знатным юношам дорогостоящие уроки - а Сократ, учивший всех бесплатно, еще и подрывал их бизнес.

Плохую роль в его судьбе сыграл и знаменитый комедиограф Аристофан. Принадлежа к консервативной партии аграриев, он не делал различия между Сократом и софистами: и тот, и те были для него лишь вольнодумцами, попиравшими святую старину. В комедии «Облака» он вывел Сократа как раз в образе софиста, который сидит как сыч в своей «думальне» и учит молодежь не платить налоги и плевать на старших.

В итоге «группа товарищей» из демократов во главе с неким Анитом привлекла Сократа к суду по сфабрикованному, как называется сейчас, обвинению. Ему вменялось развращение юношества , отрицание отеческих богов и введение нового божества - «расстрельная» тогда статья. Правда, в гордившихся своей просвещенностью Афинах она практически не применялась - да и суд над Сократом мыслился скорей как бутафорский, с целью лишь окоротить его, но не лишать жизни. Но старина Сократ, военный ветеран, не поклонившийся и былым 30-и тиранам, не дал выставить себя в шутовской роли.

Когда ему дали слово, он, обычно весьма скромный в самооценках, в корне изменил своему правилу и сказал примерно следующее. Все, что говорилось здесь против меня - вранье. И хоть всем известно, что я могу затмить любого красноречием, сегодня к нему не прибегну и скажу одну правду. А она в том, что если есть в Афинах безупречный гражданин - это Сократ, герой трех войн, слуга отечества и истины, не развратитель, а воспитатель лучших мужей, чьи имена все знают. И если хотите по обычаю услышать, чего я сам считаю достойным за мои деяния - это обед в Пританее. Тем паче что он мне нужней, чем победителям олимпиад: они не нуждаются в пропитании, а я нуждаюсь.

После столь дерзкой отповеди судьи, ожидавшие просьбы о замене смертной казни изгнанием или хотя бы примирительного покаяния, взбеленились от ярости. И вопреки их первоначальному замыслу приговорили Сократа к смерти.

Это был беспримерный приговор: в Афинах никого еще не осуждали так строго всего за выразительное слово. И когда первая ярость судей стихла, они решили одну свою подлость выправить другой - передав друзьям Сократа, что если он захочет бежать из-под стражи, препятствий этому не будет. Этой подробности скверного дела посвящен щемящий сердце диалог Платона «Критон». Критона, ученика Сократа, подослали склонить его учителя к побегу, на что богатые сограждане даже сделали свою складчину. Но Сократ, не бегавший и от врага, на доводы Критона, что достойнейший из афинян не должен быть казнен, ответил так.

Всю свою жизнь я проповедовал законопослушание и могу ли теперь позволить людям говорить, что это было только лицемерием, которое вскрылось, едва дело коснулось моей жизни? Разве моим детям будет лучше, если я сгину с бесчестьем на чужбине? Я уже стар, все равно скоро умирать, так лучше умру с честью! Предчувствие мне говорит, что моих судей покарает рок, а мое имя будет в славе.

Еще широко разошлась в Афинах и в веках такая деталь. Другой ученик Сократа, Аполлодор, придя простится с учителем, горько сокрушился: «Особенно тяжело мне, Сократ, оттого что ты осужден несправедливо!» На что Сократ ответил: «А разве тебе было бы легче, если бы меня осудили справедливо?»

Последним его желанием было самому обмыться перед смертью, чтобы потом не пришлось возиться с ним другим. Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер. Афиняне, до самого конца не верившие в казнь Сократа, пришли задним числом в такой гнев против его обвинителей, что те в страхе бежали из Афин - подтвердив тем предсмертное пророчество философа…

Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному языческому миру, выделило из него Сократа как предвестника Христа - за догадку о том архибоге. И в ранних христианских храмах Сократ даже изображался на иконах.

Но за что все же, если отрешиться от деталей, был убит этот гремучий праведник? Я думаю, лучше всего на это ответил он же сам его диалектическим посылом. Такие личности, служившие посмертно славе их народов, при жизни именно их совершенством входили в конфликт с властью, сложенной так или иначе из несовершенного большинства. И потому на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно, протопоп Аввакум всегда находились такие казнители как афинский суд, синедрион, святая инквизиция, РПЦ. Причем последние казнили осужденных ими уже именем казненного Христа.

Диалектика Сократа, ушедшая за рамки его времени, пожалуй, объясняет и такой необъяснимый ныне парадокс. Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности - когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов - и этот список можно бесконечно продолжать. По нынешней метафизической трактовке все они произошли «вопреки» - но почему-то в наше «свободное» и благое время не происходит ничего подобного. Не пахнет ничем подобным свершениям той «плохой» поры, и последние обломки того великого «вопреки»-авиастроения - Ту-204 и Ил-96 - угроблены благодаря текущему «благодаря».

То есть наша «свобода» парадоксальным, но уловленным еще Сократом образом обернулась афинским судом, синедрионом и инквизицией вместе взятыми. В зародыше убила этим круговым зажимом весь творческий позыв, еще раз доказав сократовский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.

При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен - и всей своей жизнью и смертью дал нам на 24 века вперед повод задуматься о выведенных им на личной шкуре парадоксах бытия!

Сократ

Сократ
Σωκράτης

Портрет Сократа работы Лисиппа , хранящийся в Лувре
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Школа/традиция:
Основные интересы:
Оказавшие влияние:
Испытавшие влияние:

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей , при Делии , при Амфиполе . Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов , в том числе, сына своих друзей Перикла и Аспазии . Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада , спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой души .

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество ». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд .

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους ). «Апология » (др.-греч. ἀπολογία ) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде » содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

Педерастия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В данной статье рассматриваются культурно-исторические и социальные аспекты педерастии как сексуальных отношений между взрослым мужчиной и мальчиком или юношей. Влечение взрослого к детям как медицинская патология рассматривается в статье Педофилия , противоправные действия сексуального характера в отношении детей — в статье Сексуальные преступления против несовершеннолетних , сексуальные отношения между лицами одного пола — в статье Гомосексуальность .

Этимология и история словоупотребления в русском языке

Слово «педерастия» происходит от корней παις (по-гречески «мальчик» и вообще «ребёнок», что содержательно примерно соответствует современному понятию «несовершеннолетний» — совершеннолетие в Элладе наступало с 18 лет) и ἐραστής (любовник). В новоевропейский обиход слово paederastia (из греческого παιδεραστεια ) вошло в XVI веке, будучи заимствовано из диалога Платона «Пир» для обозначения сексуальной связи между зрелым мужчиной с одной стороны и подростком или юношей с другой. Но поскольку педерастия, или «греческая любовь», была наиболее распространённая и единственно нашедшая отражение в культуре форма мужских гомосексуальных отношений, к XIX веку частично в Европе, а особенно в России термин приобрёл значение мужской гомосексуальности вообще. Так, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона » прямо отождествляет педерастию с мужеложством , а «Большая советская энциклопедия » даёт следующее определение: «в узком смысле — мужеложство с мальчиками, в более широком — мужской гомосексуализм»; при этом второй смысл был в XIX—XX веках основным, а первый зачастую и вовсе не упоминается словарями.

В наше время в качестве сексологического термина слово вернуло себе изначальное лексическое значение и смысл и преимущественно понимается в смысле анального коитуса между взрослым мужчиной и мальчиком. Однако в массовом словоупотреблении оно используется как уничижительное обозначение мужской гомосексуальности вообще. Слово «педераст» и особенно его искажённые формы используются как бранные и считаются в сильной степени оскорбительными.

Из греческих прозаических произведений, касающихся темы педерастии, наиболее известен «Пир » Платона; к нему по теме примыкает и одноимённый диалог Ксенофонта . У Ксенофонта Сократ между прочим говорит:

«Похищение Ганимеда» . Скульптура Леохара

При том, что в обоих диалогах Сократ отстаивает преимущество духовной любви к мальчикам перед телесной, древнегреческая литература показывает, что атмосфера была буквально пропитана направленной на мальчиков и юношей сексуальностью, выражением которой, в конечном счёте, была и «платоническая», точнее сократическая, любовь. Вот например какой бытовой сценкой начинается один из диалогов Платона — «Соперники»:

(Хотя здесь употреблено слово «юноши», явно имеются в виду подростки-школьники).

Писал педерастические эпиграммы и Платон:

Душу свою на губах я почувствовал, друга целуя:
Бедная, верно, пришла, чтоб перелиться в него.

Платон Лирика.

Педерастические отношения воспринимались греками как высшие, по сравнению с отношениями между мужчиной и женщиной, так как только в них видели интеллектуальное и духовное начало, тогда же как отношения с женщиной воспринимались как отношения чисто телесные. Наиболее ярко эта идея представлена у Платона:

В науке неоднократно подчеркивалось, что длительный период истории сексуальных практик в древней Греции неверно анализировать через оппозицию гомо/гетеросексуальной активности . Более важно (хотя и не единственно возможно) противопоставление активного и пассивного начал (которое Фрейд называл второй прегенитальной фазой ), где активным субъектом («влюбленным») является взрослый полноправный член гражданской общины, а в роли пассивного субъекта («возлюбленного») может выступать женщина, юноша или чужеземец. В целом асимметричные (как по возрасту партнёров, так и по наличию влечения) отношения на протяжении всей истории Древней Греции заметно преобладали над симметричными, хотя отнюдь не исключали таковых. Лишь с формированием в греческой философии понятия личности (на протяжении V—IV веков до н. э.) среди философов начинает обсуждаться проблема характера любовного влечения индивида В других обществах, и прежде всего в классических Афинах , в отношении к таким связям существовало известное противоречие. С одной стороны, ценности и эстетика любви к юношам широко принимались и практиковались; с другой же стороны, пассивная, «женская» роль в половом акте считалась позорной и недостойной свободного гражданина. В Афинах существовал закон, лишавший гражданской чести (то есть значительной доли гражданских, прежде всего политических, прав) того, кто «отдавал свое тело в разврат». Понятно, что граница между осуждаемым «развратом» и идеализируемой «любовью» была (как впрочем и в наше время) достаточно субъективной. Её проводили по наличию корыстных мотивов; впоследствии философы выдвинули концепцию «платонической любви».

Такой моральной проблемы не видели в отношении неграждан и тем более рабов: существовала мужская проституция и мужские публичные дома.

Постепенное распространение ценностей сперва римской, а затем христианской морали ведет к принципиальной переоценке в общественном сознании отношения к различным формам любви.

«Сократ, уводящий Алквиада с ложа женщины», картина Ж. Б. Рагно, 1791

Рассказывали, что Сократу приснился сон: с жертвенника Эроту в Академии взлетел птенец лебедя и уселся ему на колени, а затем оперился и устремился к небу . С этим лебедем Сократ сравнивал своего лучшего ученика ЦИКУТЫ ВЫПИЛ СТРАШНЫЙ ЯД.

ЛЮБОМУ ПРЕЛЕСТИ РАЗВРАТА

МИНУТЫ ЖИЗНИ СОКРАТЯТ.

Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.

Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых разных народов. С голоду не умирали. Мальчик появился на свет около 469 г. до н. э., получил хорошее образование и был активным гражданином. Он участвовал в Пелопонесской войне, являлся учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада.

Взгляды Сократа известны по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта («Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой»). Собственные сочинения Сократа неизвестны, так как свои мысли он излагал в устной форме, в беседах с учениками и другими слушателями. Следует учесть, что Платон и Ксенофонт в своих описаниях Сократа и его взглядов часто кардинально расходятся.

Сократа считают основоположником философии софизма , суть которой в стремлении к достижению истины.

Сократа считают сторонником рациональной этики, так как, по его мнению, добродетель проистекает из знания. Человек, понимающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Против этого трудно возражать, так как в противном случае знающий, но творящий зло человек теряет право называться человеком.

В 399 г. до н. э. у кого-то из афинян возникло «мнение» о том, что Сократ «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Ближе к истине выглядит другая версия «вины» Сократа. «Обвинители Сократа вовсю, конечно, использовали стойкую молву о его проспартанских настроениях, выдавая их за проявление враждебности к афинскому полису, его устоям и нравам.

Это было злостной и нечистоплотной игрой на патриотических чувствах афинского демоса. Если какие-то черты спартанского или критского государственного строя и нравились Сократу, из этого вовсе не следовало, будто он предпочитает эти полисы своему родному. Его реформаторская критичность была нацелена на разумное и справедливое, как он понимал, ведение государственных дел, а не на причинение ущерба Афинам. Жизнь и особенно смерть Сократа не оставляют сомнений на этот счет», - объяснял авторитетный советский биограф философа .

Известно, что Сократ отверг предложения учеников спастись бегством, что было общим правилом, так как проходило время, «мнение» менялось и многие возвращались обратно без каких-либо последствий. Но Сократу было под семьдесят, и бегать он почему-то не захотел. Здесь стоит вспомнить, что у Сократа была весьма сварливая жена Ксантиппа, которая его достала не меньше некоторых сограждан.

Перед смертью в жертву Асклепию по настоянию Сократа был принесен петух. Обычно петуха резали за здравие, но Сократ объяснял, что свою смерть он рассматривает как выздоровление, освобождение от земных оков.

Часто говорят, что Сократ принял цикуту. Но принятие этого яда обычно вызывает пену изо рта, тошноту, рвоту, припадки. Сократ же после принятия яда, по описанию Платона, постепенно коченел, пока холод не дошел до сердца. Такие симптомы сопровождают употребление болиголова пятнистого. Впрочем, эти детали вряд ли имеют большое значение. Великого мудреца не стало.

Сократ, желал изменить нравы и обычаи, он обличал зло, обман, незаслуженные привилегии, тем самым он вызвал ненависть у современников и должен за это поплатиться. Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы - ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же учил, что право, истина, справедливость - одни и те же для всех - и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.

Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком.

В ожидании смерти Сократ после суда провел в тюрьме долгих 30 дней. Дело в том, что еще накануне суда на остров Делос отплыл корабль с феорией, священным посольством. Наступили дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие праздники приостанавливались до возвращения феории обратно.

В тюрьме Сократ пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до самого заката солнца последнего тюремного дня Сократа продолжались беседы - о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души.

Отсрочка казни дала Сократу возможность еще раз продумать смысл того божественного призвания, которое определило его жизненный путь и занятия.

В тюрьме Сократа часто навещал его старый друг Критон, который «ублаготворил», тюремного сторожа и добился его расположения. Накануне возвращения священного посольства с Делоса Критон стал настойчиво склонять Сократа к побегу из тюрьмы. Детали побега были уже продуманы его организаторами, друзьями Сократа. «Да и не так много требуют денег те, кто берется спасти тебя и вывести отсюда», - уговаривал Сократа его друг. Кроме самого Критона, дать деньги для побега пожелали Симмий и Кебет, да и другие сторонники Сократа. Конечно, признался Критон, организаторам побега приходится считаться с известным риском. На них, видимо, донесут, но друзья Сократа твердо решили спасти его.



Желая уговорить Сократа, Критон сослался на несправедливость приговора, напомнил об ответственности перед семьей и малолетними детьми, остающимися в нужде и без поддержки. Побег же будет успешным, и Сократ найдет приют у преданных друзей в Фессалии.

Привел Критон и такой довод. Отказ Сократа от побега, бросит тень и на его друзей. Большинство станет говорить, что друзья отшатнулись от Сократа в трудный час, пожалели денег и усилий для его спасения.

С предложением и доводами Критона Сократ не согласился. Бегство из тюрьмы было для него совершенно неприемлемо. Это было бы, по его мнению, бесчестным и преступным поступком, несправедливостью и злом. Хотя, большинство и в состоянии убить нас, заметил Сократ, однако, в вопросе о добродетельном, справедливом и прекрасном, следует руководствоваться не мнением большинства, а мнением людей разумных и самой истиной. «...Согласно или несогласно с этим большинство, пострадаем ли мы от этого больше или меньше, чем теперь, все равно, - считал Сократ, - несправедливый поступок есть зло и позор совершающего его, и притом во всех случаях».

Цель, даже высокая и справедливая, не оправдывает, по мнению Сократа, низких и преступных средств. И он считал недопустимым отвечать несправедливостью и злом на чужую несправедливость и зло. Сократ не раз высказывал ту мысль, что лучше претерпеть чужую несправедливость, чем самому творить ее. Воздавать злом за зло - несправедливо, полагал Сократ, расходясь в оценке этого ключевого этического момента с мнением большинства своих современников.

Критику мотивов бегства из тюрьмы Сократ в дальнейшем ведет от имени Законов, как если бы последние собственной персоной явились в тюремную камеру, чтобы своим авторитетом и личным вмешательством предотвратить замышляемое преступление. «Тогда посмотри вот как, - говорит Сократ Критону, - если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать - или как бы мы это там ни назвали, - вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ”Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который собираешься совершить, погубить, насколько это от тебя зависит, нас, Законы, и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?"»

Законы ставят Сократа перед альтернативой: если он погибнет в соответствии с приговором, он кончит свою жизнь, обиженный людьми, а не Законами; если же он убежит из тюрьмы, позорно воздав обидой за обиду и злом за зло, то нарушит свои обязанности гражданина перед Государством и Законами и причинит им ущерб. Такое преступление навлечет на него гнев не только земных, но и божественных законов.

Существенным мотивом против побега из тюрьмы был полисный патриотизм Сократа, его глубокая и искренняя привязанность к родному городу. У 70-летнего философа было достаточно времени уяснить свои взаимоотношения с Афинами. Вся долгая предшествующая жизнь его, если не считать участия в трех военных походах и одну отлучку из города во время праздника Посейдона на Истме, прошла в Афинах. Не все в афинской политике нравилось Сократу. Но все его критические выпады против афинских порядков и ссылки на Спарту и Крит как примеры благоустроенных государств неизменно оставались в границах и горизонте его полисного патриотизма. Преданность родному полису и его законам была для Сократа высшей этической нормой взаимоотношений гражданина и полиса в целом. Эта преданность ярко отображена в диалоге между человеком и государством по Сократу. По достижению совершеннолетия каждый человек имеет право выбирать государство для жизни. Критерия для избрания: законы, которые ему наиболее близки. Но, может сложиться такая ситуация, когда законы данного государства гражданина уже не будут устраивать. Вопрос Сократа: Должен ли он в этом случае уйти в другое государство? Сократ отвечает: Нет, менять государство недостойно, некрасиво. Гражданин обязан участвовать в народных собраниях, предлагать новые законы, приводить в их пользу разумные обоснования, он должен убеждать государство. Если не получится убедить, то нужно подчиняться тем законам, которые существуют. Плохой закон - есть закон.

Обвинители Сократа использовали стойкую молву о его спартанских настроениях, выдавая их за проявление враждебности к афинскому полису, его устоям и нравам. Это было злостной и нечистоплотной игрой на патриотических чувствах афинского демоса. Если какие-то черты спартанского пли критского государственного строя и нравились Сократу, из этого вовсе не следовало, будто он предпочитает эти полисы своему родному. Его реформаторская критичность была нацелена на разумное и справедливое, как он понимал, ведение государственных дел, а не на причинение ущерба Афинам. Жизнь и особенно смерть Сократа не оставляют сомнений на этот счет.

Последний день Сократа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды, - ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти жизнь - трудное и мучительное дело. «Те, кто подлинно предан философии, - говорил Сократ, - заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!»

Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что «мы, люди, находимся как бы под стражей, не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать». Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело - темница души и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью. Поэтому смерть - освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди - часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая, таким образом, лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.

Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, на его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе.

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную и гармоничную цельность, которая уже не подвержена коррозии времени. Сократ, кончивший свою жизнь по-другому, был бы другим Сократом - не тем, кто вошел в историю и заметен в ней отовсюду.

Смертный приговор Сократу как преступнику осудил в глазах афинян и представленную им истину как преступницу. Смысл сократовской масштабности жизни, учения и смерти состоит в том, что происшедшее с ним в новом свете обнажило внутреннее напряжение и тайную связь между истиной и преступлением, позволило увидеть осуждение философской истины не как простую судебную ошибку или недоразумение, но как принцип в ситуации столкновения индивида и полиса. То, что очевидно для нас, было видно и понятно и самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти», - он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».

"Избегнуть смерти нетрудно, а вот что гораздо труднее - это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти".

Заключение

В данном реферате я попытался раскрытьосновные гносеологические и этические проблемы философии Сократа. Влияние идей Сократа-та на развитие античной философской мысли.

найти ответ на вопрос о смирении Сократа с приговором, вынесенным ему на суде.

В центре философии Сократа – изучение человека, души и добродетели.

Сократ провозгласил: добродетель есть знание. Но не всякое знание, а лишь знание добра и зла, ведет к правильным, добродетельным поступкам. На этом основании он пришел к выводу о том, что никто не зол по своей воле, а лишь по неведению. Этические парадоксы Сократа положили начало непрекращающейся, и по сей день, дискуссии об отношениях знания и добродетели.

Сократу, говорившему о невозможности окончательных знаний о чем-либо, в равной степени было известно как то, что человек способен приобретать знания и умножать их, так и то, что знания и «искусство» сами по себе - великая сила. Однако он был уверен в том, что эта сила может быть использована и во благо, и во вред человеку. Согласно его учению, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания - не сделают человека счастливым. Более того, они могут сделать его несчастным.

Неудивительно поэтому, что учение Сократа о самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука - этика - гуманизм».

Список литературы

1. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.-с.25

2. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.-с.26

3. Кессиди Ф.Х. Сократ. М. «Мысль», 1988. (серия «Мыслители прошлого»).

4. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965, с. 50

5. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965,с.62

6. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965,с.70

6. Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова-М: Художественная литература, 1965,с.71

Людям ни в коем случае нельзя увидеть, что все великие учителя нравственности посланы Врагом не для того чтобы сообщить им нечто новое, а для того, чтобы напомнить, восстановить, все древние банальности о добре и зле, которые мир так неутомимо отрицает.
Мы создаем софистов, Он выдвигает Сократа, чтобы дать им отпор
К.С. Льюис «Письма баламута», письмо 23.

В Афинах в то время, где уже во всю владычествовала софистика, появился мыслитель, который вопреки, релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности.
Это был Сократ.
Сократ родился в Афинах в 470 году до н.э. Его отец Софроникс был каменотесом, а мать повитухой.
«Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ) В этих словах заключена мудрость философа с большой буквы. Многие ошибочно думали, что Сократ таким образом превозносился над другими, но я думаю, что это ошибочное мнение. Великий философ не считал себя каким то сверхчеловеком и порою искренне удивлялся, когда люди не понимали тех вещей, которые были для него просто очевидны. И его слова «я знаю только то, что ничего не знаю» это были действительно искренние слова.
Даже из собственного опыта: попытка понять истину, разгадать загадку вселенной, да и собственной души, приводит к тому, что на один решенный вопрос рождается несколько не решенных
«Также как софисты и большинство людей его эпохи, Сократ занимался только человеком. В человеке его интересовало лишь то, что он считал наиболее важным, и вместе с тем то, что может быть предметом изменений и совершенствования.Он занимался;- как писал Аристотель, - только этическими проблемами, природой же в целом, не интересовался» (В. Татаркевич «Античная и средневековая философия», стр. 241-242)
Да, как и софисты, Сократ занимался исключительно человеком – познай самого себя и ты познаешь все. Но в отличие от софистов, которые утверждали, что истина есть понятие субъективное, Сократ доказывал, что истина – это понятие объективное и она присуща каждому человеку.
Его любовь к мудрости, желание искать истину просто поражает. «Все время он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало, не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины (Диоген Лаэрстский «О жизни знаменитых философов», стр. 110).
Но так как Сократ был сильнее в спорах, то не редко к нему применяли физическую силу. Но он принимал все это не противясь, как сообщает нам об этом Деметрий Византийский «на удивление окружающих, когда он стерпел после пинка полученного от оппонента. Сократ спокойно ответил – если бы меня лягнул осел, разве стал бы я на него подавать в суд? (Диоген Лаэртский «О жизни знаменитых философов», стр. 110).
Этические взгляды Сократа мы можем сформулировать в трех тезисах:
1. Добродетель есть абсолютное благо. Законы касающиеся моральных достоинств не писаны, их нет в кодексах, но тем не менее они более устойчивы чем писанные, поскольку выводятся прямо из природы вещей, а не из человеческих установлений. Образно говоря, Сократ понял, что есть нравственный закон, который присущ каждому человеку, не зависимо где он находится и где он живет.
«Сократ был первым, кто выделил моральные ценности, собственно говоря, как предмет этики, за что его и назвали творцом этики» (В. Татаркевич «Античная и средневековая философия», стр. 243).
2. Добродетель есть знание, любое зло исходит от незнания. Ибо никто умышленно и сознательно зла не причиняет.
3. Добродетель связана с пользой и счастьем. Счастливым является тот, кто постигает наивысшее благо, а наивысшем благом является добродетель.
«Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что он не знает в чем оно состоит» (Сократ).
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем то внешнем, а в душе. Не в наслаждениях вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности.
Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. Это самое главное, потому что все внешнее, что происходит с нами – это отголосок нашего внутреннего состояния. Когда человек злобный внутри, то и снаружи внешне это зло и проявляется и происходит с ним и притягивает к нему все злое и негативное. Даже на собственном опыте многие из нас убедились и проверили истинность этого убеждения.
Душа по Сократу госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собою, основываясь на своих добродетелях. Поэтому и знаменитую аксиому древности «познай самого себя» Сократ понимал, как призыв к моральному совершенствованию.
Тема любви для Сократа важна, потому что это основа и обоснование единства истины и добра. Лучше узнать можно что-то только любя, а огромный смысл имеет любовь к конкретному человеку, его душе. Потому что в каждой душе есть светлое и темное начало. Учение Сократа было, что и говорить, неблагонадежным с точки зрения государственной языческой религии тех времен. Именно за свои взгляды Сократ и поплатился впоследствии жизнью…
Сократ стал знаменитым не только своей жизнью, но и своею смертью. В 369 году до нашей эры, он был привлечен к суду за расшатывание моральных устоев государства. Сократа несколько раз предупреждали не критиковать существующий на ту пору устой государственной власти.
«Но совершенно ясно, что Сократ, который был убежден, что ум – единственная надежда в деле улучшения человечества, не мог уступить и отказаться от своего призвания, ради полезных лишь на время идей правительства» (Брамбо «Философы Древней Греции», стр. 282).
До нас дошла его заключительная речь обращенная к судьям, в конце которой Сократ заявляет о своем убеждении: что никакое зло не может повредить хорошему человеку, ни в этом мире, ни в загробном (Брамбо «Философы Древней Греции», стр. 283).
Смертный приговор был вынесен Сократу. Как свободный гражданин того времени, по закону он не мог быть подвергнут казни. Поэтому он сам принял яд и скончался в полном сознании. Хотя вполне вероятно, что у такого философа были шансы избежать смертного приговора. Но всю жизнь Сократ считал, что у человеческой духовности есть две вершины: жизнь и смерть, и достойно встретить смерть он готовился всю жизнь.
Последний день Сократ провел со своими учениками, он говорил, что не боится смерти, он был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть ничто иное, как умирание для земной жизни и подготовка к жизни бессмертной души.
При всей внешней скромности Сократа, его кротости и любомудрию, одевался бедно, ел, что Бог пошлет, терпеливо сносил ворчливость и брань своей жены Ксантипы. Но правоты своей он не уступал и не уступил бы никому. Все древние писатели единогласно свидетельствуют, что все слова Сократа были его делом, и хоть жители Афин не верили в это, в связи с тогдашней традицией мыслителей и философов говорить одно, а делать совсем другое, извлекая пользу и выгоду лично для себя. Впоследствии многие жители поняли, как они были не правы.
Философия Сократа – это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он попытался показать современникам и потомкам, в чем заключается истинный смысл бытия человека.
На мой взгляд философия Сократа стала подготовкой к тому, чтобы через сотни лет языческая Греция смогла принять настоящую Истину!!!