Проблемы социализации личности. Доклад «Проблемы социализации личности в современном обществе»

  • Симонович Николай Евгеньевич , доктор наук, профессор, профессор
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет
  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ЛИЧНОСТЬ
  • ТИПЫ ЛЮДЕЙ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В периоды обострения противоречий между государствами и людьми происходят глобальные перемены в сознании личности. В настоящее время на одной плоскости столкнулось много поколений людей с разным жизненным опытом, уровнем образования и системой жизненных ценностей. Это вызывает непонимание между ними и приводит к шоковому состоянию перемен в их устоявшейся жизни, вызывая стресс и неприятные чувства, потеря у многих людей старшего поколения социального статуса, потеря прежних друзей и знакомых, непонимание в семье между детьми и родителями, изменение системы ценностей, потеря личной идентичности).

  • Формирование интеллектуального и эмоционального капитала человека: психологические аспекты
  • Причины побега осужденных из исправительных учреждений: психологические факторы

Симптомами такого культурного и социального шока становятся депрессия, неуверенность в себе, повышение социальной напряженности в обществе. Проведение внутренних реформ и преобразований во всех областях жизни населения страны, невозможно без учета нового геополитического положения России и новых мировоззрений людей . Ведь для одной группы людей государство, новое время перемен, народ и природные богатства представляют возможность получить сверхдоходы и прибыль, власть и высокий социальный статус в обществе. Для таких людей возможность обогащения выше морали и права. Для них не существует ничего личного кроме обогащения и бизнеса. Идеи, убеждения, нравственные заповеди для таких людей становятся средством для приобретения материальных благ. .

При этом движущим мотивом для них являются слава, желание стать выше других на социальной лестнице. Они считают себя лучше других, успешнее и общественное мнение их мало заботит и волнует. Их энергия, честолюбие направлены на коммерческую, интеллектуальную и политическую деятельность. . Такие личности привыкли во всем на самих себя и умеют манипулировать другими людьми, убеждать и нравиться своим партнерам по бизнесу и общественной деятельности.

Преуспевающие люди отличаются от других по следующим признакам:

  1. У них хороший запас физической и духовной энергии, жажда жизни и деятельности. Для них не существует слов: «Не могу». Они живут по принципу: «Могу преодолеть все». [ 4, С. 48].
  2. У них очень высокая мотивация к повышению качества жизни своей и близких им людей. Стремятся к активному долголетию и планируют свою жизнь на десятки лет вперед.
  3. Они испытывают жажду риска и непрерывной деятельности.
  4. Им присуща вера в свои собственные силы.
  5. Отсутствие страха перед будущим, наличие хорошего образования и природной смекалки и житейской мудрости.

Такие люди в условиях перемен чувствуют себя, как рыба в воде и они всегда готовы к инновационным преобразованиям и креативному принятию решений. .

Это, в первую очередь, молодые люди, детство, юность и взросление которых пришлось на постперестроечное время. Другой жизни они просто не знают, и это позволяет им двигаться к намеченной цели, не оглядываясь назад, и не сверять свой путь с прожитыми годами. Они воспитывались вовремя, когда зарождалось новое поколение людей, поколение потребителей. Молодые люди легко переносят социальные перемены в жизни, переход общества на новый качественный технический уровень и всегда готовы к обучению и получению новых знаний. Они не почивают на лаврах. .

Совершенно другой тип людей живет и работает по старому принципу. Их девиз: «Жить только по правде и по совести». Для них высшими ценностями являются добро и честность. Они не умеют и не любят рисковать своей жизнью, стабильностью и спокойствием. . Свой личный успех и благополучие они видят только в успехе и благополучии общества. Данная категория людей полагается на своих руководителей, родителей, старших в семье, партийных лидеров, начальников. У них на первом месте духовное начало, а материальное их мало волнует, живут они по принципу достаточности, а деньги для них являются средством для жизни и решения насущных проблем. . Такие люди в своей жизни обходятся только необходимым, они неприхотливы в быту и никогда не желают перемен в жизни и работе. Для них стабильность и спокойствие важнее всего. При малейших переменах в своей жизни они впадают в отчаяние, страх и депрессию. [ 9, С. 593].

Массовой болезнью в современном обществе становятся беспокойство и страх, неуверенность в завтрашнем дне, плохое самочувствие.

Как же пережить этот период социально – культурного шока, сохранив при этом здоровье, душевное состояние и сохранив высокий моральный дух? [ 10. С. 14].

Мы видим преодоление социально – культурного шока в три этапа:

  1. Вначале люди испытывают радость инновационных и социальных перемен. Они искренне радуются свободе, стиранию привычных стереотипов в общественной и личной жизни. .
  2. Потом все эти радостные чувства уходят на второй план. Происходит отрезвление и появляется ощущение, что жизнь сама по себе ничего даром не дает. При переменах тоже надо трудиться и обеспечивать себя и своих близких. Необходимо надеяться только на самих себя. Добрый дядя ничего даром не даст. Тогда у людей появляется страх перед будущим своим и своих детей, тревога, депрессия и фрустрация. . Общество распадается на бедных и богатых, разрыв между ними с каждым годом растет, и противоречия тоже нарастают.
  3. Когда два этапа удастся преодолеть, то через какое-то время наступает чувство уверенности, защищенности, удовлетворения и вера в будущее.

Социальная нестабильность проявляется, в первую очередь, на личностном уровне, повышается тревожность, теряется социальная идентичность личности. Появляются противоречия между желанием сделать жизнь лучше для других, сохраняя высоким свой уровень жизни. [ 13, С. 90].

Необходимо учитывать и знать, что успешный человек уверен в себе, он расчетлив, целеустремлен, готов к переменам и хочет сделать жизнь лучше для себя, своих родных и близких. Такая личность всегда достигает поставленные цели, реализует свои замыслы и намерения. [ 14, С. 31].

Преуспевающий человек обладает позитивной энергией, направленной на преобразования и решения всех стоящих перед обществом и лично перед ним насущных задач. [ 15, С. 101]. Как правило, он творчески подходит к своей жизни, трудовой деятельности и его особенности тесно связаны с мотивационной и эмоционально – волевой сферой.

Творческий человек отличается от других людей, порой вызывая непонимание и недоумение со стороны даже самых близких людей. Активность такого человека направлена на преобразование и приспособление к окружающей среде и действительности. [ 16, С. 310]. При этом он вынужден пройти социальную адаптацию к установлению равновесия между ним и социальной средой, приспособленности к ее нормам и требованиям, признать и принять систему ценностей новой среды.

Если личность не проходит социальную адаптацию, то у него возникают стрессовые состояния такие, как напряжение между личностью и сложившейся ситуацией . Тогда у него ухудшается социальное самочувствие, появляется тревожность, появляются тревожные ожидания перед будущим.

Это вызывает ухудшение качества жизни, а значит и ее продолжительности. Все это связано с состоянием здоровья, значительными затратами на лечение людей, руководства и населения в целом. .

Рекомендуем заранее готовиться психологически и материально к планируемым преобразованиям и изменениям в жизни заранее до их наступления, необходимо увязать с повседневной жизнью человека, с его личными планами, ценностями, целями и интересами. Во всем этом личность занимает центральное место и ради нее проводятся все мероприятия. Рекомендуем задуматься человеку и создать модель будущего и выйти за привычные временные рамки. Например, задуматься над своим будущим и представить себя восьмидесяти летним человеком и задать себе следующие вопросы:

  1. Кто я такой? Ответить можно по-разному. За это время произошло много событий. Человек состоялся или не состоялся как специалист, отец семейства, как личность, как гражданин своей страны. Что полезного он сделал для себя, для своей семьи, как воспитал своих детей, что сделал для укрепления мощи своего государства? [ 19, С. 564].
  2. Что не смог сделать и почему. По какой причине, кто в этом повинен?
  3. Чем он может помочь своим детям, внукам, в чем может быть полезен своему государству?
  4. Сможет ли он применить ранее полученные знания или необходимо скорректировать свои возможности в соответствии со своим возрастом и накопленным опытом?
  5. Какую переподготовку, какую профессию необходимо получить дополнительно к данному времени, с учетом возраста? [ 20, С. 443].
  6. Востребован ли он и его умения, знания и опыт молодыми специалистами, руководителями нового направления и нового современного мышления?
  7. Знание коммуникационных технологий и умение применять их для работы и в повседневной жизни?
  8. Чему может научить своих внуков, какой опыт может им передать и будет ли интересно внукам общаться с ним на досуге?
  9. Какое состояние здоровья на данный период? Чтобы быть в хорошей физической форме необходимо на протяжении всей жизни вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой для тела, а также проходить ежегодную диспансеризацию и заниматься профилактикой здоровья. Необходимо разработать правильный и сбалансированный рацион питания и естественно надо искоренить все вредные привычки.
  10. Какой образ жизни ведет человек в своем нынешнем возрасте?
  11. Кто окружает его и с кем он общается и дружит? К этому возрасту окружение кардинально меняется, многих ровесников по понятным причинам нет рядом, привычный круг общения распался. Чтобы не быть одиноким человеку необходимы коммуникации и общение с окружающими его людьми. [ 21, С. 447]. Оно должно быть приятным, легким и не навязчивым. Как достичь этого и что для этого надо знать? Когда человек открыт, любит окружающих его людей и желает им добра, счастья и успехов в жизни и работе, то ему отвечают взаимностью. Это дается нелегко, путем систематической работы над собой, путем самообразования и самосовершенствования своего тела, духа и знаний о жизни современных людей. Если человек задумается над этим еще в молодые годы, то он поставит для себя реальную цель, выберет правильный путь и смоделирует свое будущее. Это будет его главная цель в жизни, стать востребованным на протяжении многих лет жизни.
  12. Для достижения поставленной цели человек решает повседневные задачи осознанно и уверенно движется вперед. Социальное самочувствие у него хорошее, ожидание старости связанное с тревожным ожиданием не известности и качество жизни повышается. В результате продолжительность жизни увеличивается как физической, так и творческой. Самое главное во всем этом моделировании то, что человек остается востребованным на протяжении всей своей жизни и в любом коллективе он будет желанным работником и наставником для молодых специалистов. Главное понимать, что советы надо давать тем, кто в них нуждается, а учить надо тех, кто хочет учиться. Тогда можно без конфликтов и противоречий передать накопленные знания и свой богатый опыт жизни с пользой для себя и для общего дела. При такой ситуации конфликт поколений сводится до минимума и социальный статус взрослого человека повышается, а его самочувствие повышается от чувства выполненного долга. Надо также учитывать и то, что не все и не во всем должны меняться.

Главное, чтобы все люди смогли дополнять друг друга при решении поставленных задач перед обществом и перед личностью, в частности.

Инновации, креативное мышление молодого поколения в сочетании с мудростью и опытом старшего поколения дадут потрясающие результаты. В жизни и деятельности людей необходима преемственность поколений. Самое главное - правильно распределять социальные роли между всеми поколениями людей, в соответствии с их личностными особенностями.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского.2015. С. 222-223
  2. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584-592.
  3. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188-189.
  4. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  5. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения Материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева.2013. С. 142-144.
  6. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48-49.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста Москва, 2016
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е Роль мотивации в эффективных компаниях Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16-24.
  9. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592-594.
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
  12. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 82-92.
  14. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально- психологическая безопасность предприятия Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30-34.
  15. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Моделирование эффективной системы управления предпринимательскими структурами В сборнике: Стратегическое планирование и развитие предприятий Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Под ред. Г. Б. Клейнера. 2014. С. 101-102.
  16. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений по управлению организацией в период кризиса: социально – психологические аспекты Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 308-311.
  17. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность регионов Российской Федерации Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. С. 40-44.
  18. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: психологические аспекты Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
  19. Симонович Н. Е. Психологический портрет современной молодежи Novaifo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 563-566.
  20. Симонович Н. Е.. 2017. Т. 2. № 58. С. 442-445.
  21. Симонович Н. Е.. Т.2. № 58. С. 445-450.

Елена Есина
Социализация личности в современном мире.

Введение

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях : от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества . В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности , в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности , является изучение процесса социализации , т. е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность , в социальную структуру общества . Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация » , позволяющая человеку стать членом общества.

Выбрав данную тему, я стремлюсь раскрыть для себя, понимание личности в обществе . В современном мире для того что бы найти конкретный ответ на вопрос, зачастую приходится ответить на множество других вопросов. Так же и в моей теме : для начала нужно задать себе вопрос, что же есть социализация и личность .

Социализация

Общеизвестно, что процесс социализации играет определяющую роль в

формировании личности . Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей , знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное , нуждается в процессе социализации для того , чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы , ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации . Наибольшее значение в первичной социализации играет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы , то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации , меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий :

a) Стадия адаптации (рождение - подростковый период) . На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта , главным механизмом социализации является подражание .

b) Появление желания выделить себя среди других - стадия идентификации.

c) Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

d) Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта , воздействие на среду.

После трудовая стадия (пожилой возраст) . Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. В общем, социализация - сложный , жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность .

Обдумав, я обратила внимание, что социализация это так же процесс получения основных навыков для жизни в социальной среде . Социальная среда для меня это моя семья и окружающие меня люди - друзья, коллеги и другие.

Личность

Личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Существует множество определений личности например :

1)Ковалёв А. Г. определил понятие личность как сложное , многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. 2)Асмолов А. Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке .

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Личность неотделима от общества. Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность - созидатель общественного богатства.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Социализированные личности это - адаптированные к условиям своего социального бытия , десоциализированные - девиантные , отклоняющиеся от основных социальных требований и психически аномальные личности .

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией , утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности ) . Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.) .

Понять личность - это значит понять , какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Поразмышляв на данную тему, что такое личность я пришла к выводу , что она присуще каждому человеку. Каждый в обществе выступает как личность у каждого своя роль , а так же у всех свои действия в определенных обстоятельствах. Я думаю понятие «личность » можно рассмотреть как : совокупность привычек и предпочтений. А так же могу сказать, что личностью не рождаются - личностью становятся .

Современный мир

В современном мире социализация происходит в рамках определенных институтов, которые осуществляют функцию трансляции социального опыта и установок , накопленных предыдущими поколениями. Кроме того, функцией является поддержание взаимодействия между личностями с целью содействия в передаче индивидуального опыта и ценностных ориентаций. Все это должно способствовать как личностному развитию индивида , так и его становлению в качестве члена того или иного общества. Многие не уделяют внимание на духовные предпосылки труда, его ценным основаниям и значению как фактора социализации . Но рассматривают трудовой деятельность как категорию экономики, она представляется нам весьма поверхностной и односторонней.

Любое социальное воздействие , возникающее в процессе трудовой деятельности, должно способствовать нравственному обновлению вовлеченных в него индивидов, усвоению ими определенных этических установок общества, что в определенной степени и представляет конечную цель социализации . Таким образом, происходит развитие личности , вовлечение ее в систему социальных ценностей и норм . Подобная адаптация означает усвоение важнейших аспектов общественной жизни, а следовательно, постепенную социализацию .

Современном мире социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь . Так же в современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества , но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно-смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.

Современный мир полон разных компьютерных технологий и зачастую, в связи с этим, личность (человек) прячется от общества, от живого общения в сетях интернета. Я считаю, что без влияния общества на человека не может происходить социализация личности . А так же в значительной степени представляет собой противоречивый, часто неконтролируемый процесс. Подобные противоречивость и стихийность в формировании базовых социальных ценностей и моделей поведения могут привести к разрушительным последствиям как для отдельной личности , так и для общества в целом.

Итогом данной темы является то, что на всех этапах развития общества в нем происходят процессы, определяющие как саму сущность имеющейся в тот или иной момент времени социальной реальности , так и особенности развития составляющих данное общество личностей .

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости , которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса . Однако в процессе социализации возможны сбои , неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. В итоге социализация личности в современном мире на прямую зависит от достижений общества.

На данном этапе общество подвергнуто интенсивному развитию цифровых технологий, которые влияют на адаптацию и социализацию личности в обществе . Я приводила примеры, доводы социализации личности в современном обществе и по моему мнению, духовность в нём откинута на задний план, сделав приоритетом экономическую направленность развития.

Я считаю что бы решить проблемы социализации каждый человек должен понять, что гаджеты не смогут заменить «живое» общение. Нужно больше проводить времени в кругу родных и друзей, общаться, делиться, не быть замкнутыми. Так же полезно читать книги и знать, что происходит в регионе, в стране и в мире . Ведь это саморазвитие.

Парменов Анатолий Александрович 2010

А. А. Парменов

О ПРОБЛЕМАХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕСТАБИЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Рассматриваются проблемы становления и формирования личности в современном обществе, содержание ее деятельности. Анализируются факторы, способствующие развитию личности, формированию нравственных качеств. Изучаются мотивы, ориентирующие направленность ее деятельности. Ключевые слова: личность, отчуждение, гуманизм, идеал, нравственность, развитие, общество, направленность, цель.

Abstract. The problems of genesis and formation of personality in modern society and the content of its activity are examined. The factors assisting in personality development and formation of its qualities are analyzed. The motives orientating the direction of its activity are studied.

Keywords: personality, estrangement, humanism, ideal, morality, development, society, direction, aim.

Современный этап жизни нашего общества предъявляет особые требования к человеку, его личностным качествам. Совершенно очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, мировоззрения, уровня образования и культуры зависит будущее страны.

Необходимость дальнейшего исследования проблем личности, разработки философских, педагогических аспектов ее становления и развития диктуется потребностями практики, возрастанием роли каждого человека в общественной жизни, возникшими перед обществом неведомыми ранее вопросами нравственного, психологического характера. Среди них: «Какие идеалы у современного молодого человека?» «С каких позиций подходить к вопросам нравственного воспитания?» «Как строить систему образования и связывать ее с воспитанием личности?» и др.

Без глубокого анализа этих вопросов, понимания перспектив их реализации сложно определить пути развития личности, содержание и характер ее деятельности.

Большинство исследователей рассматривают личность в двух аспектах: первый - влияние внешних воздействий на формирование и развитие личности; второй - внутреннее проявление, внутренние источники ее развития. Личность, с одной стороны, может характеризоваться как социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных социально значимых свойств. С другой стороны - как самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Л. С. Выготский писал, что личность возникает в результате культурного и социального развития .

С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему... человек, у которого есть своя позиция в жизни» . Он обращал внимание и на индивидуальные свойства, качества человека, детерминирующие его развитие.

Ж. Сартр определял человека как существо, которое устремлено к будущему и осознает, что оно проецирует себя в будущее .

Н. А. Бердяев писал: «Человек - малая вселенная, микрокосм... в человеке открывается абсолютное бытие, вне человека - лишь относительное» .

В философской, психологической, педагогической литературе представлено множество теорий, концепций, касающихся проблемы личности, ее развития в онтогенезе, социализации, формирования самосознания и т. д. На наш взгляд, недопустим односторонний подход к какой-либо теории, абсолютизация отдельной стороны в изучении личности, как это делают некоторые исследователи. Например, в книге «Агрессия» австрийский ученый К. Лоренц доказывает, что агрессия - врожденное влечение, а не ответная реакция на ситуацию. Он считал, что, если человек не обладает агрессивностью, он не индивидуальность.

Существуют экстремистские «теории», согласно которым природа каждой человеческой расы различна: есть высшие и низшие расы. Одна из последних «теорий» такого рода представлена американскими социологами

Н. Мерреем и Р. Херстейном в книге «Изгиб колокола» (1995). Они утверждают, что между белыми и черными сияет пропасть в пятнадцать пунктов «коэффициента умственного развития» (Щ). Отсюда сделаны выводы о пересмотре социальных программ помощи негритянскому населению. Книга вызвала оживленное обсуждение, и выяснилось, что она была подготовлена по заказу расистской организации. В ней не опровергнуто объяснение бедности и преступности неравными общественными условиями и недостатком образования.

Э. Фромм писал: «Пытаясь избежать ошибок биологических и метафизических концепций, нам следует опасаться столь же серьезной ошибки - социологического релятивизма, который представляет человека не более, чем марионеткой, управляемой нитками социальных обязательств. Права человека на свободу и счастье заложены в присущих ему качествах: стремление жить, развиваться, реализовывать потенциальности, развившиеся в нем в процессе исторической эволюции» .

Процесс становления личности - процесс сложный, полон противоречий. Личность развивается в обществе, среди людей. Но жить среди людей -это значит руководствоваться определенными принципами, правилами общения с ними, соотносить свое личное «Я» с общественными интересами. Однако зачастую цели, выбранные молодыми людьми, и пути их реализации не отвечают общественным интересам, нравственным нормам.

Формы поведения могут быть разными. Например, одни молодые люди, сталкиваясь с какими-либо трудностями, идут по линии наименьшего сопротивления, стараются приспособиться, бездумно следуют общим мнениям, модным тенденциям, т.е. выбирают конформистский путь. Другие - стремятся навязать свои нормы поведения, ценности. Не отвечающие общепризнанным нормам морали организуют молодежные группировки, деятельность которых противоречит не только нравственным нормам, но и нормам закона.

Личность - это определенный социальный тип, в котором выражаются наиболее существенные черты эпохи, общественного устройства, нации. Но вместе с тем личность обладает и относительной самостоятельностью, специфическими качествами по отношению к обществу как к целому. Особенность развития личности состоит в том, что воздействие на нее внешних факторов

преломляется в деятельности - профессиональной, общественной, научной и т.д. Именно в процессе деятельности человека формируются его личностные качества. Содержание, масштаб, интенсивность деятельности определяют и ее место, роль в социальной иерархии, и возможность достижения той или иной цели.

Подлинное богатство личности определяется такой жизнедеятельностью человека, когда, с одной стороны, общество обеспечивает ему максимальное удовлетворение материальных и духовных способностей, а с другой - сам человек, создавая условия для этого, наиболее полно реализует свои потенциальные возможности. То есть должна быть гармония интересов личности и общества. В современном обществе в нашей стране такой гармонии нет. Есть немало социально-экономических противоречий, требующих разрешения. Полноценное развитие личности возможно при соблюдении следующих условий:

Совершенствование отношений собственности;

Оптимальный состав чиновников в структуре государственной власти и его эффективная работа;

Борьба с бедностью, справедливое распределение материальных благ;

Профессионализация управления во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

Реальная передача собственности в руки всего населения страны и создание «среднего класса», который будет уравновешивать политические, экономические и нравственные процессы.

Конечно, соблюдение этих условий - длительный процесс. Важно, чтобы каждый гражданин видел, что государство делает все возможное для решения этих проблем. Развитие личности невозможно без преодоления различных форм отчуждения от общества. «Снять» отчуждение можно только в обществе, где осуществляются права личности: право на труд, образование и медицинское обслуживание; право на свободу мысли, совести, убеждений; право свободно участвовать в митингах и т. д.

Решение этих проблем будет способствовать нивелированию, оптимизации межличностных, межгрупповых отношений, совершенствованию форм общения, улучшению социального климата в обществе в целом. «Надо заботиться о том, - писал известный философ Э. В. Ильенков, - чтобы построить такую систему взаимоотношений между людьми (реальных, социальных взаимоотношений), которая позволит превратить каждого живого человека в личность» .

Формирование личности человека начинается в первые годы его жизни. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что это период развития личностных механизмов поведения. Именно в первые годы жизни у ребенка формируются основы его личностных качеств. Он усваивает формы поведения, благодаря которым в будущем становится субъектом социальной действительности.

Примерно в возрасте шести лет начинает формироваться самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Это все более явственно проявляется в общении со сверстниками и взрослыми. Важно учитывать следующие аспекты личностного развития в этом возрасте:

Развитие сознания и самосознания;

Эмоционально-чувственная регуляция поведения;

Характер отношений с людьми.

Сознание - высший уровень психического отражения. Оно характеризуется активностью, интенциональностью, способностью к рефлексии. На ос-

нове сознания формируется самосознание, благодаря которому индивид начинает оценивать себя как личность. Оценка, самооценка в структуре самосознания занимают особое место. Через оценку своих действий со стороны субъект осознает важность, социальное значение собственной деятельности.

На вопрос «Почему личность существует?» Гегель и Фихте отвечали: «Потому, что обладает именно самосознанием». Собственно понятие «Я» характеризует личность, обладающую самосознанием.

К. К. Платонов разделял личность на «минимум» и «максимум». Он писал: «Минимум личности определяется осознанием ребенком своего «Я», активно противостоящего «Не-Я». Когда ребенок первый раз скажет: «Я сам!» - он уже личность и противопоставляет свое «Я» другим «Не-Я». А «максимум личности» он относил к возрасту 15-17 лет, когда субъект вступает в систему социальных отношений, утверждает себя в группе.

На наш взгляд, правомерна точка зрения К. К. Платонова о двух этапах развития личности, о том, что личность начинается со второго скачка в развитии. Трудно представить личность сразу в готовом социальном виде, процесс ее становления длительный.

Юношеский возраст - это возраст активного «заражения» идеями, целями. В поисках смысла своего существования появляются размышления юношества о своем жизненном предназначении, о смысле жизни. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень, помогающий молодому человеку справиться с первыми жизненными проблемами, что особенно актуально в наше сложное время.

Какие идеалы у современной молодежи? Нужны ли они вообще? В чем смысл жизни? Эти и другие вопросы автор задавал студентам второго курса ПГУ, учащимся учебно-производственного комбината г. Пензы.

На вопрос «Нужен ли идеал человеку?» были получены разные ответы.

Большая часть студентов считает, что идеал не нужен. Вместе с тем многие боятся потерять свою индивидуальность (как они считают), если будут следовать идеалам.

Индивидуальность - это своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. Это нечто неповторимое. Ребята боятся потерять свою особенность и неповторимость. Сохранение индивидуальности они часто связывают с сохранением своей самостоятельности и независимости, имеющих в системе нравственных ценностей юношеского возраста особое значение.

Однако, несмотря на проблемы, трудности, с которыми встречаются молодые люди в нашем обществе, у многих остается естественное стремление к идеалу, о чем свидетельствуют их суждения. Может быть, некоторые из них готовы частично отказаться от своей самостоятельности ради «большой» цели?

В последние десятилетия в нашей стране в сознании людей произошла болезненная ломка устоявшихся идеалов. Меняются ценностные ориентации и у молодежи. Возможно, перед молодежью более остро стоит вопрос о выборе жизненного пути, о смысле жизни, чем у предшествующих поколений.

Интересно было узнать суждения студентов ПГУ и слушателей УПК о смысле жизни. Им была роздана анкета, составленная социологом В. Э. Чуд-новским. Всего было опрошено около ста человек. Из первой части анкеты

был взят вопрос «Чего, по Вашему мнению, в жизни больше - смысла или бессмыслицы?». На этот вопрос большинство (около 80 %) ответили, что бессмыслицы. Ответы юношей и девушек распределились примерно одинаково.

Критическое отношение большого числа опрошенных к действительности нельзя объяснить только присущим их возрасту максимализмом. Это отражение в их сознании и социальных, и, в большой степени, моральных сторон нашего бытия. Особенность морали состоит в том, что ее требования опираются на силу общественного мнения, она содержит ряд общих положений, связывающих людей. В духовном мире личности они отражены в ведущих нравственных категориях: добро и зло, справедливость и несправедливость, жадность и альтруизм и т.д. Основное содержание данных моральных представлений и определяет оценку школьниками, студентами социальной жизни и их поведение в семье, школе, вузе, в способах проведения досуга.

Вместе с тем осознание тех или иных проблем в сфере нравственных отношений, не отвечающих естественной сущности человека, может способствовать поиску, выбору юношами и девушками образцов, идеалов, согласно которым они планируют следовать и строить свое поведение. Конечно, этот выбор может быть и ошибочным, но само стремление к преодолению негативных явлений является существенным импульсом выбора правильных нравственных норм. Это лучше, чем пассивное созерцание.

Приведем в этой связи высказывание С. Л. Рубинштейна о способах человеческого существования: «Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем - подруги, учителя, затем муж, дети, и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее - это решающий поворотный момент. Сознание выступает здесь, как. выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней. От такого итогового, обобщенного отношения к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации» .

Именно «второй способ существования», когда человек рефлексивно начинает познавать жизненные процессы, явления, давать им нравственную оценку как бы независимо от «включения в жизнь» со стороны, свидетельствует о его личном самоопределении, желании преодолеть «бессмыслицу» жизни.

В юношеском возрасте лавина жизненных впечатлений начинает интенсивно проходить фильтр собственного сознания, еще хрупкого, бедного опытом восприятия мира, но стремящегося к индивидуальному осмыслению мира, к самоанализу. Отсюда и напряженность внутренней жизни молодого человека. Он начинает замечать противоречия действительности, которых в обществе много, создает свои идеальные образцы, задумывается над своим местом в обществе. До конца понять эти противоречия он еще не может, поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы.

Трудность юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных от-

резков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений) - необходимая психологическая предпосылка постановки перспективных проблем. Реализация перспективных целей в этом смысле есть движение к идеалу, к личности, которой присущи такие качества, как честность, порядочность, мужественность и т.д. В своем целостном виде эта личность образует единство сознания и деятельности моральных, этических, эстетических и иных качеств, связанных между собой. Перспективные цели развития личности, ее нравственного воспитания органически сочетаются с необходимостью подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, умению адаптироваться в обществе.

Проблема смысла жизни, достижения цели - это не только мировоззренческая проблема, но и вполне практическая. Решение этой проблемы содержится не только внутри человека, но и в окружающем мире, где и раскрываются его способности, деятельные потенции. Содержание и характер деятельности могут соответствовать или не соответствовать моральным, общественным нормам. Возможны два варианта:

Личность принимает общественные нормы, образцы и ведет себя соответственно этим нормам;

Личность отвергает общественные нормы, правила и действует по своему усмотрению.

Это обычные варианты. На практике все сложнее, поскольку норма и поведение - особенно сложное соотношение в жизненной практике.

Норма как осознанная необходимость - первый вариант. Второй - норма, внешне принятая, но не признаваемая. Субъект может действовать, нарушая нормы морали, законы (насколько это возможно), но делает это, представляясь в качестве добропорядочного гражданина. Третий вариант - деятельность, не отвечающая нормам морали и даже нормам закона, с целью достижения сугубо личностных интересов, собственного «успеха». То есть в этом случае знание норм и знание поведения не совпадают. Человек знает эти правила, нормы, но нарушает их. Причина в том, что те или иные нормы, требования являются в его понимании препятствием для достижения цели и теряют для него личностный смысл.

Если человек считает, что «все средства хороши» для достижения цели, и в процессе своей деятельности нарушает законы (насколько возможно), нормы морали, интересы других людей, ущемляет их права, то это равнозначно отношению к другим людям как к средству, как к орудию ради достижения сугубо личных интересов. Если такой вид деятельности закрепится в общественном сознании, будет приниматься за правило, норму в отношениях между людьми, то границы между такими общечеловеческими понятиями, как «добро» и «зло», «правда» и «ложь», будут стираться. Это может привести к деградации моральных ценностей, деформации личности. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, является формирование личности, способной не только принимать решение, но и нести ответственность за свой выбор. Важно, чтобы человек хотел действовать согласно гуманистическим нормам, общечеловеческим принципам. Это важнейший этап закрепления нравственных начал. На это обращали внимание многие известные ученые: А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, Л. И. Божович и др.

Л. И. Божович выделяла два основных критерия, которые характеризуют человека как личность. Первый: человека можно считать лично-

стью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно: если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. Второй критерий: способность к сознательному руководству собственным поведением. Оно осуществляется на основе осознанных мотивов и принципов и предполагает сознательное соподчинение мотивов.

Проблема современного общества в том, как может формироваться личность, отвечающая этим критериям, если, к примеру, побуждения юноши не отвечают тем ценностям, тем нравственным нормам, которые формировались в течение многих лет. Будет ли он «преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого», если в общественном сознании эгоизм, индивидуализм и т.д. имеют первостепенное значение. Индивидуализм, чувство собственности становятся господствующими в нравственном мире. Противопоставление личного общественному все более становится нормой общественного сознания, ориентация на общественные ценности уходит на второй план.

«Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть. воспитание больше, чем когда-либо, становится воспитанием ответственности», - писал в ХХ в. австрийский ученый В. Франкл . Проблема ответственности особенно актуальна в настоящее время. Целью воспитания сегодня является формирование личности, способной не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор.

Развитие личности, формирование ее взглядов, моральных норм, связано не только с непосредственным окружением, т.е. с «микросредой», но и с воздействием общественной среды в целом. Государственные учреждения, общественные организации непосредственно влияют на человека, формирование его взглядов, убеждений. Особенно большое влияние на сознание людей, их мировоззрение оказывают средства массовой информации (СМИ). Восприятие и интерпретация важнейших событий, происходящих в стране и мире, представленная в СМИ, прочно откладывается в сознании людей, особенно молодежи, приобретает устойчивый характер и часто принимается как истина без серьезного осмысления. Фактически СМИ выступают активным субъектом социальной политической жизни, имея возможность прямо обратиться к населению, минуя такие социальные институты, как семья, школа, партия и т.д., человек становится простым потребителем информации, не пытаясь зачастую достаточно полно вникнуть в ее содержание, смысл.

Огромное влияние СМИ оказывают на эмоции человека, особенно молодежи. Эмоциональное воздействие в каких-то ситуациях может стать доминирующим фактором, определяющим поведение личности и ее отношение к чему-либо. Такое отношение выражает не только логическую оценку какого-либо явления как целого, но также и принятие его миром чувств человека. Зачастую лишь эмоции, становясь единственным инструментом установления ценности явлений, событий и отодвигая на второй план объективную, истинную сторону этих событий, могут стать причиной неадекватной оценки человеком реалий социальной жизни и проявляться в его практической деятельности.

Дети, которые часто смотрят передачи, где много сцен насилия, жестокости, склонны примириться с этими негативными явлениями, считая это нормой, и рассматривают их как интегральную, неотъемлемую часть общества. В сознании детей возникает неверное, деформированное понимание об-

щечеловеческих норм, моральных ценностей. В последующем это может негативно сказаться на его личностном развитии.

В формировании личности, способной лучше адаптироваться к нынешним условиям, важно учитывать следующие принципы:

Создание благоприятных условий для развития личности;

Дать сумму знаний и научиться пользоваться ими (в школе, вузе);

Развитие потребностей в индивидуальной самореализации;

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для приобретения уважения среди сверстников (в школе, вузе), среди коллег в трудовом коллективе;

Формирование чувства собственной значимости, воспитание чувства собственного достоинства у каждого человека.

Следование этим принципам, нормам позволило бы успешно решать многие проблемы воспитания и развития личности.

Личность всегда проявляет и реализует себя через сложную многоуровневую систему социальных отношений, и изучение социальнопсихологических механизмов воздействия этих отношений на личность, их философский анализ, позволяет выявить сущностные стороны ее развития.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - М., 1983. - Т. 3.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1946.

3. Сартр, Ж. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. - М., 1989.

4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М., 1989.

5. Фромм, Э. Характер и социальный прогресс / Э. Фромм // Психология личности. - М., 1982.

6. Ильенков, Э. В. Что же такое личность? / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность? - М., 1984.

7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973.

8. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович. - М., 1981.

9. Франкл, В. В поисках смысла / В. Франкл. - М., 1990.

Парменов Анатолий Александрович

кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, Пензенский государственный университет

Parmenov Anatoly Alexandrovich Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy. Penza state university

E-mail: [email protected]

УДК 130.1 Парменов, А. А.

О проблемах становления и развития личности в нестабильном обществе / А. А. Парменов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 4 (16). - С. 70-77.

Титкова Екатерина

Введение………………………………………………………………………………………...3

Проблемы социализации молодежи в современном обществе…………………………………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………………………………18

Скачать:

Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

« ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Подготовила:

Титкова Екатерина Руководитель:

Преподаватель

социально-экономических

Алымова О.Н.

Орел.

Введение………………………………………………………………………………………...3

Проблемы социализации молодежи в современном обществе…………………………………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………………………………18

Введение

Мир молодежи - особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания - психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.

Молодежная проблематика со времен Сократа и Аристотеля является особо актуальной.

Социология молодежи - это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь - это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.

Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений выступает молодежь. Молодым часто свойственно острое неприятие того образа окружающего мира, который предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это неприятие сопряжено с уверенностью в том, что действительность можно и необходимо переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим значительный жизненный опыт, доподлинно известно, что мир переделать трудно, и поскольку к зрелому возрасту они добились определенных успехов и заняли те или иные статусные позиции, им более всего хочется сохранить действительность без существенных перемен.

Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».

Возрастные границы выступают основным группообразуюшим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте - примерно в 12-13 лег, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15-29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки - до 18 лет, собственно молодежь - 18-24 лет и молодые взрослые - 25-29 лет.

В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера.

Одной из проблем, в отношении которых сегодня назрела необходимость и возможность такого целостного философского осмысления, является социализация молодёжи.

Кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе обостряют проблему социализации молодёжи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство, как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей, что ведёт к увеличению научных исследований, как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность. Важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодёжь, куда идёт, сама или подталкиваемая почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с её поведением?

Ожидание ближних перспектив - это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних - выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра, и, как следствие, - судьба и перспективы социальных преобразований современной России.

Как отмечал В.А Луков: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодёжи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность таким статичным, медленно изменяющимися обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодёжью».

Современное общество ещё не осознало ни масштабов данной проблемы, ни её мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных её проявлений. Одной из причин беспечности может являться недостаточность целостного осмысления проблемы социализации во всём её современном объёме.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодёжи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только учёных, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.

Цель исследования - изучение проблем социализации современной молодёжи и поиск путей их решения.

В данной работе нами были поставлены для последующего решения следующие задачи:

Объектом исследования является процесс социализации.

Предметом исследования являются особенности социализации молодёжи.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос.

Теоретический анализ литературы - теоретический метод, служащий для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. В работе использовался при написании теоретической части и разработке экскурсионного маршрута.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. В работе использовался при проведении экскурсий.

Опрос - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. В работе использовался в разговоре с экскурсантами, во время и после экскурсии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

Проблемы социализации молодежи в современном обществе

1.1. Особенности социализации молодежи

Фундаментальные изменения, произошедшие в российском обществе за последнее 10-летие повлияли на процессы социализации молодых людей, на образ жизни и ценности молодежи - потенциал будущего общества.

Современная российская молодежь имеет отличные по сравнению с молодежью 20-летней давности интересы и предлагает свои варианты удовлетворения собственных потребностей. Сегодняшняя тенденция свидетельствует о том, что в пространстве биографических проектов превалирует принцип индивидуального планирования собственной жизни самим человеком. Каждый выбирает свою биографию из широкого спектра возможностей, включая социальную группу или субкультуру, с которой он хотел бы себя идентифицировать. Иными словами каждый выбирает свою социальную идентичность, равно как и берет на себя ответственность за риски подобного выбора - считает А.Ю. Согомонов. Задача общества и государства сегодня - помочь молодым в общественно-приемлемой форме, в рамках общественной идеологии удовлетворять собственные потребности и интересы.

Одной из особенностей социализации сегодня является то, что молодежь все чаще воспринимается не столько как объект воздействия, сколько как субъект истории. Такой подход позволяет быть в русле процессов, происходящих в развитых странах в аналогичных областях социальной жизни. Именно этот подход позволяет России входить в число стран, рефлексирующих происходящие изменения общественного развития.

Социализирующее значение для молодежи имеют как материальные, так и духовные процессы, формирующие социальное пространство и время, в котором, обретая определенные социальные характеристики, она интегрирует в общество. Условия жизнедеятельности, установки, ценности молодого поколения отличаются от тех, которые определяли особенности социализации старшего поколения, можно сказать их учителей и воспитателей. Определенно, индивидуализм и рефлексивность в большей степени свойственен современной молодежи, чем их учителям и родителям 20-30 лет назад.

Однако такие ценности, как образование, семья - традиционно занимают высокие позиции в ранге ценностей молодежи .

По-прежнему, востребованным у молодых является образование, представляющее одну из основных ценностей молодежи, высшее образование, в частности. По данным исследования значительная часть опрошенных студентов часто отмечает желательность получения и второго высшего образования (от 16% до 48% в зависимости от региона). Также студенты отмечают необходимость получения дополнительных знаний и навыков на курсах и тренингах.

По данным многих исследований материальные средства, деньги приобретают сегодня для молодых большую ценность по сравнению с тем, какую роль играли эти ценности у их сверстников 20-30-лет назад.

Сегодня для молодых профессия, деловая карьера и призвание часто вещи разные. Высокооплачиваемая работа часто ставится выше работы интересной. Достойная работа, по их мнению, это та, которая обеспечивает достойный образ жизни. Большую роль играет жизненный успех. По данным экспериментального исследования ценностей в Российском обществе молодежь в возрасте 16-25 лет выше, чем другие возрастные группы ценит Свободу и Любовь. Важнее, чем для других возрастных групп, для нее оказался Достаток. Более высокое место у молодежи получила Культура. А Труд находится у этой возрастной группы в самом низу приведенной иерархии ценностей - пишут авторы исследования. Часть молодых ориентирована исключительно на гедонистические ценности и прагматизм. Молодежи сегодня свойственно более быстрое усваивание идеалов рыночной экономики. Сегодня, наряду с нежелательными последствиями сложившегося положения дел появились тенденции, которые свидетельствуют о происходящих процессах демократизации в российском обществе, успешном самоопределении молодых в новых исторических условиях. При этом результаты исследований отечественных ученых показывают, что «теперь уже не только молодежь, но и среднее поколение настроено на достижительные ценности». Общество будущего должно найти примирение с прошлым. Люди меняют историю, но и новая история меняет людей - считает С. Г. Воронков.

Государственная молодежная политика с позиций социализации должна быть направлена на усиление воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта в воспитании. Иными словами образование и воспитание должны быть тесно взаимосвязаны.

Исходя из выше сказанного, можно предложить некоторые критерии успешной социализации молодежи, к которым следует стремиться как к некоему идеалу: социальная адаптивность, самоорганизация, активность, ответственность, социально-экономическая автономность, наконец, экономическая самостоятельность и стремление приобрести материальную независимость от родителей, связанную в ближайшие годы с выбором профессии и началом трудовой деятельности. Все это возможно лишь в случае информационной и социально-гуманитарной грамотности и компетентности молодого человека.

1.2 Проблемы, возникающие в процессе социализации молодежи и пути их решения

На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»).

Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью.

Современное сложное и дифференцированное общество выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. Поэтому социальная адаптация и социализация молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала занимают длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Большинство молодых людей, в первую очередь студенты и учащиеся, не имеет собственного социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положением родителей или своим будущим статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, то молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.

Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.

Мы видим единственно возможный вектор разрешения этой проблемы:

Основоположник теории этногенеза Л. Н. Гумилёв в своих трудах рассмотрел механику сползания истории этноса «России» в фазу затухания и чётко определил возможность выхода из неё на новый виток спирали этногенеза, но уже в новом качестве. Путь один - изменить господствующий общественный императив поведения фазы затухания: «Будь таким как мы» на императив: «Будь самим собой» - «быть самим собой, неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу». «Неповторимая личность» может формироваться только на основе эффективного использования в образовании и воспитании достояний национальной культуры и народной нравственности в её традиционных формах. И нужна любовь к своему народу, к своей земле. Аксиоматическая суть этой истины:

Подтверждается классиком-исследователем нравственной проблематики Ю. М. Нагибиным : «Моё глубокое убеждение, что патриотизм начинается со своего дома, двора, улицы, с родного города. Трудно любить страну, …, если молодой человек не может воспринимать свой город, как часть, самую важную для него, часть своей страны. Здесь на маленькой Родине, … . Человеческая личность формируется с детства».

А в «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» она развивается до государственной значимости: «Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».

В современном российском обществе, претерпевающем период системной социетальной трансформации, молодежь является одной из наиболее социально незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих перемен.

Результаты крупномасштабного социологического исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенного Институтом социологии РАН, позволяют разбить молодежь на ряд групп согласно их жизненным притязаниям:

«семейные» (13%) - молодые люди, которые говорят в первую очередь о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей;

«труженики» (17 %) - та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом;

«предприимчивые» (20 %) - россияне в возрасте от 17 до 26 ле г, которые утверждают, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка;

«гедонисты» (10 %) - молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие;

«максималисты» (19 %) - молодые люди, которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Данная группа не является более молодой, чем другие, и ее стремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее соответствует распределению среди молодежи в целом;

«карьеристы» (6 %) - молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес - больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов - стать известными, обладать властью и т.д.;

«отчаявшиеся» (5 %) - молодежь, которая не видит в себе сил достичь тех или иных успехов;

«тщеславные» (1 %) - молодые люди, которые рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

В настоящее время в России из-за значительного имущественного и социального расслоения принадлежность к той или иной страте практически всецело определяет жизненные перспективы и возможности самореализации молодых людей. С одной стороны, уже можно говорить о сформировавшейся очень узкой замкнутой элитной группе «золотой молодежи», высокий статус и неограниченные материальные, социальные, образовательные возможности которой отражают эксклюзивное положение в обществе их родителей, принадлежащих к реальной политической, экономической, управленческой элите. С другой стороны, в стране увеличивается число молодых людей, обладающих в силу бедности и низкого социального статуса родителей чрезвычайно узким диапазоном реальных возможностей и жизненных перспектив и сознающих это, вследствие чего у этих молодых людей усиливаются социальная пассивность и индифферентность, а иногда - пессимизм и агрессивность.

Согласно результатам упомянутого исследования, сегодня отношение молодежи к жизни в России напрямую зависит от материального положения. Чем выше молодежь оценивает свое материальное положение, тем больше ей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87 % россиян в возрасте 17-26 лет, которые оценивают свое материальное положение как благополучное, жизнь в России в целом нравится и только 13 % не нравится. Для молодежи с плохим материальным положением ситуация противоположна: 60 % говорят, что сегодняшняя жизнь в стране им в целом не нравится, и только 40 % молодых людей говорят об обратном.

Безусловно, у молодежи удовлетворенность жизнью не сводится исключительно к материальным благам.

Семья является бесспорной ценностью для всех поколений россиян. О том, что в их жизненных планах нет такого пункта, как создание семьи и наличие детей, говорят не более 4 % и старшего, и младшего поколения россиян. Но для первых задача создания прочной семьи и воспитания хороших детей уже могла быть реализована в силу возраста (69 % и 72 % соответственно), а для молодежи - это скорее еще цель, которую они планируют достичь.

В то же время анализ представлений о том, что является главным при создании семьи, среди различных возрастных когорт молодого поколения свидетельствует о том, что самая младшая возрастная когорта (до 20 лет) существенно большее значение придает материальным факторам при создании семьи, а старшие молодежные когорты (24-26 лет) несколько чаще отдают предпочтение таким позициям, как согласованность семейных и личных жизненных планов.

Молодежный рынок труда, трансформация трудовых ценностей и трудовой мотивации молодежи в современной России рождают чрезвычайно актуальные проблемы. В результате трансформации российского общества и сопровождающих этот процесс масштабных изменений в социально-экономической сфере сформировалась достаточно обширная социальная общность - незанятая молодежь, которая в силу специфики возрастных социально-психологических характеристик оказалась недостаточно подготовленной к современным рыночным условиям, что во многом обусловило одну из основных проблем на рынке труда современного российского общества - острую нехватку высококвалифицированных специалистов. Несоответствие выпускаемых вузами специалистов потребностям общества привело к тому, что почти половина выпускников вузов вынуждена менять свою специализацию, причем кардинально, и новая профессия зачастую существенно отличается от полученной в вузе.

Трансформация трудовых ценностей и трудовой мотивации современной российской молодежи отражает то, что происходит во всем обществе. За последнее десятилетие трудовые ценности российского населения существенно изменились, в частности повысилась значимость таких ценностей, как надежное место работы, хороший заработок, удобный график работы, возможность чего-то достичь, но понизилась значимость таких ценностей, как работа, уважаемая широким кругом людей, а также возможность инициативы, соответствие работы способностям и ответственная работа. Таким образом, повысилось значение достиженческой стороны трудовых ценностей, тогда как то, что составляет ценность труда, определяет его ценностное содержание (работа в соответствии со способностями, возможность инициативы, работа, уважаемая широким кругом людей), утратило значение многих россиян. Названные тенденции в трансформации трудовых ценностей российского населения характерны для представителей различных тендерных, профессионально-должностных, социально-демографических и поколенческих групп, что опровергает распространенное мнение о том, что ценностные изменения в сознании и поведении россиян на современном этапе носят преимущественно межпоколенный характер и изменения происходят только в среде молодого поколения.

В процессе социализации общество воспроизводит себе подобных с характерным уровнем сознания, мышления, культуры, поведения и т.д., причем процесс социализации не всегда протекает успешно, особенно в обществах трансформационного типа, к которым относится современная Россия. Основной проблемой современного российского общества в контексте социализации молодых поколений является отсутствие социализационной нормы, которая определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. В современных условиях быстрых перемен и социальной трансформации общественные идеалы утрачивают свой универсальный облик, перестают играть роль идеалов, формируются новые модели и стили поведения и жизни, иначе говоря, происходит трансформация социализационной нормы.

В условиях, когда государство и общество перестало формировать заказ на конкретный тип личности, отсутствуют определенные идеологические и нормативные стандарты нате или иные качества личности, социализация российской молодежи характеризуется плюралистичностью моделей, слабой предсказуемостью, неопределенностью, хаотичностью и испытывает сильное влияние западной культуры, ее стиля жизни, которые внедряются в сознание молодежи России прежде всего через телевидение и Интернет. В этих условиях ответственность за формирование личности ложится на семью как первичную группу, в которой индивид проходит первичную социализацию. Проблема социализации личности и роли институтов социализации в этом процессе приобретает в России острую актуальность.

Таким образом, предметная область социологии молодежи весьма широка, но междисциплинарные границы, отделяющие ее от предметных областей других отраслей социологической науки, зыбкие, гак как социальные процессы, затрагивающие молодежь, охватывают и другие категории населения и группы, и рассматривать их изолированно в рамках изучения молодежи можно лишь условно.

Заключение

В данной работе была поставлена цель - изучить проблемы социализации современной молодёжи и найти пути их решения.

Для конкретизации цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать литературу по вопросам процесса социализации и её особенностей в среде молодёжи;

Изучить общую характеристику и фазы социализации;

Рассмотреть особенности и проблемы социализации современной молодёжи;

Разработать один из возможных путей решения проблемы социализации молодёжи.

Работая над данным исследованием, мы изучили процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделали вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации.

Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.

Молодежь является активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но и в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение.

Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи взаимообусловлены .

Безусловно, решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства, является первостепенным. Решать эту проблему важно с учетом институциональных аспектов. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично формирование механизма социального регулирования в этой сфере. А это задача формирования новых норм, освоения новых ценностных ориентаций, культивирования ценностей в обществе, их консервация в общественном сознании молодежи с помощью массовой коммуникации.

Наш проект, в первую очередь, направлен на минимизацию последствий первичной социализации и предотвращение неблагоприятных условий протекания вторичной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный проект способствовал повышению познавательной активности студентов. После проведения экскурсий возрос интерес к истории не только своей страны, но в первую очередь к истории своего родного края.

Также наш проект способствует развитию у экскурсантов умений внимательно наблюдать и слушать, способствует личностному развитию детей, помогает вовлечь их в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы.

Данный проект способствует воспитанию уважения и любви к своей стране и к своей «малой Родине».

Таким образом, поставленная нами цель была достигнута. Задачи выполнены.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Отсюда вытекающий вывод - необходимо искать пути решения проблем социализации молодежи и разрабатывать новые способы и механизмы социализации адекватные условиям современного общества.

Список использованной литературы

1. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1, С. 27-32.

2. Актуальные проблемы социальной психологии [текст] / редкол.: Р.М. Шамеонов и [др.] Материалы Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы социальной психологии.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. - 218 с.

3. Артемьев А.Я. Социология личности. М., 2001.

4. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

5. Гайсина Г.И., Цилюгина И.Б. Воспитание социально зрелой учащейся молодежи: учеб. пособие [текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 80 с.

6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

7. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 - 135 с.

8. Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. - 1996. - №1. - С. 7-15.

9. Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3. С. 124-128.

10. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теретические вопросы - М.: Социум,1999. - 325 с.

11. Современная молодежь: проблемы и перспективы развития [текст]// Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, - 2012. - 240 с.

12. Согомонов А.Ю. Феномен «революции притязаний» в культурно-историческом контексте // Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 / Под ред. В.С. Магуна. М.: Институт социологии РАН. 1998.

Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 - 135 с.