Первичная специализированная медико санитарная помощь. Организация первичной медико-санитарной помощи населению

1. Виды медицинской помощи

ü Первая медицинская помощь осуществляется как медицинским работником любого уровня, так и людьми не имеющими медицинского образования во вне госпитальных условиях и в стационаре. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования;

ü Доврачебная помощь оказывается медицинскими работниками любого уровня на здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах;

ü Первая врачебная помощь осуществляется врачами, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. тем, где она оказывается – вне больничных условий или в поликлинике, машине «скорой помощи», в приемном отделении больницы.

ü Квалифицированная медицинская помощь - комплекс хирургических и терапевтических мероприятий, осуществляемых врачами соответствующего профиля в лечебных учреждениях (отделениях), направленных на устранение последствий поражения, в первую очередь угрожающих жизни. Оптимальным сроком оказания считаются первые 8-12 ч после травмы.

ü Специализированная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, осуществляемых врачами-специалистами в специализированных лечебных учреждениях(отделениях) с использованием необходимого оснащения и оборудования с целью максимального восстановления утраченных функций органов и систем. Должна быть оказана по возможности в ранние сроки, но не позднее 3 суток.

2. Первичная медицинская помощь

Первичная медико-санитарная помощь – первый уровень контакта человека, семьи, общества с национальной системой здравоохранения, который максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства и представляет собой первый элемент здравоохранения, направленный на укрепление здоровья у здоровых, лечение и реабилитацию больных.

Она включает :

1. Лечение наиболее распространенных заболеваний, травм, отравлений и других неотложных состояний;

2. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний;

3. Санитарно-гигиеническое образование;

4. Проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

ПМСП является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания.

Реализация данного права должна осуществляется независимо от пола, национальности, социального происхождения, места жительства, религиозным убеждениям а также других обстоятельств.

Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Объем ПМСП определяется местной администрацией в соответствии с государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи и территориальными программами обязательного медицинского страхования.

Порядок оказания ПМСП устанавливается органами управления муниципальной системы здравоохранения на основании нормативных актов Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

3. Учреждения оказывающие первичную медицинскую помощь

ПМСП обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-противоэпидемической службы. В оказании помощи могут участвовать учреждения государственно и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается:

1. Амбулаторно;

2. По месту выезда мобильной медицинской бригады

3. В условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.

Ведущим звеном в системе организации ПМСП являются амбулаторно-поликлинические учреждения. В поликлинических условиях начинают и заканчивают лечение 80 – 85 % больных.

Организация ПМСП по участковому принципу

Территориально-участковый принцип организации оказания ПМСП заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях.

Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.

В медицинских организациях могут быть организованы участки:

ü фельдшерский;

ü терапевтический (в том числе цеховой);

ü врача общей практики (семейного врача);

ü комплексный;

ü акушерский;

на фельдшерском участке - 1300 человек взрослого населения.

на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, - 1300 человек взрослого населения);

на участке врача общей практики - 1200 человек взрослого населения.

на участке семейного врача - 1500 человек взрослого и детского населения;

на комплексном участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

В зависимости от конкретных условий оказания ПМСП населению в целях обеспечения ее доступности могут формироваться постоянно действующие медицинские бригады, состоящие из врача-терапевта участкового, фельдшеров, акушеров и медицинских сестер, с распределением между ними функциональных обязанностей по компетенции.

Городская поликлиника

Поликлиника – специализированное или многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное оказывать медицинскую помощь приходящим больным, а также больным на дому, осуществлять комплекс лечебно-профилактических мероприятий на лечение и предупреждение заболеваний и их осложнений.

Классификация поликлиник:

1. По организационному признаку – объединенные со стационаром и не объединенные (самостоятельные);

2. По территориальному признаку – городские и сельские;

3. По профилю – общие для обслуживания взрослого и детского населения или только взрослые и детские;

4. По уровню специализации – узкоспециализированные и многопрофильные.

Задачи городской поликлиники:

1. оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению обслуживаемого района непосредственно в поликлинике и на дому;

2. организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных промышленных предприятиях;

3. организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

4. организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни.

Осуществляя эти задачи, городская поликлиника оказывает:

1. первую и неотложную медицинскую помощь больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях;

2. проводит раннее выявление заболеваний (квалифицированное и полное обследование обратившихся в поликлинику);

3. оказывает своевременную и квалифицированную врачебную помощь населению (на амбулаторном приеме и на дому);

4. своевременно госпитализирует лиц, нуждающихся в стационарном лечении, максимально полно обследуя их предварительно в соответствии с профилем заболевания;

5. проводит восстановительное лечение больных;

6. все виды профилактических осмотров;

7. диспансеризацию, в т.ч. отбор лиц (здоровых и больных), подлежащих динамическому наблюдению;

8. проводит комплекс противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление больных инфекционными болезнями, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с такими больными и др.);

9. проводит экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности (выдача и продление листка нетрудоспособности), а также направляет во врачебно-трудовые экспертные комиссии лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

10. осуществляет мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала).

Поликлиника тесно взаимодействует с больницами, учреждениями, оказывающими специализированную медицинскую помощь, службой скорой медицинской помощи.

Необходимо, чтобы вся информация о здоровье пациента была сконцентрирована у участкового врача, которому должна быть предоставлена возможность пользоваться консультативной и диагностической помощью со стороны более квалифицированного специалиста или учреждения.

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ - совокупность медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.

Понятие «первичная медико-санитарная помощь» как отражение стратегии и программы деятельности Всемирной организации здравоохранения (см.) было предложено ею в 70-х гг. 20 в. с целью «достижения здоровья для всех к 2000 году». При этом П. м.-с. п. была определена как основное средство осуществления цели стратегии. Понятие и концепция П. м.-с. п. претерпели существенные изменения по мере изучения и обобщения опыта развития здравоохранения и социальных служб, под воздействием активной позиции СССР и других социалистических стран на сессиях ВОЗ и в ее повседневной деятельности. Первоначально эта форма медпомощи трактовалась как преимущественно лечебная, примитивная, оказываемая жителям сельских общин развивающихся стран лицами, не имеющими мед. образования, а получившими лишь первоначальные навыки оказания доврачебной медпомощи и проведения вакцинации, за счет средств общины. Более того, такая форма медпомощи в большинстве стран противопоставлялась профессиональным, в т. ч. государственным, службам здравоохранения, не способным обеспечить большинству населения медпомощь в силу острой нехватки мед. кадров и учреждений здравоохранения и непомерно высокой и все растущей стоимости медпомощи. Предлагалось называть эту форму первичной медицинской помощью, а ее осуществление считать обязанностью общин, не связанных с профессиональной мед. организацией. Однако такая позиция противоречила целям и задачам здравоохранения как неразрывной части социального развития и лишала население развивающихся стран, широкие слои трудящихся экономически развитых капиталистических стран современной медпомощи из-за ее дороговизны, одного из основных прав человека - права на здоровье; она шла в разрез с решениями самой ВОЗ, и прежде всего с принятой на XXIII Всемирной ассамблее здравоохранения (1970) резолюцией об основных принципах национального здравоохранения, с успехами строительства государственных систем здравоохранения в социалистических странах и опытом ряда других стран. Представления о примитивном характере П. м.-с. п., оторванной от служб здравоохранения и от планов и программ социально-экономического развития, следовало заменить прогрессивной концепцией, отвечающей потребностям населения, принципам и задачам ООН, по примеру ряда стран, и прежде всего социалистических, продемонстрировавших реальные возможности предоставления общедоступной, квалифицированной медико-санитарной помощи на основе создания ее всеобъемлющих систем и служб. Долголетний опыт развития в СССР П. м.-с. п., прежде всего в рамках врачебного участка, имел плодотворный эффект. После обсуждения многообразных проблем П. м.-с. п. на национальных и международных конференциях, в т. ч. в регионарных комитетах и на Всемирных ассамблеях здравоохранения, ВОЗ и ЮНИСЕФ было решено созвать специальную международную конференцию по П. м.-с. п. По инициативе и приглашению правительства СССР такая конференция была проведена в сентябре 1978 г. в Алма-Ате. Участники конференции не только обсудили многочисленные и разнообразные аспекты концепции П. м.-с. п. и ее осуществления в различных странах, но и смогли ознакомиться с леч.-проф, учреждениями Казахской ССР и других среднеазиатских республик, оценив весьма высоко организацию и эффективность их работы, вт. ч. оказываемую ими П. м.-с. п. Конференция приняла Алма-Атинскую декларацию и другие документы, в к-рых было сформулировано понятие и концепция П. м.-с. п., определены возможности стран, основные пути, средства реализации этой формы мед.-сан. помощи, обязанности государств, правительств, международных организаций. Решения алма-атинской конференции получили широкую известность и поддержку во всем мире. Они положены в основу разрабатываемой ВОЗ новой стратегии, подтверждены и развиты в документах последующих Всемирных ассамблей здравоохранения (XXXII, XXXIII, особенно XXXIV). ВОЗ считает, что через П. м.-с. п. можно будет постепенно перейти к созданию всеобъемлющих систем здравоохранения для всего населения. Уже в 1979 г. в обобщающем документе ВОЗ «Разработка стратегии по достижению здоровья для всех к 2000 году» говорилось о предоставлении каждому индивидууму доступа к первичной медико-санитарной помощи, а через нее - ко всем уровням всеобъемлющей системы здравоохранения. Концепция П. м.-с. п. означает наличие службы или системы здравоохранения, передним краем к-рой она является; предполагает существование нескольких уровней (первичного - П. м.-с. п., вторичного и др.). Еще нет полного представления о структуре, формах и функциях П. м.-с. п., ее связях с другими уровнями (эшелонами). Бесспорно (и это признано на алма-атинской конференции и в последующем), что наивысшая форма П. м.-с. п. имеет место в СССР и ряде других социалистических стран, где создана всеобъемлющая государственная система здравоохранения как важнейшая часть социально-экономического и политического развития, к-рая обеспечивает охрану и улучшение здоровья всего населения, где имеет место прочная связь всех звеньев медпомощи - амбулаторно-поликлинической, ртационарной, специализированной, где основой деятельности системы здравоохранения, и прежде всего П. м.-с. п., является профилактика (см.), социально-профилактическое направление.

Понимание концепции П. м.-с. п. как универсальной доктрины не означает, что она не учитывает разный уровень социально-экономического развития стран и их служб здравоохранения. Соответственно конкретные формы, возможности развития П. м.-с. п. различны. Однако остаются общими понятие и концепция П. м.-с. п. В Алма-Атинской декларации говорится: «Первичная медико-санитарная помощь включает основные медико-санитарные мероприятия, повсеместно доступные отдельным людям и семьям в общине и осуществляемые при их всемерном участии на основе практически применимых, научно обоснованных и социально приемлемых методов и технологии и при затратах в пределах материальных возможностей общины и страны в целом на каждом этапе их развития в соответствии с принципом самообеспечения и самоопределения. Первичная помощь составляет неотъемлемую часть как национальной системы здравоохранения, осуществляя ее главную функцию и являясь ее центральным звеном, так и всего процесса социально-экономического развития обществ. Она является первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения, максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа». В Алма-Атинской декларации и других документах ВОЗ П. м.-с. п. называется основой служб системы здравоохранения, ее неотъемлемой частью, ядром, обеспечивающим все мероприятия мед.-сан. характера, более того, предусматривает нек-рые социально-медицинские мероприятия на первом этапе деятельности по охране здоровья населения. ВОЗ подчеркивает, что П. М.-с. п. направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения и включает мероприятия по укреплению здоровья, профилактике, лечению и реабилитации.

Поскольку характер этих функций отражает экономические и социальные условия страны и различных групп ее населения, а также обусловлен ими, то в зависимости от страны и р-на система П. м.-с. п. может иметь особенности, но должна включать следующие функции: содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой; проведение основных сан.-гиг. мероприятий; охрану здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; вакцинацию против основных инф. болезней, профилактику местных эпидемических заболеваний и борьбу с ними; сан. просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику, лечение распространенных заболеваний и травм. Учитывая крайне низкий социально-экономический уровень нек-рых развивающихся стран, в документах ВОЗ, в т. ч. материалах Всемирных ассамблей здравоохранения, имеются попытки определить минимум сан.-гиг. и мед. требований П. м.-с. п. (напр., наличие доброкачественной воды в домах или в 15 мин. ходьбы от жилища;, проведение иммунизации против дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита, туберкулеза; оказание мед.-сан. помощи по месту жительства, включая пользование минимум 20 лекарственными средствами; наличие персонала для акушерско-гинекологической помощи).

В условиях нашей страны П. м.-с. п. следует рассматривать как систему таких отраслей и служб, как амбулаторно-поликлиническая (включая поликлиники, здравпункты, МСЧ); скорая и неотложная медпомощь, родовспоможение; а также частично стационары, куда первично обращаются или доставляются пациенты. К учреждениям П.м.-с. п. относятся также фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, участковые б-цы в сельской местности. Более 80% всех больных начинают и завершают лечение в этой системе; она призвана также выполнять практически всю профилактическую, санитарно-противоэпидемическую работу. Эта система требует возрастающего внимания, решения многих организационных проблем - усовершенствования профилактики, диспансеризации, осмотров, преемственности, специализации, управления на различных уровнях ее иерархии, участия в ней населения. Система П. м.-с. п. как основное звено здравоохранения и система органов и учреждений здравоохранения прошла сложную и длительную эволюцию, тесно связанную с развитием советского здравоохранения (см. Здравоохранение).

На первых этапах в связи с тяжелым наследием, полученным молодой Советской республикой от царской России, организация П. м.-с. п. базировалась на привлечении к участию в здравоохранении широких масс трудящихся и создании в городах и сельской местности значительной сети медпунктов и пунктов зравоохранения. Вскоре в широком масштабе стали развиваться амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры, служба скорой и неотложной медпомощи, санитарно-противоэпидемическая служба, учреждения по охране здоровья матери и ребенка.

Важнейшей формой работы амбу-латорно-поликлинических учреждений страны (объединенных с б-цами и самостоятельных), находящихся в городах и сельской местности, как основы организации системы П.м.-с.п. стал принцип участковости.

Каждый врачебный участок интегрирует первичную мед.-сан., социальную и специализированную медпомощь населению участка. Участковый врач координирует деятельность размещенных на территории участка медпунктов и его среднего медперсонала, всего санитарного и общественного актива участка, а также врачей-специалистов амбула-торно-поликлинического учреждения.

Участковость в медпомощи населению создает оптимальные условия для проведения комплекса леч.-проф, и сан.-гиг. мероприятий, изучения причин заболеваемости и определения путей их снижения и устранения (см. Врачебный участок).

В более сложных условиях функционируют сельские врачебные участки (см. Сельский врачебный участок), что связано с характером расселения, особенностями условий труда и быта сельских жителей и ведет к этапности оказания им медпомощи. Сельский врачебный участок является первым врачебным звеном в системе медпомощи сельскому населению. На него в основном возлагаются организация и осуществление П. м.-с. п. На территории сельского врачебного участка размещены следующие мед. учреждения: участковая б-ца с амбулаторией или самостоятельная амбулатория (см. Амбулатория), фельдшерско-акушерские пункты (см.), фельдшерские здравпункты (см. Здравпункт) в совхозах и на предприятиях, колхозные родильные дома, детские дошкольные учреждения. Эти учреждения осуществляют разностороннюю деятельность по оказанию П. м.-с. п.

В городах П. м.-с. п. оказывается как по месту жительства, так и по месту работы через врачебные территориальные и производственные (цеховые) участки (см. Цеховой врачебный участок), входящие в состав территориальных и заводских поликлиник (см. Медико-санитарная часть).

П. м.-с. п. детям оказывается гл. обр. в детской поликлинике (см.) по участковому принципу, а основным методом ее, как и в других леч.-проф, учреждениях, является диспансеризация (см.).

Для оказания П. м.-с. п. женщинам предназначены специальные амбулаторные учреждения - женские консультации (см.). В их работе ведущее место также принадлежит диспансерному методу.

В работе медперсонала врачебных участков и медработников амбулаторно-поликлинических учреждений большое место занимает сан. просвещение населения, направляет и координирует к-рое сеть домов санитарного просвещения (см.).

Особое место в системе П. м.-с. п. в СССР занимают скорая и неотложная медицинская помощь (см.), а также нек-рые виды выездной медпомощи (см. Помощь на дому). Для оказания скорой медпомощи создана широкая сеть учреждений: б-цы скорой медпомощи, станции и отделения скорой и неотложной медпомощи, функционирующие круглосуточно в городах и в сельской местности.

Разнообразные функции по оказанию П. м.-с. п. преимущественно сельскому населению осуществляют передвижные (выездные) службы: выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, лаборатории, рентгенфлюорографические, стоматологические и другие кабинеты, а также отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных (краевых, республиканских) больниц (см. Областная больница) с организованными при них станциями санитарной авиации (см.). Передвижные службы формируются при центральных районных, областных (краевых, республиканских) и крупных городских б-цах в целях массового обследования населения, диспансеризации и оказания квалифицированной лечебно-консультативной помощи.

Одной из важнейших задач системы П. м.-с. п. является проведение сан.-гиг. и санитарно-противоэпидемических мероприятий, к-рые в СССР осуществляются, помимо медперсонала врачебных участков и сан. актива, государственной санитарно-эпидемиологической службой (см.). Эта служба располагает значительной сетью научных и практических учреждений здравоохранения. На нее возложены функции разработки проектов государственных стандартов, сан. норм и правил и других законодательных актов-по обеспечению сан. охраны объектов окружающей среды (см. Санитарное законодательство), оптимальных условий труда и быта, физ. развития населения, его питания, профилактики заболеваний. Работники этой службы не только осуществляют функции санитарного надзора (см.), но и принимают непосредственное участие в проведении сан.-гиг. и противоэпидемических мероприятий.

Т. о., леч.-проф., лечебно-консультативная и сан.-гиг. деятельность различных звеньев и служб советского государственного здравоохранения по оказанию П. м.-с. п. городскому и сельскому населению страны не только полностью соответствует разработанному ВОЗ определению, но и далеко выходит за его рамки. В СССР понятие «Первичная медико-санитарная помощь» значительно шире и глубже. Его следует интерпретировать как первичную врачебную медико-санитарную помощь, сочетанную на государственной основе со всеми другими видами и формами оказания медпомощи населению страны, со всем советским социалистическим здравоохранением и всей системой социалистического государственного и общественно-политического строя.

Библиография: Алма-Атинская конференция по первичной медико-санитарной помощи, Хроника ВОЗ, т. 33, № 3, с. 123, 1979; Буренков С. П. Развитие советского здравоохранения, Сов. здравовхр., № 11, с. 3, 1979; Конституция (©сновной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1978; Лисицын Ю. П. Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате, Здравоохр. Рос. Федерации, № 3, с. 31,1979; Основы законодательства Союза ССР и союзных республик ® здравоохранении, М., 1970; Первичная медико-санитарная помощь, ВОЗ/ЮНИСЕФ, М., 1978; Петровский Б. В. Основные этапы, состояние и перспективы развития лечебно-профилактической помощи населению СССР, М., 1978; Работа ВОЗ в 1978 - 1979 годах, Женева, ВОЗ, 1980; Серенко А. Ф., Ермаков В. В. и Петраков Б. Д. Основы организации поликлинической пом@щи населению, М., 1976; Шарманов Т. Ш. Опыт организации первичной медико-санитарной помощи в Казахской ССР, Алма-Ата, 1978.

Ю. П. Лисицын, Н. И. Гаврилов.

7. Городская поликлиника.

13. Центры здоровья.

Медицинская помощь, определение понятия.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий направленных на поддержание и (или) восстановления здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

(Федеральный закон Р.Ф. от 21 ноября 2011г. №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Р.Ф.»).

Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

Первая медицинская помощь осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования.

Первая доврачебная помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт. Это их уровень знаний и умений.

Первая врачебная помощь оказывается врачом, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. где она оказывается - вне больничных условий или в поликлинике, машине "скорой помощи", в приемном отделении больницы.



Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами- специалистами высокой квалификации в условиях многопрофильных больниц или травматологических пунктов;

Специализированная медицинская помощь может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1. Вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2. Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3. В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4. Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Виды, формы и условия оказания медицинской помощи (Таб.1).

Виды медицинской помощи

Формы оказания медицинской помощи

Условия оказания медицинской помощи

Первичная медико-санитарная помощь

Плановая и неотложная

Амбулаторно и в дневном стационаре

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

Не установлены

Стационарно и в дневном стационаре

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

Экстренная или неотложная вне медицинской организации

Амбулаторно и стационарно

Паллиативная медицинская помощь

Не установлены

Амбулаторно и стационарно

Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

Типы учреждений, оказывающие ПМСП (в перспективе):

I. внебольничную помощь:

1.ФАП, сельские врачебные амбулатории; городские врачебные амбулатории;



2.территориальные поликлиники (в городах);

3.станции и подстанции скорой медицинской помощи;

4.другие типы учреждений: медико-социальные центры для обслуживания лиц пожилого и старческого возраста, поликлинические реабилитационные центры (одно- и многопрофильные), медико-генетические консультации, консультации "Брак и семья", центры психического здоровья и др.

II. больничную помощь.

Система больничной ПМСП, в т.ч. социальной, должна

включать:

Участковые, районные, городские общепрофильные больницы;

Стационарные реабилитационные центры;

Больницы для хронических больных;

Дома сестринского ухода;

Пансионаты.

Участковый принцип сохраняется, однако, это не исключает свободный выбор врача. Пациенту предоставляется право выбора врача и учреждения.

Городская поликлиника.

Центральным учреждением ПМСП является поликлиника

Почему поликлиника является важнейшим учреждением в системе организации медицинской помощи?

1. Это учреждение самой массовой медицинской помощи (которую получают около 80% всех больных, из обращающихся поликлинику начинают и заканчивают лечение в ней).

2. Это более дешевый вид медицинской помощи.

3. Это основное учреждение, где возможно развивать принципы профилактики (больны обращаются в начальной стадии заболевания, здесь развивается основной вид профилактической деятельности врачей – диспансеризация, введется пропаганда ЗОЖ, профилактика неинфекционных заболеваний и др.).

Определение

ПОЛИКЛИНИКА (от греч. polis - город и клиника), многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания медицинской помощи приходящим больным и больным на дому.

Поликлиника – главное звено в организации лечебно-профилактической помощи населению, проживающему на территории их деятельности, а также работникам прикрепленных к ней предприятий.

Амбулатория (от лат. ambulare - ходить). Лечебница для гуляющих больных.

(Условно амбулатория от поликлиники отличается тем, что – это небольшое учреждение, в ней не более 5 врачебных должностей).

Структура МСЧ.

1. Поликлиника: Цеховые участки. Специализированные отделения.

2. Здравпункты (врачебные, фельдшерские).

3. Стационар на 400-600 коек.

4. Санаторий, профилакторий.

5. Диетстоловая.

6. Детские оздоровительные учреждения.

Задачи МСЧ.

1) Квалифицированная, специализированная медицинская помощь как в поликлинике, так и в стационаре.

2) Диспансеризация в соответствие с Базовой программой медицинского страхования.

3) Организация и проведение, совместно с ЦСЭН, предварительных, при поступлении на работу, и периодических профилактических медицинских осмотров.

4) Экспертиза временной нетрудоспособности.

5) Учет и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, проф. заболеваний, инвалидности, травматизма.

6) Мероприятия по реабилитации больных и инвалидов (совместно с администрацией), включая рекомендации о переводе на другие участки работы.

7) Медицинский отбор нуждающихся по состоянию здоровья в направлении в санаторий, профилакторий, на диетпитание.

8) Выявление и госпитализация в установленном порядке инфекционных больных и проведение, совместно с ЦСЭН, противоэпидемических мероприятий.

9) Участие в разработке совместно с администрацией и профсоюзом комплексного плана санаторно-оздоровительных мероприятий и проведение совместного контроля за его выполнением.

10) Проведение санитарно-профилактических мероприятий совместно с отделением промышленной гигиены ЦСЭН.

11) Подготовка и руководство общественно-санитарным активом, проведение санитарно-просветительной работы.

12) Участие в работе инженерно-врачебных бригад

Здравпункт – это первичное лечебно-профилактическое учреждение на промышленных предприятиях, в строительных и транспортных организациях, учебных заведениях.

Существуют 2 типа здравпунктов:

1. врачебный

2. фельдшерский

Здравпункты врачебные организуются на промышленных предприятиях с числом работающих не более 1200, а фельдшерские – с числом работающих не менее 500. При здравпункте может функционировать зубоврачебный кабинет. Врачебный здравпункт и фельдшерский здравпункт входят в состав МСЧ или поликлиники.

Задачи здравпунктов:

1) Оказание первой помощи при внезапных заболеваниях, несчастных случаях и травмах.

2) Проведение профилактической работы в цехах.

3) Подготовка рабочих к оказанию само- и взаимопомощи с целью оказания первой помощи пострадавшему или внезапно заболевшему.

4) Диспансерное наблюдение.

5) Снижение заболеваемости и травматизма среди рабочих и служащих.

6) Учет и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 7)Выявление совместно с ЦСЭН участков производства с профессиональными вредностями.

8) Улучшение санитарно-гигиенических условий труда.

9) Контроль за соблюдением правил техники безопасности.

На сегодняшний день рабочим остается ПРИКАЗ №846 от 24 июня 1985 года «Об утверждении Положений о медсанчасти и терапевтическом отделении поликлиники по оказанию медицинской помощи трудящимся».

Тема 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи

1. Медицинская помощь, определение понятия.

2. Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

3. Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации.

4. Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь».

5. Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу.

6. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

7. Городская поликлиника.

8. Основные направления деятельности городской поликлиники, обслуживающей взрослое население.

9. Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

10. Особенности оказания первичной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, сельским жителям.

11. Организация медицинской помощи на дому.

12. Особенности организации медицинской помощи по типу «стационар на дому» и «дневной стационар».

13. Центры здоровья.

14. Организация первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).

  • 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
  • 2. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
  • 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 4. Номенклатура организаций здравоохранения
  • 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
  • 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
  • 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
  • 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
  • 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
  • 26. Динамические ряды, их виды.
  • 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
  • 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
  • 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
  • 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
  • 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
  • 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
  • 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
  • 38. Динамика населения, ее виды.
  • 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
  • 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
  • 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
  • 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
  • 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
  • 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
  • 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
  • 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
  • Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
  • 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
  • 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.
  • 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.
  • 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
  • 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
  • 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
  • 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
  • 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
  • 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
  • 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
  • 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
  • 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
  • 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
  • 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
  • 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
  • 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
  • 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
  • Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
  • Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
  • Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
  • Раздел 6. Работа диагностических отделений.
  • Раздел I. Деятельность женской консультации.
  • Раздел II. Родовспоможение в стационаре
  • Раздел III. Материнская смертность
  • Раздел IV. Сведения о родившихся
  • 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
  • ПМСП - медико-санитарная помощь, необходимая и доступная как для каждого человека в отдельности, так и для всего населения в целом, и предоставляемая на приемлемой для него основе, при его активном участии и при затратах, соответствующих возможностям населения и государства.

    Она направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения.

    ПСМП является неотъемлимой частью ЗО страны, являясь ядром этой системы и компонентом общественно-социального и экономического развития.

    С учетом экономических условий, социальных ценностей, географических особенностей, культуры ПМСП в различных государствах может иметь специфические черты, но независимо от этого она включает следующие общие функции :

    а) содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой;

    б) основные санитарно-гигиенические мероприятия;

    в) здоровье матери и ребенка, включая планирование семьи;

    г) вакцинация против основных инфекционных заболеваний;

    д) профилактика местных эпидемических заболеваний и борьба с ними;

    е) санитарное просвещение населения (гигиеническое обучение и воспитание);

    ж) лечение распространенных заболеваний и травм.

    Необходима поддержка и взаимосвязь ПМСП с другими звеньями ЗО по следующим направлениям :

    а) подготовка кадров;

    б) руководство и контроль ЗО;

    в) организация материально-технического снабжения;

    г) информирование

    д) финансирование;

    е) организация системы направления больных

    ж) доступность медицинского обслуживания

    Виды доступности:

      Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда приемлемы для населения.

      Финансовая – независимо от системы оплаты за медицинскую помощь расходы на охрану здоровья не должны выходить за пределы возможности населения и страны.

      Культурная – технические и организационные методы должны соответствовать культурному укладу населения;

      Функциональная – медицинская помощь представлена тем, кто в ней нуждается на постоянной основе и в любое время.

    Назначение ПМСП – обеспечение всего населения необходимыми видами медицинской помощи.

    ПМСП – это один из критериев рационального использования всей системы здравоохранения.

    Состав сил (служб), входящих в структуру медицинских подразделений ПМСП :

    1. ФАП: около 2,5 тыс в РБ

    3. Сельские участковые больницы

    1. участковая сеть поликлиник

    2. женские консультации

    3. станции скорой медицинской помощи

    3. ЦГиЭ: 146 в РБ

    4. дезинфекционные станции

    5. санитарно-контрольные пункты

    Виды медицинской помощи по объему и качеству:

    1. Первая медицинская помощь - оказывается на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи с помощью подручных средств.

    2. Первая доврачебная (фельдшерская) помощь (ФАП)

    3. Первая врачебная помощь (СВА, СУБ)

    5. Квалифицированная медицинская помощь - для ее оказания необходимо наличие специалиста, оснащения, условий для реализации помощи

    6. Специализированная медицинская помощь

    По качеству оказания помощи : район (квалифицированная  специализированная помощь), область и республика (квалифицированная и все виды специализированной помощи).

    ПМСП – это зона первого контакта населения и медико-санитарных служб, она связана с другими отделами здравоохранения.

    Виды медицинской помощи по месту оказания : амбулаторно-поликлиническая и стационарная.

      Основные принципы медицинской помощи населению. Медицинские организации первичной медицинской помощи.

    Основные принципы первичной медико-санитарной помощи:

    а) профилактическая направленность - организация широкого спектра социально-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья обслуживаемого населения, изучение и по возможности вносения корректив в условия его труда и быта.

    б) доступность - обеспечивается путем приближения места работы врача к месту жительства обслуживаемого населения, обеспечения его надежной телефонной (пейджинговой) связью, автотранспортом, позволяющими оказывать прикрепленному населению первичную медицинскую помощь в любое время суток.

    в) непрерывность - в своей профессиональной деятельности врач не ограничивается рамками отдельного или частного эпизода болезни, а занимается охраной здоровья человека на протяжении значительных периодов его жизни.

    г) всеобщность - врач оказывает медицинскую помощь пациентам независимо от их возраста, пола, вероисповедания, социального, материального или служебного положения.

    д) комплексность - врач осуществляет не только лечебную помощь и реабилитацию, но также профилактику болезней и укрепление здоровья обслуживаемого населения.

    е) координация - в необходимых случаях врач принимает решения о направлении пациента к соответствующему специалисту, организует все виды квалифицированной медицинской помощи и имеет право участвовать в консультациях своих пациентов у специалистов различного профиля. Врач информирует население об имеющихся службах здравоохранения, видах оказываемой помощи и услуг, новых перспективных методах лечения и профилактики заболеваний, активно отстаивает интересы пациентов при их контактах с другими представителями медицинской помощи.

    ж) конфиденциальность - врач и все медицинские работники обязаны хранить не только врачебную тайну, но и любые другие сведения из жизни пациентов, что особенно важно в условиях их компактного проживания, а обслуживаемое население должно быть полностью уверено в конфиденциальности своих обращений (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РБ).

    Представителем ПМСП является врач общей практики - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности "лечебное дело", прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством РБ.

    Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи - см. вопрос 34.

Чаще всего человек впервые сталкивается с системой здра­воохранения на уровне первичной медико-санитарной помо­щи (по мнению Ю.П.Лисицина – «медико-социальной»). Существует несколько формулировок – значений ПМСП, но суть их одна и та же.

Первичная медико – санитарная помощь (ВОЗ 1978г.) - является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.

ПМСП (по Ю.П. Лисицину)- это первичный элемент многогранной структу­ры охраны здоровья населения, которая максимально прибли­жает медицинскую помощь к месту жительства и построена по принципу "от периферии к центру".

Первичная медико-санитарная помощь (в формулировке «Концепции развития здравоохранения до 2020 года»)- совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих оздоровление, профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечение и реабилитацию населения.

Опыт земской и совет­ской медицины в организации ПМСП был одобрен ВОЗ и взят за основу при разработке концепции ПМСП для всех стран, что нашло отражение в Алма-Атинской декларации ВОЗ (1978г). В ней, в частности, указывается, что ПМСП яв­ляется неотъемлемой частью системы здравоохранения каж­дой страны, ее основной функцией и целью, существенной составляющей общего социального и экономического разви­тия общества. Т.е. родиной ПМСП является Россия.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя:

Ø амбулаторно-поликлиническую,

Ø скорую,

Ø неотложную

Ø общепрофильную медицинскую помощь.

ПМСП должна удовлетворять основные потребности насе­ления в области здравоохранения :

Укрепление здоровья;

Лечение;

Реабилитация и поддержка;

Содействие в само- и взаимопомощи.

Целесообразно выделить два основных стратегических эле­мента ПМСП :

Необходимость ориентации услуг в области здравоохра­нения таким образом, чтобы ПМСП являлась ядром системы здравоохранения, в то время как вторичная и третичная медицинская помощь выступали в качестве вспомогательных консультационных элементов;

Разработка современных медико-организационных тех­нологий для эффективного использования ресурсов и их перераспределение из больниц в сектор ПМСП.

Таким образом, ПМСП должна включать в себя следую­щие составляющие:

Санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профи­лактику;

Обеспечение достаточным количеством продуктов пита­ния и содействие рациональному питанию;

Снабжение достаточным количеством чистой питьевой воды;

Проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;

Охрана здоровья матери и ребенка, включая планирова­ние семьи;

Вакцинация против основных инфекционных болезней;

Лечение распространенных заболеваний и травм;

Обеспечение основными лекарственными средствами.

В настоящее время правовые основы финансирования здраво­охранения определены Конституцией Российской Федерации, Ос­новами законодательства Российской Федерации об охране здоро­вья граждан, Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией 1993 г. (ст. 41) в Российской Феде­рации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государствен­ной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинс­кая помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра­воохранения в соответствии с этой статьей должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, стра­ховых взносов, других поступлений.

Источники финансирования охраны здоровья ранее были указаны в ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоро­вья граждан.

В настоящее время источники финансирования следующие – (см. схему).

Из этих источников формируются финансовые средства госу­дарственной, муниципальной систем здравоохранения и государ­ственной системы ОМС:

Несмотря на все решения о сокращении расходов на самую до­рогую медицинскую помощь - больничную, она поглощает не ме­нее 60% всех расходов, а наиболее массовая амбулаторно-поликлиническая - не более 25%.

Еще Алма-атинская конференция, на которой мы останавливались выше, рекомендовала на первичную медико-санитарную помощь, которой должно быть охвачено не менее 90% всего населения, расходовать не менее 50 % всех средств консолидированного бюджета. Такая цель ставит­ся в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ наряду с задачами реструктуризации медицинской помощи, прежде всего стационарной.

Остановимся на основных Нормативных документах по оказанию первичной медико – санитарной помощи в ЛПУ:

1. Конституция Российской Федерации (Ст. 41);

2. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г №323

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012г № 543н

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012г № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия»

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005г №627 (с изм. от 19 февраля 2007г. №120 и от 19.11.2008г №653)

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 20.11.2002г № 350 (ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 17.01.2005 № 84, от 18.05.2012 № 577н)

7. Приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.1992 г. "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". Приказ МЗ РФ № 350 от 20.11.2002 г. «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации» (с изм. Пр.МЗСР от 17.01.2005 №84 и от 18.05.2012 № 577н).

8. Ежегодные Постановления правительства РФ «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на следующий год».

В данном материале мы остановились на основных вопросах формирования, структуре, механизмах управления, финансировании ПМСП, основах интеграции служб здравоохранения РФ, а также на взаимодействии с государственными, общественными организациями и населением в организации первичной медико-санитарной помощи. В России концепция ПМСП ориентирована преимущест­венно на оказание медицинской помощи в амбулаторно-по­ликлинических учреждениях.

47. Общие принципы организации работы поликлиники.

Городская поликлиника является амбулаторным учрежде­нием, оказывающим лечебно-профилактическую помощь на­селению в возрасте 18 лет и старше и призванным осуществ­лять в районе своей деятельности проведение широких про­филактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных; диспансериза­цию; оказание амбулаторно-поликлинической квалифициро­ванной специализированной медицинской помощи населе­нию. Городская поликлиника проводит активную работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формиро­ванию здорового образа жизни и т. д.

Эти поликлиники организуются в городах, рабочих поселках и поселках городского типа для оказания амбулаторно-поликли­нической помощи населению, проживающему в районе ее деятельности, по территориальному принципу, а также при­крепленным работникам промышленных предприятий, строи­тельных организаций и предприятий транспорта - по цехово­му (производственному) принципу.

Основными задачами городской поликлиники (поликлини­ческого отделения городской больницы) являются:

Оказание квалифицированной специализированной ме­дицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

Организация и проведение среди населения обслуживае­мого района и работников прикрепленных промышлен­ных предприятий комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

Осуществление диспансеризации населения и прежде всего лиц с повышенным риском заболеваний сердечно­сосудистой системы, онкологических и других болезней;

Организация и проведение мероприятий по санитарно - гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здо­рового образа жизни.

Для осуществления этих задач городская поликлиника ор­ганизует и проводит:

Оказание первой и неотложной медицинской помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, трав­мах, отравлениях и других несчастных случаях;

Оказание врачебной помощи на дому больным, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику, нуждаются в постельном ре­жиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации;

Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование больных и здоровых, обра­тившихся в поликлинику;

Своевременное и квалифицированное оказание врачеб­ной помощи населению на амбулаторном приеме в поликлинике и на дому;

Своевременную госпитализацию лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максималь­ным обследованием;

Восстановительное лечение больных;

Все виды профилактических осмотров (предварительные при поступлении на работу, периодические, целевые и др.);

Диспансеризацию населения;

Противоэпидемические мероприятия, которые осуществ­ляются в тесном контакте с ЦГСЭН (прививки, выявле­ние инфекционных больных, динамическое наблюдение
за лицами, бывшими в контакте с заразным больным, и за реконвалесцентами, сигнализация в ЦГСЭН и др.);

Экспертизу временной и стойкой утраты трудоспособно­сти, выдачу и продление листков нетрудоспособности и трудовых рекомендаций нуждающимся в переводе на
другие участки работы, отбор на санаторно-курортное лечение;

Направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

Санитарно-просветительную работу среди населения;

Учет деятельности персонала и подразделений, составле­ние отчетов по формам, утвержденным МЗ РФ, и анализ статистических данных;

Привлечение общественности района для оказания по­мощи в работе поликлиники и осуществления контроля за ее деятельностью;

Мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Городская поликлиника (не входящая в состав объеди­ненной городской больницы) пользуется правами юридического лица, имеет штамп и печать с обозначением своего на­именования. Структура поликлиники определяется ее мощ­ностью и численностью обслуживаемого населения, ещё раз посмотрим Рис. 2.2 с примерной схему организацион­ной структуры городской поликлиники для взрослых, кото­рая включает:

1. Руководство поликлиники.

2. Регистратуру.

3. Отделение профилактики (кабинет доврачебного приема, смотровой женский кабинет, кабинет диспансеризации, кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспита­ния населения).

4. Лечебно-профилактические подразделения:

Терапевтические отделения;

Цеховые терапевтические отделения;

Хирургическое отделение (кабинет);

Травматологическое отделение (кабинет);

Урологический кабинет;

Офтальмологическое отделение (кабинет);

Оториноларингологическое отделение (кабинет);

Неврологическое отделение (кабинет);

Кардиологический кабинет;

Ревматологический кабинет;

Эндокринологическое отделение (кабинет);

Кабинет инфекционных заболеваний;

Отделение реабилитации и восстановительного лечения;

Дневной стационар;

Физиотерапевтическое отделение (кабинет);

Отделение (кабинет) лечебной физкультуры;

Кабинет лазеротерапии;

Ингаляторий;

Процедурный кабинет.

5. Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения:

Рентгенологическое отделение (кабинет);

Клинико-биохимическая лаборатория;

Отделение (кабинет) функциональной диагностики;

Эндоскопический кабинет;

Кабинет учета и медицинской статистики;

Хозяйственная часть;

Хозрасчетные отделения и отделения дополнительных платных услуг.

Кроме того, на базе поликлиник могут быть развернуты от­деления: медико-социальной реабилитации и терапии; службы ухода; дневные стационары; центры амбулаторной хирургии; центры медико-социальной помощи и т. д.

Основной фигурой городской поликлиники для взрослых, тем специалистом, с которым чаще всего, как мы говорили, впервые встречается пациент, является участковый терапевт. Число участковых те­рапевтов, работающих в поликлинике, зависит от численно­сти обслуживаемого населения - предусмотрено 5,9 должно­сти на 10 тыс. населения в возрасте 18 лет и старше.

Участковый терапевт обеспечивает в поликлинике и на до­му квалифицированную терапевтическую помощь населению, проживающему на закрепленном участке, как мы уже говорили в 1700 человек. В сво­ей работе он непосредственно подчиняется заведующему тера­певтическим отделением.

Участковый терапевт обязан обеспечивать :

Своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению своего участка в поликлинике и на дому;

Экстренную медицинскую помощь больным, независимо от их места жительства, в случае их непосредственного обращения при возникновении острых состояний, травм, отравлений и т. д.;

Своевременную госпитализацию больных с обязатель­ным предварительным обследованием при плановой госпитализации;

Консультирование больных (в необходимых случаях) заведующим терапевтическим отделением, врачами других специальностей;

Использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения;

Экспертизу временной нетрудоспособности больных в соответствии с действующим положением;

Организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации взрослого населения участка в соответствии с перечнем нозологических форм, подлежащих диспансерному наблюдению у врача-терапевта, анализ эффективности и качества диспансеризации;

Выдачу заключений жителям своего участка, проходя­щим медицинские осмотры;

Раннее выявление, диагностику и лечение инфекцион­ных заболеваний, немедленную сигнализацию заведующему терапевтическим отделением и врачу кабинета инфекционных заболеваний о всех случаях инфекционных заболеваний или подозрительных на инфекцию боль­ных, о пищевых и профессиональных отравлениях, о всех случаях нарушения режима и невыполнения проти­воэпидемических требований инфекционными больны­ми, оставляемыми для лечения на дому, направление в ЦГСЭН экстренного извещения;

Систематическое повышение своей квалификации и уровня медицинских знаний участковой медсестры;

Активное и систематическое проведение санитарно-просветительной работы среди населения участка, борьбу с вредными привычками и подготовку общественного ак­тива участка.

Работа участкового терапевта осуществляется по графику, утверждаемому заведующим отделением или руководителем учреждения, в котором предусматриваются фиксированные часы амбулаторного приема, время для оказания помощи на дому, профилактической и другой работы. Распределение вре­мени приема и помощи на дому определяется в зависимости от численности и состава населения участка, от сложившейся посещаемости и др.

Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи населению играют врачи узких специальностей, ко­торые в своей работе непосредственно подчиняются заведую­щему отделением, заместителю главного врача по медицин­ской части или руководителю учреждения.

Для выполнения основных задач врач-специалист обеспе­чивает:

Проведение профилактических мероприятий;

Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и своевременное обследование и лечение больных своего профиля;

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, своевременное направление больных с хроническими формами заболеваний на МСЭК;

Преемственность между стационаром и поликлиникой в лечении больных;

Своевременную госпитализацию больных по показаниям; диспансерное наблюдение за больными своего профиля, за инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, персональными пенсионерами, участниками ли­квидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другими категориями лиц, подлежащих диспансерному наблюдению;

Систематическое повышение уровня своей теоретической подготовки и профессиональной квалификации; систематическое повышение квалификации среднего медицинского персонала;

Активное участие в проведении санитарно-профилактической работы, гигиеническом воспитании населения;

Своевременное и качественное ведение медицинской до­кументации, установленных учетно-отчетных форм и отчетов о своей деятельности.

Задачи амбулаторно-поликлинических учреждений:

1. Оказание квалифицированной и специализированной помощи населению, обслуживающей территории в поликлинике и на дому.

2. Проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения, направленных на снижение инвалидности, заболеваемости и смертности.

3. Организация и проведение диспансеризации больных и декретированных групп населения.

4. Санитарно-гигиеническое воспитание и обучение, пропаганда здорового образа жизни.

Существуют два основных типа поликлиник: объединенные с больницами и необъединенные – самостоятельные.

Основными структурными частями поликлиники являются:

1. Руководство поликлиники.

2. Регистратура.

3. Отделение профилактики.

4. Лечебно-профилактические подразделения.

5. Вспомогательные диагностические отделения.

6. Кабинет для оформления медицинской документации.

7. Кабинет учета и медицинской статистики.

8. Административно-хозяйственная часть.

В задачу регистратуры входит:

· Организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу;

· Регулирование интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределения его по видам оказываемой помощи;

· Подбор и доставка медицинской документации в кабинеты врачей, ведение и хранение картотеки поликлиники.

Основными задачами отделения профилактики являются:

· Организация диспансеризации населения;

· Организация и проведение предварительных и периодических медосмотров;

· Раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска;

· Санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.

В составе отделения профилактики работают кабинеты: анамнестический, кабинет централизованного учета диспансеризации, кабинет функциональных исследований, кабинет экспресс - диагностики, смотровой женский кабинет, кабинет пропаганды здорового образа жизни.

Работа терапевтического отделения поликлиники организуется по участковому принципу, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки, исходя из численности населения на участке в 1700 человек. К каждому участку прикрепляется определенный врач терапевт и медицинская сестра. Задачами участкового терапевта являются:

1. Оказание квалифицированной терапевтической помощи населению участка на приеме в поликлинике и на дому.

2. Организация и непосредственное проведение профилактических мероприятий среди населения.

3. Снижение заболеваемости и смертности населения на закрепленном участке.

Помощником участкового врача является участковая медицинская сестра (на каждую должность участкового врача устанавливается 1,5 должности участковой мед. сестры). В ее обязанности входит:

1. Подготовка кабинета к врачебному приему, проверка поступления медицинских карт из регистратуры, подготовка необходимой документации, выявление нуждающихся в первоочередном приеме.

2. Помощь врачу при амбулаторном приеме: выполнение его указаний, ведение учетно-отчетной документации, регистрация результатов анализов и заключений, помощь врачу по проведению диспансерного наблюдения.

3. Организация наблюдений за больными на дому и выполнения назначений врача.

4. Проведение профилактических санитарных и противоэпидемических мероприятий на участке.

48. Организация диспансерного обслуживания населения.

Профилактическое направление отечественного здравоохранения наиболее полно выражено в диспансерном методе работы многих амбулаторно-поликлинических учреждений. Под диспансерным методом понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности (А.Ф.Серенко). По этому методу в стране работают специальные диспансерные медицинские учреждения: диспансеры - противотуберкулезные, кожно-венерологические, психоневрологические, онкологические, кардиологические, противозобные, врачебно-физкультурные; он широко используется в работе женских консультаций, МСЧ, детских поликлиник и поликлиник для взрослых.

В стране неоднократно ставилась задача о всеобщей диспансеризации населения, но реализована она не была из-за отсутствия необходимой материальной базы и финансовых средств.

Следует заметить, что всеобщая диспансеризация населения - это высший уровень заботы государства о здоровье народа. Реализация ее возможна только в том случае, если на это будут предусмотрены специальные кадровые силы и средства. Это должно учитываться и при организации диспансерного наблюдения в отдельных медицинских учреждениях, в частности в поликлиниках врачу для выполнения диспансеризации должно выделяться специальное время, в счет его основной рабочей нагрузки. Эта работа ни в коем случае не должна являться дополнительной нагрузкой.

Главным лицом в организации диспансерного обслуживания в поликлинике является участковый врач-терапевт. Этим вопросом в определенной степени занимаются врачи всех специальностей. Участковый терапевт отвечает за организацию диспансерного обслуживания населения своего участка. В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы; отбор контингентов путем активного выявления, регистрация их, проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, и оценка результатов эффективности диспансеризации. На одного участкового врача-терапевта должно приходиться не более 120-150 диспансеризуемых больных. Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило, при приеме больных врачом в поликлинике или при посещении их на дому. Известное значение имеют и различные профилактические осмотры, где выявляются наиболее ранние стадии заболеваний. Все больные, отобранные для диспансерного наблюдения, регистрируются на «Контрольных картах диспансерного больного». С помощью этого документа врач может установить контроль за сроками явки на повторные обследования. Основным медицинским документом является амбулаторная карта с соответствующей отметкой о том, что больной находится на диспансерном наблюдении. Весьма удачным оказался опыт поликлиники, когда на руки диспансерным больным выдаются книжки, где врач отмечает медикаментозное лечение и другие назначения, указывает дату следующей явки на прием. Как показали наблюдения, такие книжки в какой-то мере дисциплинируют больных, способствуют тому, что они без дополнительного вызова являются в назначенное время на прием к врачу. Первый этап диспансеризации заканчивается выявлением и регистрацией больного. Затем начинается второй, более ответственный этап - собственно диспансерное наблюдение. Здесь проводится тщательное комплексное медицинское обследование, активное лечение и систематическое наблюдение с осуществлением санитарно-оздоровительных мероприятий. Важное значение имеет и учет эффективности всей диспансерной работы, проводимой в поликлинике. Существует большое количество методик проведения диспансеризации: 1) введение единых диспансерных дней для всей поликлиники; 2) введение единых диспансерных дней для отделений; 3) ежедневный вызов диспансерных больных по 2-3 человека на прием. Со временем, стало очевидным, что более организованно диспансеризация проходит в специально выделенные для этого дни. В этот день участковый врач не проводит обычного приема больных в поликлинике. Неотложные больные направляются к дежурному врачу. Повторные больные на эти дни не назначаются. В диспансерный день все вспомогательные службы поликлиники работают только для диспансерного обслуживания. Больные могут быть обследованы в лаборатории, рентгеновском кабинете, кабинете функциональной диагностики, проконсультированы соответствующими специалистами.

По завершении ежегодной диспансеризации выделяются следующие 3 группы; здоровые - лица, не предъявляющие жалоб, не имеющие хронических заболеваний в анамнезе, у которых при медицинском обследовании не обнаружено изменений со стороны отдельных органов и систем, результаты лабораторно-диагностических исследований без отклонений от нормы; практически здоровые - лица, имеющие в анамнезе хроническое заболевание, которое не приводит к нарушению функций организма и не влияет на трудоспособность и социальную активность; в группе практически здоровых выделяются лица с факторами риска в отношении сердечнососудистых, онкологических, неспецифических заболеваний легких, эндокринных и др.; больные с хроническими заболеваниями подразделяются в зависимости от стадии компенсации процесса: полная компенсация, субкомпенсация, декомпенсация.

Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется в форме ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы диспансерного наблюдения составляется общий план лечебно-оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по борьбе за здоровый образ жизни, пропаганду санитарно-гигиенических знаний.

Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и компенсаторных возможностей организма. Эта группа осматривается с использованием общепринятого минимума исследований, а также дополнительных исследований, связанных с характером риска. Второй раз в году эта группа обследуется только с использованием методик, позволяющих выявить ранние формы заболеваний, «грозящих» диспансеризируемому. Для каждого из этой группы в дополнение к общему плану мероприятий предусматриваются индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Так, например, если диспансеризуемый является часто болеющим острыми заболеваниями, в плане должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к влиянию внешней среды (закаливающие процедуры, физическая культура, физиотерапия, фармакотерапия общеукрепляющего Действия и направленная на этиологический фактор, устранение вредных привычек и т.д.). Индивидуальные мероприятия рекомендуются пациенту и проводятся врачом в период профилактических медицинских осмотров.

Таким образом, динамическое диспансерное наблюдение 1 - II групп лиц предусматривает проведение первичной профилактики - предупреждение возникновения заболеваний и укрепление здоровья диспансеризуемых.

Динамическое наблюдение лиц III группы диспансерного учета (реконвалесценты после острых заболеваний, хронические больные) имеет своей целью предупреждение рецидивов, обострений и осложнений уже имеющихся заболеваний, т.е. является важным звеном вторичной профилактики.

При диспансеризации каждый врач должен максимально использовать любую явку пациента в медицинское учреждение по всякому поводу (заболевание, профилактический осмотр, получение справки, оформление санаторно-курортной карты, посещение врачом больного на дому, стационарное лечение и т.д.) для прохождения им минимума обследований, необходимых для диспансеризации данной группы населения, и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диспансерную группу больных, подлежащих динамическому наблюдению врачами-терапевтами, в том числе участковыми, по мнению ученых-клиницистов и организаторов здравоохранения, должны составлять больные со следующими заболеваниями: гипертоническая болезнь I стадии, инфаркт миокарда, хроническая ишемическая болезнь сердца с гипертонической болезнью и без нее; реконвадесценты после острой пневмонии, хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь и кистозная гипоплазия легких, абсцесс легкого; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, атрофический хронический гастрит, хронический гепатит, хронический панкреатит, хронический холецистит, желчно-каменная болезнь, хронический колит и энтероколит, цирроз печени, пострезекционные синдромы (через 2 года после операции на брюшной полости); состояние после перенесенного острого гломерулонефрита, хронический пиелонефрит, хронический диффузный гломерулонефрит, хроническая почечная недостаточность в стадии компенсации. Вместе с тем, в соответствии с утвержденной в 2001 г. базовой программой ОМС в поликлиниках для взрослых диспансерному наблюдению подлежат больные, перенесшие острый инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения.

Терапевты специализированных кабинетов осуществляют консультативные функции. Вместе с тем, наиболее тяжелые больные, требующие специализированного наблюдения и лечения, какой-то период могут и должны находиться под наблюдением соответствующих специалистов и затем снова направляться к участковому врачу.

Важнейшим условием правильной организации диспансеризации являются ежегодное подведение итогов и объективная оценка ее эффективности.

ДИСПАНСЕРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Источником информации по периодическим осмотрам является «Карта подлежащих периодическому осмотру» (ф. 046/у).

Полнота охвата населения профилактическими осмотрами (%):

число фактически осмотренных? 100 / число подлежащих осмотру по плану.

Частота выявленных заболеваний («патологическая пораженность») рассчитывается по всем диагнозам, которые указываются в отчете на 100, 1000 осмотренных:

число заболеваний, выявленных при профосмотрах? 1000 / общее число осмотренных лиц.

Этот показатель отражает качество проведения профилактических осмотров и указывает, как часто встречается выявленная патология в «среде» осмотренных или в «среде» населения района деятельности поликлиники. Более детальные результаты профилактических осмотров можно получить путем разработки «Карт диспансерного наблюдения» (ф. 030/у). Это позволяет данный контингент больных осмотреть по полу, возрасту, профессиям, стажу работы, длительности наблюдения; кроме того, оценить участие в осмотрах врачей различных специальностей, выполнение положенного числа осмотров на одно лицо, результативность осмотров и характер мероприятий, проведенных с целью оздоровления и обследования этих контингентов.

Диспансерное наблюдение за больными Для анализа диспансерной работы используют три группы показателей:

1) показатели охвата диспансерным наблюдением;

2) показатели качества диспансерного наблюдения;

3) показатели эффективности диспансерного наблюдения.

1. Показатели частоты.

Охват населения диспансеризацией (на 1000 жителей) состоит:

«Д»-наблюдении в течение года? 1000/ / общая численность обслуживаемого населения.

Структура больных, состоящих под «Д»-наблюдением, по нозологическим формам (%):

число больных, состоящих под «Д»-наблюдением по данному заболеванию? 100 / общее число диспансерных больных.

2. Показатели качества диспансеризации.

Своевременность взятия больных на «Д»-учет

(%) (по всем диагнозам):

число больных, впервые выявленных и взятых под «Д»-наблюдение Г 100 / общее число вновь выявленных больных.

Полнота охвата «Д»-наблюдением больных (в%): число больных, состоящих на «Д»-учете на начало

года + вновь взятые под «Д»-наблюдение - ни разу не явившиеся? 100 / число зарегистрированных больных, нуждающихся в «Д»-учете.

Соблюдение сроков диспансерных осмотров

(плановость наблюдения), %: число диспансеризированных, соблюдавших сроки явки на «Д»-наблюдение? 100 / общее число дис-пансеризированных.

Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий (%):

прошли за год данный вид лечения (оздоровления) ? 100 / нуждались в данном виде лечения (оздоровления).

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Эффективность диспансерного наблюдения зависит от усилий и квалификации врача, уровня организации диспансерного наблюдения, качества лечебно-оздоровительных мероприятий, от самого пациента, его материально-бытовых условий, условий труда, социально-экономических и экологических факторов.

Оценить эффективность диспансеризации можно на основе изучения полноты обследования, регулярности наблюдения, проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и его результатов. Это требует углубленного анализа данных, содержащихся в «Медицинской карте амбулаторного больного» (ф.025/у) и «Контрольной карте диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Оценку эффективности диспансеризации следует проводить раздельно по группам:

1) здоровые;

2) лица, перенесшие острые заболевания;

3) больные хроническими заболеваниями.

Удельный вес больных, снятых с «Д»-учета в связи с выздоровлением:

число лиц, снятых с «Д»-учета в связи с выздоровлением? 100 / число больных, состоящих на «Д»-учете.

Удельный вес рецидивов в диспансерной группе:

число обострений (рецидивов) в диспансерной группе? 100 / число лиц с данным заболеванием, проходящих курс лечения.

Удельный вес больных, состоящих на «Д»-на-блюдении, не имевших в течение года временной утраты трудоспособности (ВУТ):

число больных диспансерной группы, не имевших в течение года ВУТ? 100 / число работающих лиц диспансерной группы.

Удельный вес вновь взятых на «Д»-учет среди состоящих под наблюдением:

число вновь взятых больных на «Д»-учет с данным заболеванием? 100 / число больных, состоящих на «Д»-учете на начало года + вновь взятые больные в данном году.