Зарайская икона святителя николая чудотворца. Святой никола на осетре. Чудотворная икона святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец - самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен - родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV - VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип святителя Николая Зарайского представляет собой ростовое изображение святителя с разведенными в стороны руками: правая рука сложена в жесте благословения, в левой - закрытое Евангелие. По мнению А. Поппэ, название «Зарайский» появилось только в XVI веке. «Повесть о Николе Зарайском» описывает историю древней несохранившейся чудотворной иконы, которая была принесена из Корсуни через Новгород в Зарайск в 1225 году. В 1237 году Рязань первой испытала ужас татарского нашествия. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, что после убийства татарами рязанского князя Феодора его княгиня бросилась из высокого терема на землю и «заразися (разбилась) до смерти». После погребения их около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским.

Распространение этой иконографии в XIII - XIV веках подтверждается количеством памятников в иконописи и мелкой пластике. В Византии этот иконографический тип не получил широкого распространения. В русском искусстве он становится одним из излюбленных, чему способствовало популярность сюжета в литературе. Наиболее ранние произведения: икона первой половины XIV века «Никола Зарайский и апостол Филипп» из собрания ГТГ и новгородская икона святителя Николая первой половины XIV века из погоста Озерово.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х - начала XV века. М., 1995.

3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888.

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375-392.

23. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV - XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15-19.

24. Петров Н.И. Сказание о перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуни через Ригу в Зарайск в 1224 - 1225 гг. // Труды Археологического съезда в Риге, 1896. М., 1899. Т. 1. С. 220-228.

25. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI веков: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1979.

26. Поппэ А.Н. К начальной истории культа св. Николы Зарайского // Essays in Honor of A.A. Zimin. Columbus, Ohio, 1985.

27. Реформатская М.А. Северные письма. М., 1968.

28. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией. М., 1980.

29. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982.

30. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.

31. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV - XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. № 29, С. 142-145.

32. Иконы XIII - XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М., 2007.


С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов - Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы» ) рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского» .

По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить ». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.

Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город ». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.

Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

Смена названия иконы летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. Княгиня Евпраксия в 1237 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, после гибели в ставке Батыя своего мужа, предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана и насильного отречения от христианской веры ее сына, бросилась вместе с ребенком с высокого княжеского терема и разбилась до смерти. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте заразила (разбила)».

А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века - Зарайск.

О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости - зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.

В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.

В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор - выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.

Особая страница в истории Зарайска - эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества - князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.

После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.

Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.

Возрождена древняя традиция районного празднества 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 году сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он стоит на почетном месте - у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора и перед ним совершаются богослужения. Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи, оскверненного в советское время и служившего кинотеатром. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы принять под свои своды древний чудотворный образ.

Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых муниципальных услуг?

Икона Николая Чудотворца Зарайская

Хранима почти девять веков Зарайская земля чудотворным образом Николая, святителя Мир Ликийских, и прославлена она многими славными подвигами и победами. И знаменита своею главною святыней – Зарайской иконой Святителя Николая Чудотворца, или, как говорили в народе – Николой Зарайским. А 11 августа теперь совершается празднование в честь Зарайской иконы Святителя Николая Чудотворца.

Зарайск является одним из древнейших городов русских. В настоящее время это районный центр Московской области, с 1778 по 1929 года Зарайск был уездным городом Рязанской губернии, а еще раньше, в XII веке, – здесь было Зарайское удельное княжество.
Временем рождения города Зарайска считается год упоминания в летописи города, тогда носившего имя – Осетр: в 1146 году великий князь Новгородский и Черниговский Святослав Олегович, возвращаясь из Рязани, свернул с Оки на Осетр-реку и посетил град Осетр, который располагался, по-видимому, на северо-западной окраине современного Зарайска, то есть на месте Осетровского городища, что у Белого колодца.
Расположенный на реке Осетр, этот город был пограничным городом Рязанского княжества и имел различные названия, известные по летописным сводам: Осетр, Красный (красивый), Святого Николы Корсунского (Корсунь – Херсонес), Заразск, Новгородок-на-Осетре, Заразеск, Зараеск, Никола Заразской-на-Осетре, Никола-на-Осетре, Город Николы Заразского Посад, Никола Заразский, Зорайск, Зараск, а с XVII в. – Зарайск.
Существует несколько версий, объясняющих происхождение современного названия города. Слово «заразы» было употребительно по отношению к отвесной круче, обрыву (крутой склон вдоль правого берега Осетра называют Заразами), так же называют непроходимый лес и даже место захоронения умерших от болезней. Есть мнение, что слово имеет смысл «зараз совершенный», то есть в один прием, раз.
Но местные жители объясняют происхождение названия города, ссылаясь на событие, описанное в выдающемся памятнике древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем»: княгиня Евпраксия, узнав о гибели в ставке Батыя своего мужа князя Феодора Юрьевича, выбросилась с малолетним сыном Иоанном из окна высокого терема и разбилась насмерть – они умерли сразу, зараз (вместе, одновременно и сразу, без промедления). Начало местной духовной жизни, подвигов, прославивших город, древнейшие зарайские предания, летописи, важнейшие исторические события города связаны с этими именами. При князе Феодоре икона Свт. Николая прибыла из Корсуня, князь Феодор встречал ее у Белого колодца, князь Феодор, молодая княгиня и их малолетний сын приняли мученическую смерть, проявив силу духа христианского.
Князь Феодор был сыном рязанского князя Юрия Ингваревича, родился, предположительно, в 1205 г. Его супруга, по преданию, родилась в семье греческого царя. Примерно в 1223 году княжич Феодор Юрьевич получил в удел Зарайское княжество.
В 1224 году началась миссионерская деятельность первосвященника Корсунского Евстафия. Это было время начала монголо-татарского нашествия. В 1223 году уже произошла битва на Калке, когда русские полки откликнулись на призыв половецкого хана и выступили в его защиту, но сражение было проиграно.
Как повествуется в «Повести о принесении иконы Николы из Корсуня», старому пресвитеру древнего корсунского храма Святого апостола Иакова явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме. Святитель сказал: «Евстафие! Возьми чудотворный образ и пойми с собою супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую Аз бо тамо хощу образом моим бытии и чудеса творити и место прославити…». Пресвитер не поспешил исполнять волю святителя Николая, поэтому еще дважды пришлось во сне повторять великому чудотворцу указание и даже поразить Евстафия болезнью глаз.
Пресвитер Корсунский отправился с семьей в дорогу. Миссионерам пришлось передвигаться окружным путем, через Европу, а не традиционной дорогой по половецкой земле, так как после неудачной битвы на Калке это было крайне рискованно. Но и выбранный путешественниками европейский путь тоже был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ Свт. Николая спасал миссионеров от неминуемой гибели.
29 июля (по старому стилю) удельный князь Красного (Зарайска) Феодор Юрьевич принял у Белого колодца доставленную из Корсуня святыню.
«В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память Святого мученика Каллиника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Юрии Ингваревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня в пределы Рязанские, во область Благоверного князя Феодора Юрьевича Рязанского».
Встреча была подготовлена чудесным образом, и, как рассказывает летопись, подвиг и слава княжеской семье мучеников была обещана князю Феодору. «Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Федор Юрьевич встал от сна, и устрашился от такого видения, и стал помышлять в тайном храме сердца своего, будучи объят страхом. И не поведал никому страшного видения, и стал думать: «О великий чудотворец Никола! Как же умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею».
И тотчас направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел. И пришел в то место, о котором говорили, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял чудотворный образ, и принес во область свою. И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, веля поведать ему о прибытии чудотворного образа Николы из Корсуня-града. Великий князь Георгий Ингваревич услышал о прибытии чудотворного образа Николы и возблагодарил Бога и угодника его чудотворца Николу за то, что посетил Бог людей своих и не забыл создание рук своих».
Вскоре на поклонение иконе прибыли епископ Евфросин Святогорец и Великий князь Рязанский Юрий Ингваревич. «Князь великий взял с собою епископа Ефросиния Святогорца и тотчас пошел в область к сыну своему князю Федору Юрьевичу. И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса, и исполнился радости о его преславных чудесах. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город».
Миссионеры из Корсуня поселились в Черной слободе города Красного, на горе, которая получила название Корсацкой.
Вместе с иконой Святителя Николая, Евстафием была доставлена небольшая библиотека славянских и греческих книг. В августе 1225г. в Остроге города Красного была заложена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца для помещения в ней доставленной из Корсуня святыни. Со временем здесь был создан скрипторий, где переписывались старые книги, изготовлялись новые.
От пресвитера Евстафия начался род служителей Никольской церкви в Зарайске. Традиция сохранения святыни и благоговейного служения ей в прославлении имени Господня передавалась от отца сыну и не прерывалась 335 лет:

«1. Поп, служил у Николы чудотворца Остафей, пришел из Корсуня с чудотворным Николиным образом.
2. Сын его Остафей по отце своем служил.
3. Поп по Остафе служил сын его Прокофей.
4. Служил Прокофьев сын Никита.
5. Служил сын Никитин Василиск.
6. Служил сын Василисков Захарей Покид.
7. Служил сын Захарьев Феод осей.
8. Служил сын Феод осев Матвей.
9. Служил сын Матвеев Иван Вислоух.
10. Служил сын Иванов Петр.»

Предположительно, в 1231 году состоялось бракосочетание князя Феодора Юрьевича с греческой (?) царевной Евпраксией, а в 1231 году в княжеской семье родился сын Иоанн. «Спустя немного лет князь Федор Юрьевич сочетался браком, взяв супругу из царского рода именем Евпраксию. И вскоре и сына родила именем Ивана Постника.
В двенадцатый год после перенесения Чудотворной иконы из Корсуня, в 1237 году, полчища Батыя вторглись в южные земли Рязанского княжества и расположились на реке Воронеж. Рязанский князь Юрий Ингваревич направил в ставку Батыя посольство рязанских князей во главе со своим сыном Феодором Юрьевичем «с дарами и мольбами великими, чтобы хан не ходил войной на Рязанскую землю». Батый принял дары и начал требовать к себе на ложе княжеских дочерей и сестер. Суждено было князю Феодору стать жертвой зависти и предательства одного из рязанских вельмож, который донес хану, что у князя Феодора необыкновенной красоты жена Евпраксия. Хан потребовал от князя: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Оскорбленный князь решительно ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».
Безбожный царь Батый разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело – бросить на растерзание зверям и птицам. Были убиты и другие князья и лучшие воины.
И один из приближенных князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал над телом честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял тело преславного князя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестный царь Батый убил князя Федора Юрьевича.

«В год 6745 (1237). Убит был благоверный князь Федор Юрьевич Рязанский безбожным царем Батыем на реке Воронеже. И услышала благоверная княгиня Евпраксия-царевна про убиение господина своего блаженного князя Федора Юрьевича, и тотчас ринулась с превысокого дворца своего и с сыном своим с князем Иваном Федоровичем, и убилась до смерти. И принесли тело блаженного князя Федора Юрьевича в область его к великому чудотворцу Николе Корсунскому, и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Ивана Федоровича в едином месте, и поставили над ними кресты каменные. И зовется с тех пор великий чудотворец Николой Заразским по той причине, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном сама себя «заразила» -<расшиблась до смерти>».

Узнав «об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, лучших людей», великий князь Юрий Ингваревич, стал собирать воинство свое и расставлять полки. «И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, Боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и скрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О государи мои и братия! Если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые Божий церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича».

И пошел в церковь Успения Пресвятой Владычицы Богородицы, и плакал много перед образом Пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестного царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевских пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два – с десятью тысячами».

Когда же увидел князь Батый Олега Ингваревича, красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, то хотел уврачевать его от ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич стал укорять царя Батыя, назвал его безбожным и врагом христианства. Батый повелел тотчас князя Олега ножами рассечь на части. И принял князь венец страдания от всемилостивого Бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею.

И стал воевать царь Батый Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. Он осадил град, и пять дней была битва. «И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали.

И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы Божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и едину чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца ни матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль, и на Владимир, собираясь Русскую землю попленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить.

Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен Богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья все его убиты нечестивым, законоотоступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел город разорен, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей, лежащих мертвыми, и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято. Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно вскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий. И от великого того кричания и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем.

Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?

И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич, и нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых Бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных. <…>

И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих – великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давыда Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных – своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел их нести во град Рязань. А честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу.

А братьев своих, князя Давыда Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы их. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого Чудотворца Николы Корсунского. И похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила).

Благоверный князь Ингварь Ингваревич, названный во святом крещении Козьмой, сел на столе отца своего великого князя Ингваря Святославича. И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловредного царя Батыя. А господина Михаила Всеволодовича Пронского посадил на отца его отчине».

Полчища Батыя по пути из Рязани в Коломну и Москву, разграбили и сожгли город Красный.

28 декабря 1237 года легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат, вернувшись из Чернигова и побывав в разграбленной Рязани, по преданию, прибыл в Красный (Зарайск) и на Великом Поле сформировал дружину из 1700 ратников. Русская дружина настигла на Суздальской земле полки Батыя и напала на их станы.

Решающее сражение русских воинов во главе с Евпатием Коловратом и монголо-татарского войска произошло 4 марта на реке Сити.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. <…> И послал шури-ча своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула наполы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, – и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти, и так крепко и мужественно на конях бьются -один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Так, чудотворный образ Святителя Николая пришел на землю Рязанскую, Зарайскую во время страшных испытаний, монголо-татарского нашествия. Главными темами русских летописей становятся тема плача и покаяния, необходимого при глубоком осознании зависимости общего и личного блага от поступков каждого, от любви, стремления к единству, живой совести христианского народа. Христианское самоуглубление, признание грехов своих укореняется в самосознании народа, в Зарайске развитие христианского мышления, религиозный опыт происходит под строгим взором и непосредственном мо­литвенном участии святителя Николая, образом своим здесь пребывающем. Важно не только выжить, находить силы восстанавливать хозяйство, храмы, продолжать богослужение, но главное – не струсить, не предать, остаться человеком, христианином, сохранить верность православии. Для многих в те времена примером оставались только святые, а образы святости, любви, сострадания – только у Самого Христа, да Его святого воинства, непреклонных правдолюбцев и исповедников, у пастырей надежных, каким и был святитель Николай.

Крупная победа, называемая нередко репетицией Куликовской битвы, состоялась 11 августа 1378 года на реке Воже. Темник Мамай снарядил тогда 50-тысячное войско под командованием Бегича. Московский князь Димитрий Иванович, узнав о приближении монголо-татарского войска, выступил навстречу неприятелю. Великое Поле Зарайского княжества было сборным пунктом русской рати перед выходом на реку Вожу. Здесь близ Зарайска к князю Димитрию присоединились конные дружины Даниила Пронского и Олега Рязанского.

В 1386 году великий подвижник земли русской преподобный Сергий Радонежский по пути в Рязань и возвращаясь оттуда, дважды посетил Зарайск, останавливаясь для молитв у Николы Зарайского.

В 1401 году в скриптории (вероятно, при Никольском храме) создано Евангелие, известное под названием «Зарайское». Эта рукописная книга с великолепными буквицами, орнаментом и миниатюрами хранится в Российской Государственной библиотеке (РГБ).

На Зарайской земле происходил целый ряд победоносных сражений русских воинов с крымскими захватчиками. В июне 1511 года крымский хан Ахмат-Гирей предпринял несколько попыток прорвать в рязанские земли, но каждый раз в окрестностях Зарайска встречает решительный отпор русских дружин под предводительством князя Александра Владимировича Ростовского.

В июне 1512 года в Рязанское княжество вторгся крымский царевич Махмут, но, узнав, что воеводы великого князя стоят на Осетре, вернулся. В 1513 году чудотворная икона Свт. Николая была перенесена в Коломну, а в 1516 году возвратилась в Никольский храм Зарайска.

В сентябре 1527 года близ Зарайска произошло сражение русского войска с полчищами крымского хана Ислама-Гирея, закончившееся полным разгромом крымского войска. Крымские татары снова были биты «у Николы Заразского» в 1528г. В этом же году был заложен в Зарайске каменный кремль и в нем – новая каменная церковь Свт. Николая Чудотворца.

10 марта 1530г. Великий князь Московский Василий III выехал из Москвы в Зарайск, чтобы помолиться у чудотворной иконы Свт. Николая.

В первой половине XVI века войска крымских татар периодически вторгались в Рязанское княжество, выжигали посады, грабили местное население и уводили в плен. Память народная и летописи сохранили славное имя Мити Калинина, вождя сторожевой службы Вожской засеки (у Зарайска).

В 1550, 1551, 1560 и 1571 гг. в Зарайске побывал царь Иоанн Грозный и молился чудотворной иконе. По велению Иоанна Грозного в Зарайске был возведен Иоанно-Предтеченский храм, а в 1556 г. царь приказал разобрать одно судно и возвести на крутом берегу Осетра возвести церковь Спаса, которую тут же освятили.

8 февраля 1610 года князь Дмитрий Пожарский был назначен воеводой Зарайска. В июле этого же года воеводе пришлось подавить мятеж, организованный приверженцами Лжедмит-рия II. Многие южные города, в том числе Коломна и Кашира, тогда поддержали власть самозванца и послали в Зарайск грамоту с требованием присягнуть Лжедмитрию II. Обыватели вызвали воеводу на площадь перед Кремлем и потребовали от него признать «законного царя Дмитрия».

Князь Пожарский не дрогнул, объявил о своей верности Москве и стыдил сомневающихся. «Стойте за правду, и только за правду! Остерегайтесь измены и чужеземной кабалы. Если же попробуете принудить меня к измене силой, вас ждет позор и поражение», – предупредил князь. Мятежники хотели расправиться с воеводой, но князь Пожарский готов был не только на словах постоять за правду. Благодаря священнику Димитрию Леонтьевичу Протопопову князь получил поддержку у патриотически настроенных горожан и укрылся в Кремле с верными ратниками. Мятежники, столкнувшись с волей и твердостью верного и бесстрашного воеводы, раскаялись и поклялись ему верно служить Москве.

После этого князю Дмитрию Пожарскому удалось выдержать осаду Кремля, предпринятую черкесами, казаками и «воровскими людьми», прибывшими во главе с Исааком Сумбуловым из Михайлова, и изгнал их из Зарайска. За время своего воеводства князь Дмитрий Михайлович Пожарский 16 раз отражал врагов от Зарайска.

По призыву воеводы П. П. Ляпунова в январе 1611 года князь Пожарский, воевода Зарайский, примкнул к Первому (Рязанскому) ополчению, в которое вошли ратники более 50 городов и уездов России, это были дворяне, посадские люди, стрельцы, черносошные крестьяне, казаки.

1 октября 1611 года по предложению новгородского старосты Кузьмы Минина Дмитрий Пожарский был избран воеводой Второго народного ополчения и приступил к его формированию в Нижнем Новгороде.

20 августа Д. Пожарский и Кузьма Минин вступили в Москву во главе Второго народного ополчения. 26 октября польские интервенты, засевшие в Московском Кремле, капитулировали, и Москва была освобождена от иноземных захватчиков.

Много славных побед одержано в окрестностях Зарайска, важнейшие из них – победы над сомнениями, малодушием, трусостью, одним словом, над грехами, в периоды испытаний, искушений. Что дает пребывание великого Мирликийского чудотворца во образе своем Зарайском? Конечно, помощь его ощутима в достижениях, важных, ответственных делах, но важнее всего – в духовном укреплении, в указании правильного пути, в даровании сил поступать нравственно, не как выгодно, но как благородно, по-христиански.

Много прекрасных имен оказалось связано с Зарайской историей. Это были не только священники и воины. Зарайская земля вскормила замечательных писателей, художников, скульпторов. Одно из имен нельзя не упомянуть особо. Это великий философ и писатель Федор Михайлович Достоевский, певец вечной борьбы добра и зла в сердце человека. Воспитанию гения Достоевского, раскрытию его пророческого дара и художественного мастерства, возможно, способствовала атмосфера, в которой пребывал будущий писатель в детские годы. Может быть, здесь произнесенные детские молитвы, конечно, и к Святителю Николаю, предопределили верность правде и православию писателя, провели его через все испытания, превратности судьбы и не допустили штудты, защитили от обывательщины, фальши, от всего наносного сохранили чистым око писателя, непременное условие истинного творчества, укрепили дух, приумножили любовь и способность сострадать своему народу и отдать себя, свою жизнь, дарования до капли, без остатка погибающему, но так нуждающемуся в спасении миру.
Летом 1831 года врач Мариинской больницы для бедных Михаил Андреевич Достоевский купил у помещика Хотяинцева сельцо Даровое, а через два года приобрел у него и соседнюю деревню Черемошню. Родовое имение Достоевских Даровое и сейчас привлекает внимание почитателей таланта Ф. М. Достоевского. Здесь с 1832 по 1838 гг. будущий великий писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский проводил летние каникулы. Здесь он побывал и незадолго до своей кончины, в 1877 году.

Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about

*
============================

Святитель Никола Зарайский с Деисусом и избранными святыми.
Около 1500 г.
Россмя. Великий Устюг. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Порядок клейм:
1 2 3 4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15 16 17 18 19 20

1-5. Деисус.
6. Илья;
7. Афанасей;
8. Димитрей;
9. Митрополит Иона;
10. Стефан;
11. Власей;
12. (?);
13. Георгий;
14. Козма;
15. Дамиан;
16. Параскева;
17. Екатерина;
18. Варвара;
19. Флор;
20. Лавр;
Икона раскрыта в Вологодской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской А. А. Рыбаковым в 1975 году, после чего она стала известной в литературе. Но при этом произведение, подобно иным, относящимся к той же эпохе, не привлекло более пристального внимания исследователей, хотя здесь на полях оказалось одно из самых ранних изображений Прокопия Устюжского. Судя по надписи на поземе в среднике, икона подверглась поновлению в марте 1822 года «на Устюге Великом». Включение в ряд изображенных святых Прокопия Устюжского весьма примечательно, но в то же время оно способно не только служить указанием на выполнение иконы в Великом Устюге, но и свидетельствовать о распространении почитания в пределах региона. Однако историческая связь произведения с Великим Устюгом не подлежит сомнению.
Материальные признаки данной иконы вполне соответствуют ее вероятному выполнению около 1500 года: сосновая доска с ковчегом первоначально имела одну шпонку с тыльной стороны посредине, и лишь позже врезаны еще две встречные, вверху и внизу. Красочный слой оказался потерт, с обширной утратой части киноварного фона средника и участков левкаса вдоль нижнего края, имеющих вставки, одна из которых приходится на часть полуфигуры святой Екатерины. Средник выделен черной каймой с крупными белыми «жемчугами». По сторонам средника на светлом фоне написаны Деисус из пяти фигур со Спасом Нерукотворным и пятнадцать полуфигур избранных святых, в их числе Прокопий Устюжский.
Несколько расширяя приведенную выразительную суммарную характеристику иконы, следует остановить внимание на некоторых ее деталях, и прежде всего на изображении средника. В русской иконографической традиции оно известно как образ Николы Заразского (или Зарайского), почитание которого на Руси, по данным литературного источника, прослеживается с 1225 года. В произведениях иконописи это изображение в рост святого Николы с разведенными в стороны руками (благословляющей — правой и держащей закрытое Евангелие — левой) представлено с первой половины XIV века, в частности в новгородских. Рязанские иконы с этим сюжетом относятся к более позднему времени и отличаются более развитой иконографией. Вопрос места начала почитания Николы Заразского теперь решается в пользу связи с интересом к корсунским святыням в последнюю четверть XV века, проявившимся в Новгороде. Однако иконография использована при этом более древняя, к тому времени получившая распространение в русских землях и соответственно имевшая различные варианты, указывавшие на локальные традиции. С учетом сказанного важно подчеркнуть сходство общего характера представленной на описываемой иконе фигуры святого Николы с изображениями ферапонтовских фресок Дионисия, выполненных в 1502 году.
Вверху полуфигуры предстоящих в молении Спасу Нерукотворному: Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил; по сторонам попарно: пророк Илья и Афанасий Александрийский, Дмитрий Солунский и Иоанн Милостивый, архидиакон Стефан и Власий, Прокопий Устюжский и Георгий; внизу: Козма и Дамиан, Параскева, Екатерина, Варвара, Флор и Лавр. Не исключено, что изображения по сторонам средника группируются скорее по вертикали, хотя в таком случае более логичным было бы размещение образа Георгия слева, рядом с Димитрием. Но надо отдать должное иконописцу за то, что он указанное распределение поясных изображений святых умело подчинил композиционному и цветовому ритму, свидетельствующему о тонком эстетическом вкусе. Объяснение внутренней логики в порядке расположения фигур в идеале должно быть соотнесено с иконографической схемой деисус-ной композиции, предполагающей последовательность архангелов, апостолов, святителей, пророков, мучеников, преподобных, святых жен.
В центре верхнего поля новгородских икон XIII века представлена Этимасия (Уготованный престол). Локализуемые Новгородом иконы XIV—XV веков обычно подобного обрамления не имеют. Появляется оно снова, уже в ином варианте, только на рубеже XV—XVI веков, в провинциальной новгородской иконописи, возможно, под воздействием палеологовских образцов.

На самом краю Московской области, в 170 километрах к югу от столицы, расположился небольшой городок Зарайск. Неудобное с практической точки зрения расположение вдали от железной дороги и ближайших Рязанского и Каширского трактов позволило городу сохранить уездный дух: преобладают одно- и двухэтажные дома, многие из которых построены купцами еще в конце XIX века, а высотными ориентирами города, как в старину, являются колокольни и кресты церквей. Сегодняшний Зарайск мало отличается от того города, который видел Достоевский. Есть здесь и памятники и более древних времен. Город свидетель трех разных историй: нашествия Батыя, Смутного времени и детства писателя Ф.М. Достоевского. Для того чтобы познакомится с этими тремя историями Зарайска, вполне хватит и одного дня, если выехать рано утром из Москвы.

Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей машине ехать по трассе «Дон», где меньше пробок и дорога лучше. От Москвы почти до самой Каширы нужно ехать все время по трассе. Затем свернуть в районе Сайгатово с трассы и, переехав по мосту Оку, через Каширу ехать на Аладьино. После железнодорожного переезда в Топканово нужно двигаться прямо до поворота на Журавну, где стоит одна из старейших церквей района — церковь Спасо-Преображения. За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое - лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск.

Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе (примерно 15 км от города).

Детство Достоевского

В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача. Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире.

По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии.

«Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта. В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича.

Михаил Андреевич Достоевский не был дворянином по происхождению, он выслужился. Был он бедным помещиком, помимо Дарового ему принадлежала только еще одна соседняя деревня Черемошня. Управление хозяйством не было счастливым. В год покупки Дарового вся деревня выгорела от пожара, а затем начались судебные тяжбы с соседним помещиком Хотяинцевым. Спустя несколько лет умирает от чахотки супруга Михаила Андреевича. Смерть жены особенно ожесточила характер отца писателя. Появились свидетельства, что он стал суров по отношению к крестьянам, и после очередной перепалки с ними был найден мертвым по дороге в Черемошню. Загадочная кончина отца Достоевского до сих пор остается предметом споров — был ли это несчастный случай или убийство? Его гениальный сын остро переживал эту семейную трагедию. Спустя многие годы, во время работы над замыслом романа «Братья Карамазовы», Достоевский побывал в родовом гнезде, был и на могиле отца. Писатель воплотил тему убийства помещика собственным лакеем в этом своем последнем романе, а злополучная деревня «Чермашня» также появляется в романе как некий пароль в сговоре Смердякова и Ивана.

Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга.

Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году.

Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы - его племянница. У входа на территорию усадьбы вас встретит памятник Достоевскому и старинные липы. Этим липам более 200 лет, они живые свидетели детских игр писателя, а сама эта аллея называется «Фединой рощей». На территории усадьбы все скромно и по-домашнему. Как правило, никого вокруг нет, никаких музейных сотрудников тоже не бывает. Можно самому зайти на участок, посидеть за столиком у крыльца.

Правда, внутрь дома зайти можно лишь с экскурсионной группой, оформив билет в Зарайске. Однако стоит отметить, что ценные предметы обстановки в свое время были вывезены в музей Достоевского в Москве, так что много вы не потеряете, если не попадете внутрь флигеля.

Теперь же стоит отправиться в Зарайск, город, который Достоевский в своих письмах ставил выше швейцарского Вевея! Из Зарайска родом, согласно роману, были красильщики в «Преступлении и наказании». Один из них, Миколка, неожиданно сознался в убийстве старухи-процентщицы, чем сбил с толку следователя Порфирия, да и настоящего убийцу Раскольникова.

Смутное время и князь Пожарский

Еще на подъезде к Зарайску со стороны Дарового и Моногарова открывается красивый вид на город, стоящий на реке Осетр. И уже издалека видны кирпичные башни с деревянными шатрами — знаменитый Зарайский кремль.

Зарайский кремль — это одна из главных достопримечательностей города. Он построен в XVI веке для обороны от набегов крымских татар и был важным южным защитным рубежом наряду с Тулой и ее кремлем. Зарайская крепость является единственной в Подмосковье, которая сохранилась полностью. Кроме того, это самый маленький в России кремль. В крепости всего семь башен-стрельниц. Крымские татары около двадцати раз осаждали эти стены, но ни разу не взяли.

В начале XVII века у Зарайского кремля появляются новые враги, страну охватывает смута. Всюду разгуливают шайки разбойников, литовские и польские гарнизоны, самозванцы. Лжедмитрию Второму, известному как «Тушинский вор», присягают многие южные города и царские воеводы. Мятежники входят в соседнюю Каширу и Коломну. Жители Зарайска также готовы целовать крест новому самозванцу, однако воеводой здесь в это время служит будущий герой Дмитрий Михайлович Пожарский. Здесь в 1609 году он впервые проявляет себя как противник смуты. Вместе с гарнизоном князь запирается в зарайском кремле и заявляет горожанам и сторонникам Лжедмитрия, что останется верен законному царю Василию Шуйскому. Кремль оказывается неприступным для смутьянов, и Пожарский побеждает. Горожане не присягают вору, а остаются верными царю. В память о воеводстве в Зарайске Пожарского на Никольской башне кремля вывешена мемориальная доска, а на площади Пожарского установлен бюст герою.

Подняться на галереи кремля можно лишь с экскурсоводом, вход платный. Среди семи башен главной считалась Никольская с двумя шатрами. Есть у Зарайского кремля и своя Спасская башня, ее венчает двуглавый орел. Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход.

Другой памятник событиям Смутного времени - «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо.

Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле. Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Нынешнее здание церкви, с голубым куполом, построено в конце XVIII века.

Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами.

Образ Николы Зарайского и нашествие Батыя

Старинный Зарайск позволяет перенестись еще дальше в прошлое, в XII и XIII века. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники.

Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя. Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни.

Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск. Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место.

На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.

Чтобы попасть к источнику, который местные называют «Белый колодец», нужно ехать от кремля на север все время прямо, мимо парка Кирова, и затем свернуть налево по указателю к бензоколонке. Проехав заправку дальше ехать все время прямо до тупика, где будет парковка и небольшой церковный магазин.

К тем же древним временам относится и другая, на этот раз трагическая история. В самом центре кремля, у алтарей Иоанновской церкви, вы увидите сень, под которой установлены три креста. Это место древнего погребения XIII века. Здесь покоятся местночтимые благоверные князья Феодор, его супруга Евпраксия и их сын Иоанн.

Феодор был первым в истории зарайским князем. Во время первого нашествия монголов был убит на реке Воронеже, оставив свою супругу и сына в Зарайске. Спустя время батыевы орды входят в землю Рязанскую и осаждают тогда еще деревянную крепость на Осетре. Батый хотел взять жену поверженного князя себе в гарем, но благоверная Евпраксия выбрала иную судьбу — она вместе с сыном выбросилась из окна княжеского терема и «заразилась», то есть разбилась на смерть о землю. Кстати, некоторые краеведы связывают происхождение названия города именно с этим словом. Вскоре на месте погребения князей в Зарайске была поставлена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Взамен деревянной впоследствии была устроена каменная. Было это во времена Иоанна Грозного, не раз посещавшего Зарайск и считавшего Иоанна Крестителя своим небесным покровителем. Нынешнее здание церкви было построено незадолго до революции и несколько в стороне от старого. Таким образом, могилы князей оказались не под алтарем, а на улице.

Полезная информация

Зарайский краеведческий музей располагается прямо в кремле, в зданиях присутственных мест, где можно заказать экскурсии по кремлю, по музею и в усадьбу Достоевского Даровое.

Припарковать автомобиль можно с северной стороны кремля.

Хорошие туалеты есть в кафе или на автобусной станции, что находится у торговых рядов, с восточной стороны кремля.

Перекусить в Зарайске можно в кафе «Любава», расположенном недалеко от кремля у Никольских ворот.

На территории кремля устроена хорошая детская площадка, где могут поиграть дети. В Зарайске есть городской пляж на реке Осетр.

В городе также есть музей-квартира известного скульптора Анны Голубкиной, недалеко от городской администрации (ул. Дзержинского 38).

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов - Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы» ) рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского» .

По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить ». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.

Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город ». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.

Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

Смена названия иконы летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. Княгиня Евпраксия в 1237 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, после гибели в ставке Батыя своего мужа, предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана и насильного отречения от христианской веры ее сына, бросилась вместе с ребенком с высокого княжеского терема и разбилась до смерти. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте заразила (разбила)».

А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века - Зарайск.

О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости - зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.

В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.

В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор - выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.

Особая страница в истории Зарайска - эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества - князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.

После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.

Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.

Возрождена древняя традиция районного празднества 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 году сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он стоит на почетном месте - у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора и перед ним совершаются богослужения. Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи, оскверненного в советское время и служившего кинотеатром. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы принять под свои своды древний чудотворный образ.